Диагностика познавательных процессов
Диагностика восприятия
1.Методика «Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:
Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Обработка результатов и интерпретация
Правильно отмеченные картинки:
- грибок, чашка, месяц, шляпа
- коляска, стул, сапоги, кресло
- морковь, пирамидка, листок, ёлка
- лампа, матрёшка, груша, снеговик
Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий
Качественный анализ результатов
1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей. 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки. 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.
2. Методика на восприятие детей. "Нелепицы"
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Диагностика памяти
1. Методика "Определение типа памяти"
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Диагностика мышления
1. Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
2. Методика «Исследования словесно-логического мышления»
(направлен на выявление осведомлённости, выявление существенных признаков)
шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы
медведь, олень, волк, верблюд, пингвин
24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.
сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март
соловей, страус, аист, синица, скворец
часто, всегда, никогда, редко, иногда
год, месяц, неделя, день, понедельник
листья, цветы, плоды, корень, тень
август, осень, суббота, утро, каникулы
комбайн, самосвал, автобус. Экскаватор, тепловоз
Диагностика воображения
1.Диагностика на воображение детей 6 - 7 лет. "Придумай игру"
Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1) Как называется игра?
2) В чем она заключается?
3) Сколько человек необходимо для игры?
4) Какие роли получают участники в игре?
5) Как будет проходить игра?
6) Каковы правила игры?
7) Чем должна будет закончиться игра?
8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.
Критерии оценки
1) оригинальность и новизна,
2) продуманность условий,
3) наличие различных ролей,
4) наличие правил,
5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов
О баллов — полное отсутствие определенного признака,
1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака 2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
Выводы об уровне развития
10 баалов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий;
4-7 баллов — средний;
2-3 балла — низкий;
балл — очень низкий.
2.Методика на воображение ребенка.
"Нарисуй что - нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ
Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
5- 7 баллов — средний;
3-4 балла — низкий;
0-2 балла — очень низкий
3. Методика на воображение ребенка.
"Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА
Инструкция: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем - либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1) скорость придумывания рассказа;
2) необычность, оригинальность сюжета;
3) разнообразие образов, используемых в рассказе;
4)проработанность и детализация этих образов;
5) эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или и признак из перечисленных выше.
Оценка результатов
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами — если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;
1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;
0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;
1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;
0 баллов — если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел
Разнообразие образов оценивается:
2баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);
1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;
0 баллов - если в рассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:
2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;
1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;
0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;
1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;
0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
4- 7 баллов — средний;
2-3 балла — низкий;
балл — очень низкий.