СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика формирования элементарных математических понятий подготовительная група

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика формирования элементарных математических понятий подготовительная група»

Образовательная область «Познание» Раздел «Формирование элементарных математических понятий».


Методика

Критерии оценки

Уровень знаний о количестве, счёт в пределах 20

А) Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.

Материал: набор цифр в произвольном порядке (от 0 до 9). Задание:

Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те числа, которые ему покажут (7, 4, 5, 9); назвать число, которое

находится между числами 3 и 5; 7 и 9; 6 и 8; 2 и 4.

Б) Выявление умений называть числа в прямом и обратном порядке, соотнесения цифры и количества предметов.

Материал: цифры, кружочки. Задание:

Воспитатель предлагает ребёнку посчитать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (без опоры на наглядность).

- Посмотри на цифры (предлагается 2 варианта), и положи рядом с каждой цифрой соответствующее количество кругов.

3 балла – ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи

между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.

В) Дидактическое упражнение «Весёлые игрушки» - выявление умения считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20; пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Материал: 15-18 мелких игрушек. Задание:

  • Разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.

  • Сколько всего игрушек?

  • какой по счёту мишка? Мячик и т.д.

Г) дидактическое упражнение «Что будет, если…» - на выявление знаний о составе первого

десятка (из отдельных единиц). Задание:

Подумай и дай правильный ответ:

  • Что будет, если к 7 прибавить 1? (получится число 8)

  • К 9 прибавить 1?

  • Как получить число 8, если есть число 9 (убрать 1 единицу)

  • Что будет, если сложить три единицы? (получится число 3)

  • А если сложить 5 единиц? (число 5)

Д) Дидактическая игра «Назови соседей» - выявление умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе).

Материал: дидактическая игра «Назови соседей»: домик, цифры. Задание:

Воспитатель предлагает ребёнку найти соседей числа для двух чисел (на усмотрение воспитателя).

Е) Выявление умения составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий.

Материал: цифры от 0 до 9, знаки «+», «-«, «=»; предметные картинки для задачек.

2 балла – ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на

единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

1 балл – ребёнок допускает много ошибок, даже с дополнительными объяснениями и показами воспитателя; не понимает заданий.


Задание:

- Рассмотри картинки и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи (на сложение и вычитание).

Ж) Дидактическая игра «Пойдём в магазин».

Материал: монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Задание:

Воспитатель говорит, что нужно сходить в магазин, но она забыла, какие деньги есть у неё в кошельке, просит ребёнка помочь ей назвать монеты.

Уровень знаний детей о величине

А) Дидактическая игра «День рождения Винни-Пуха» выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части.

Материал: 3 круга, 3 квадрата, ножницы. Задание:

  • Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на две и четыре равные части.

  • Подумай и ответь: часть круга, квадрата больше или меньше целого? Как можно назвать эти части? (половина, одна вторая, одна четвёртая).

Б) Дидактическое упражнение «Дорожки» - выявление умения измерять длину с помощью условной мерки.

Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка.

Задание:

  • Рассмотри дорожки.

_ Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?

  • Как это проверить?

3 балла – ребёнок самостоятельно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; правильно определяет название частей; при выполнении задания 2 самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает выводы.

2 балла – ребёнок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части, но не может дать название частям; при измерении длины ребёнок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл – ребёнок не может разделить круг и квадрат на равные части, не понимает значение понятий «целое» и «часть»; не имеет представлений о понятии

длины, не умеет пользоваться



условной меркой даже после показа

воспитателем.

Уровень знаний детей о форме

Дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры»

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, пятиугольники; объёмные – шар, круг, цилиндр, конус.

Задание:

А) Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники)

Б) Сравнение круга и квадрата (Наличие и отсутствие углов).

В) Назови объёмные фигуры.

3 балла – ребёнок имеет чёткое представление о геометрических фигурах (плоскостных и объёмных). Делает обобщение

«многоугольник», знает понятие

«угол».

2 балла – ребёнок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объёмных). С помощью воспитателя делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».

1 балл – ребёнок не понимает заданий, не может назвать даже

плоскостные фигуры.

Ориентировка в пространстве

Дидактическая игра «Волшебная точка» - выявление умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Материал: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш.

Задание:

От заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево – должен

получиться стульчик.

3 балла – ребёнок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла – ребёнок справился с заданием, но был не уверен, часто просил повторить или уточнить задание.

1 балл – ребёнок не справился с заданием, допустил более 3 ошибок.


Ориентировка во времени

А) Дидактическая игра «Живая неделя» Материал: карточки с цифрами от 1 до 7. Задание:

  • Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует.

  • Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. Б) Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» Задание:

  • Назови, какой сейчас месяц?

  • Как называется первый (второй) месяц весны?

В) дидактическое упражнение «Определи время» (точность до 1 ч) Материал: циферблат часов.

Задание:

  • Который час? ( 2-3 варианта)

3 балла – ребёнок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки; знает не только текущий, но и все остальные; умеет определять время с точностью до 1 часа.

2 балла – ребёнок знает последовательность дней недели, но затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрой, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц; неуверенно определяет время.

1 балл – ребёнок не справился с

заданием даже после наводящих вопросов.

Формирование логики

А) Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал: логические таблицы Задание:

Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру и поразмышлять вслух.

3 балла – ребёнок «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями.

Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического

Б) Выявление способности к творческому воображению, фантазированию. Материал: набор игры «Вьетнамской игры».

Задание:


Ребёнку предлагается из элементов «Вьетнамской игры» придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

содержания активно отражает в речи.

2 балла – ребёнок с помощью воспитателя выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может

«расшифровать» условные обозначения. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

1 балл – ребёнок неуверенно выполняет действия в заданной последовательности даже после помощи воспитателя или не справляется совсем. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.