СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня сформированности критического мышления у обучающихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности критического мышления у обучающихся в начальной школе»

Выявление уровня развития критического мышления (1-2 класс)

Критерии и показатели критического мышления

Критерии

Показатели

Методы измерения

Способность к сравнению

Преобладание навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Умения давать оценку.

Работа с образцом

Способность к логическим суждением

Осознанность мыслительной деятельности. Способность исправлять ошибки.

Работа с небылицами

Способность к прогнозированию

Ясность изложения. Умение аргументировать. Готовность к планированию.

Работа с картинками

Уровни развития критического мышления

Уровень

Проявления уровня

Зарождающейся критичности

(низкий)

Слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа, не способность выделять очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда

Проясняющейся критичности

(средний)

Невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции, возможность отчетливо фиксировать противоречия (ошибки)

Позитивной критичности

(высокий)

Способность обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения, устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку


Этапы исследования:

1 этап - работа с образцом. При специально организованном обучении детям вначале рассказывается о каком-либо предмете, сопровождая рассказ ее показом. Экспериментатор выделяет основные детали предмета (один из предметов должен иметь не все детали).

"Посмотри внимательно на эти предметы, сравни их и скажи, чем они отличаются". Таким образом, дети подводятся к поиску ошибок. Затем сравнивают предметы на различном расстоянии, отыскивают отдельные ошибки.

2 этап - работа с небылицами. Детям зачитываются небылицы. На этом этапе ученики с помощью инструкции "найди ошибки" нацеливаются на оценку собственной позиции. Внимательно слушают и рассказывают о замеченных ошибках и недостатках. В ходе этапа ученики должны не только подметить несуразности, но и обосновать свои суждения.

3 этап – работа с картинками. Подбираются образцы картинок, в которых отражается общая суть (например, работа людей различных профессий.) Проводится беседа о работе строителя и пожарного с показом картинок, в которой ученики должны были рассказать об особенностях данных профессий.



Карта педагогических наблюдений для диагностики уровня развития критического мышления в младшем школьном возрасте (3-4 класс)

Предмет наблюдения


На что важно обратить внимание


Необходимые текущие заметки


Выводы


Умение ясно и четко

формулировать вопрос или проблему.


Любознателен ли, имеет желание ставить вопросы и находить на них ответы. Общителен и активен в образовательном процессе. Выражает свои мысли (устно и

письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.



Умение выделять су-

щественные и несу-

щественные при-

знаки предметов и

понятий.


Отделяет ли главное от несущественного в тексте и умеет ли акцентироваться на первом. Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке



Умение собирать

информацию, кото-

рая нужна для раз-

решения вопроса.


Насколько развито умение

ориентироваться в тексте, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями.

Есть ли желание пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы. Насколько

тщателен в поиске информации.




Умение устанавливать причинно-следственные связи.


Насколько учащийся видит взаимосвязь между событиями, понимает ли как различные части информации связаны между собой.

Разумность в выборе критериев.



Умение сравнивать

и выделять главное.


Может ли ученик выделить в сравниваемых предметах или явлениях один или несколько

признаков, по которым будет произведено сравнение.

Обращает ли внимание на детали, отделяет главное от второстепенного.



Умение обобщать и

анализировать.


Способен ли ученик рассуждать,

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Может ли сделать собственный вывод на основе имеющихся суждений.



Оценка:

По каждому критерию выставляется балл от 0 до 2. Максимальное количество баллов – 12.

Низкий уровень развития – 0-5 баллов;

Средний уровень – 6-10 баллов;

Высокий уровень – 11-12 баллов