Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности критического мышления у обучающихся в начальной школе»
Выявление уровня развития критического мышления (1-2 класс)
Критерии и показатели критического мышления
Критерии | Показатели | Методы измерения |
Способность к сравнению | Преобладание навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Умения давать оценку. | Работа с образцом |
Способность к логическим суждением | Осознанность мыслительной деятельности. Способность исправлять ошибки. | Работа с небылицами |
Способность к прогнозированию | Ясность изложения. Умение аргументировать. Готовность к планированию. | Работа с картинками |
Уровни развития критического мышления
Уровень | Проявления уровня |
Зарождающейся критичности (низкий) | Слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа, не способность выделять очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда |
Проясняющейся критичности (средний) | Невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции, возможность отчетливо фиксировать противоречия (ошибки) |
Позитивной критичности (высокий) | Способность обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения, устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку |
Этапы исследования:
1 этап - работа с образцом. При специально организованном обучении детям вначале рассказывается о каком-либо предмете, сопровождая рассказ ее показом. Экспериментатор выделяет основные детали предмета (один из предметов должен иметь не все детали).
"Посмотри внимательно на эти предметы, сравни их и скажи, чем они отличаются". Таким образом, дети подводятся к поиску ошибок. Затем сравнивают предметы на различном расстоянии, отыскивают отдельные ошибки.
2 этап - работа с небылицами. Детям зачитываются небылицы. На этом этапе ученики с помощью инструкции "найди ошибки" нацеливаются на оценку собственной позиции. Внимательно слушают и рассказывают о замеченных ошибках и недостатках. В ходе этапа ученики должны не только подметить несуразности, но и обосновать свои суждения.
3 этап – работа с картинками. Подбираются образцы картинок, в которых отражается общая суть (например, работа людей различных профессий.) Проводится беседа о работе строителя и пожарного с показом картинок, в которой ученики должны были рассказать об особенностях данных профессий.
Карта педагогических наблюдений для диагностики уровня развития критического мышления в младшем школьном возрасте (3-4 класс)
Предмет наблюдения | На что важно обратить внимание | Необходимые текущие заметки | Выводы |
Умение ясно и четко формулировать вопрос или проблему. | Любознателен ли, имеет желание ставить вопросы и находить на них ответы. Общителен и активен в образовательном процессе. Выражает свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. | | |
Умение выделять су- щественные и несу- щественные при- знаки предметов и понятий. | Отделяет ли главное от несущественного в тексте и умеет ли акцентироваться на первом. Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке | | |
Умение собирать информацию, кото- рая нужна для раз- решения вопроса. | Насколько развито умение ориентироваться в тексте, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями. Есть ли желание пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы. Насколько тщателен в поиске информации. | | |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Насколько учащийся видит взаимосвязь между событиями, понимает ли как различные части информации связаны между собой. Разумность в выборе критериев. | | |
Умение сравнивать и выделять главное. | Может ли ученик выделить в сравниваемых предметах или явлениях один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. Обращает ли внимание на детали, отделяет главное от второстепенного. | | |
Умение обобщать и анализировать. | Способен ли ученик рассуждать, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Может ли сделать собственный вывод на основе имеющихся суждений. | | |
Оценка:
По каждому критерию выставляется балл от 0 до 2. Максимальное количество баллов – 12.
Низкий уровень развития – 0-5 баллов;
Средний уровень – 6-10 баллов;
Высокий уровень – 11-12 баллов