СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики на дезадаптацию

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра "Диагностики на дезадаптацию"

Просмотр содержимого документа
«Диагностики на дезадаптацию»


Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Диагностики на дезадаптацию








Подготовила студентка Ш-21 группы:

Бойченко Д.В.

Преподаватель: Великановская Л.А.





Ейск 2017 г

Методика «Градусник»

Цель: позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример: русский язык — 39°,математика - 36,6° и т.д.

Методика «Краски»

Цель: определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности. Из диаграммы мы видим, что урок (90%), школа (70%), класс (60%), домашнее задание (50%)- окрашены в черный цвет. Это говорит о том, что именно с этим связаны затруднения ученика в первые дни обучения.

Методика «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой )

Цель: выявить отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Детям нужно нарисовать на листе бумаги что им нравится в школе. Анализ рисунков: детей изобразили ситуации не учебного характера (ученики на перемене, ученики с портфелями). Этим детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты. Ученики изобразили игровые ситуации (качели, игрушки). Это дети с положительным отношением к школе, но у них преобладает игровая мотивация. У школьников отсутствует школьная мотивация ,если в своих рисунках они изобразили машины, узоры. На рисунках учеников изображены учитель с указкой, доска с написанными заданиями. Это говорит о наличии у ребенка познавательных учебных мотивов.

Методика «Солнце, тучка, дождик»

Цель: определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне -

С друзьями мне -

Дома мне –

Если дети настроение в школе обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.




Методика «Лесенка»

Цель: определения уровня самооценки ребенка

Для проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

на 1 — самые хорошие ребята;

на 2 и 3 — хорошие;

на 4 — ни хорошие, ни плохие;

на 5 и 6 — плохие;

на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:
1 — завышенная самооценка;
2 и 3 — адекватная;
4 — заниженная;
5 и 6 — плохая;
7 — резко заниженная.


Методика «Какой Я?»

Цель: определить самооценки ребенка-дошкольника.

Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таб. 1), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший





2

Добрый





3

Умный





4

Аккуратный





5

Послушный





6

Внимательный





7

Вежливый





8

Умелый (способный)





9

Трудолюбивый





10

Честный





Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»

Цель: определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10.

Методика «Школьной зрелости» (А. Керн)

Цель: определить уровень школьной зрелости.

Тест состоит из трех заданий:

  • рисование мужской фигуры по представлению,

  • подражание письменным буквам,

  • срисовывание группы точек.

1-е задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.

2-е и 3-е задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Оценка полученных результатов:

Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов( 63% детей).

«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов(28%).

«Незрелыми» – 10 и более баллов(9%).

Методика «Диаграмма «Хорошее – плохое».

Цель: определить уровень взаимодействия ребенка в разных социальных сферах общении

Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твой дом (семью), всё, что в происходит в нём, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа, в которой есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.

Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».

Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.

Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Диагностика школьной тревожности Филлипса.

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструментарий: бланки для ответов.

Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».