В эту Книжку я включила игры, направленные на формирование зрительного восприятия и внимания, сенсомоторной функции и речевых умений обучающихся с ТМНР, а именно, обучающихся с нарушением зрения и ДЦП. На одной и той же игре я могу решать разные задачи. Вот несколько примеров, как я использую Книжку. Беру только ту игровую панель, которая соответствует поставленным задачам, остальные убираю из поля зрения обучающегося.
Например, дидактическая игра «Накормим зайчика», нацелена на формирование умения осуществлять практическую поисковую деятельность, умения зрительно и тактильно опознавать и называть объект. Она включает в себя яркое крупное изображение сюжета с мобильными и статичными деталями. Правила такие.
Педагог предлагает рассмотреть сюжет, зрительно и тактильно исследовать детали игры, называя каждую в отдельности. Можно сопровождать процесс восприятия рассказом.
-Жил – был зайчик. Он очень любил морковку. Обнюхивал каждый кустик и травинку. Везде искал её. Мы можем помочь зайчику найти морковку.
Игровое действие: ребёнок самостоятельно или при помощи педагога опознаёт зрительно и тактильно контур предмета, его форму, цвет; выполняет поисковые действия - ищет морковку, следуя инструкциям взрослого;
уточняем расположение предмета (посмотрим морковку на полянке, под ёлочкой и т.д.). Сначала это задание выполняется совместно с ребёнком «рука в руке», затем помощь сокращается и переходит в совместно-разделённые действия, при которых часть поисковых действий ребёнок выполняет сам, а часть совместно с педагогом.
Игра 2 «Весёлый клоун» нацелена на формирование волевых усилий, слухо-зрительно-моторной координации .
Педагог предлагает обучающемуся рассмотреть изображение, зрительно и тактильно исследовать фигурку клоунессы, следуя указательному жесту и называя части туловища, головы, лица. Процесс восприятия можно сопровождать рассказом.
-Алиса любила играть в клоуна. Она надевала шляпу, нос и большие ботинки. У ботинок были очень длинные шнурки. Алисе трудно их завязывать. Давай, поможем помочь ей научиться развязывать и завязывать шнурки.
Игровое действие: Первично отрабатывается приём вдевания ленты в кольцо и её вытаскивания. Важно понимать, что данный приём сформировался у ребёнка: он умеет вдевать шнурок в кольцо сам, только тогда можно переходить к основному действию со шнуровкой. Далее совместно с ребёнком выполняется основной способ развязывания (завязывания) шнурка, используя совместные или совместно-разделённые действия. Выполняемые действия обязательно сопровождаются речью педагога. Далее приём шнуровки можно переносить на реальные предметы обуви.
Игра 3. «Поймай шары» нацелена на формирование зрительного соотнесения объекта с его контуром, умения понимать и действовать по инструкции; умения показывать и называть цвет и форму.
Ведущий даёт время для зрительного и тактильного восприятия картинки, общего охвата зрением. Обыгрывает сюжет картинки:
-Улитка Ая очень любит шарики. Она выползает на полянку и играет с ними. Когда шарики уносит ветер, улитка Ая огорчается. АЙ-АЙ-АЙ, плачет улитка! Давай, поможем улитке вернуть шарики.
Затем совместно с ребёнком, следуя указательному жесту, педагог называет сенсорные особенности изучаемого элемента – круга и его контура (форму, цвет; форму и цвет). Здесь необходимо понимать, что ребёнок усвоил, что контур круга - это тоже круг. Затем педагог убирает фигуру и снова помещает её на контур, комментируя свои действия «Круг на круг», если закрепляется форма и цвет, то уточняется «жёлтый круг на жёлтый круг».
Игровое действие: ребёнку нужно повторить те же действия с фигурой; при этом педагог управляет процессом, используя доступные ребёнку инструкции «Дай (покажи) круг, где круг?». Если ребёнок ошибается, то педагог конкретизирует – это не круг и использует отрицательный жест. Каждое правильно выполненное действие педагог подкрепляет звуком «Улитка радуется».
Предполагаемые результаты применения дидактической игры «Книжка-Развивай-ка»:
-повышается мотивация и волевые усилия к игровым действиям;
-повышается устойчивость и дифференцированность зрительного внимания и восприятия;
-активизируется двигательная (моторная) функция кисти руки;
-формируются сенсорные умения и навыки (представления о цвете, форме предметов);
-формируется чувственный опыт ребенка на основе взаимодействия различных сенсорных систем.
v
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра «Книжка Развивай-ка»»
Тема «Формирование зрительного восприятия, сенсомоторных и речевых умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
Цель – создание условий для формирования зрительных, сенсомоторных и речевых умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи :
- формировать представление о форме, цвете, величине, качестве объекта, умение его называть и показывать;
- коррегировать и развивать слухо-зрительно-моторную координацию через зрительное узнавание и тактильное осязание объектов;
- воспитывать активность в практической деятельности с игровым материалом.
- Возраст : дети от 1, 5 лет.
- Особенности целевой аудитории : дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения зрения, сенсомоторные нарушения, речевое недоразвитие.
Игра 1 «Накормим зайчика» Цель-формирование умения осуществлять практическую поисковую деятельность, умения зрительно и тактильно опознавать объект и называть его
Ход игры 1
Ведущий (педагог, родитель) предлагает рассмотреть сюжет, зрительно и тактильно исследовать детали игры, называя каждую в отдельности. Можно сопровождать процесс восприятия рассказом.
-Жил – был зайчик. Он очень любил морковку. Обнюхивал каждый кустик и травинку. Везде искал её. Мы можем помочь зайчику найти морковку.
Игровое действие : ребёнок опознаёт зрительно и тактильно контур предмета, его форму, цвет (зайчика, морковки); соотносит со словом; выполняет поисковые действия - ищет морковку, следуя инструкциям взрослого в зависимости от того, какое действие с предметом в настоящее время формируется (посмотрим на полянке, под ёлочкой и т.д.). Сначала это совместные действия, затем помощь сокращается и переходит в совместно-разделённые действия.
1
2
1
3
4
Игра 2 «Весёлый клоун» Цель- формирование способности к волевым усилиям, слухо-зрительно-моторной координации
Ход игры 2
Ведущий (педагог, родитель) предлагает рассмотреть сюжет, тактильно исследовать фигурку клоунессы, называя части туловища, головы, лица. Процесс восприятия можно сопровождать рассказом.
-Алиса любила играть в клоуна. Она надевала шляпу, нос и большие ботинки. У ботинок были очень длинные шнурки. Алисе трудно их завязывать. Мы можем помочь ей научиться развязывать и завязывать шнурки.
Игровое действие : ведущий показывает способ выполнения развязки шнуровки. Далее вместе с ребёнком выполняет способ развязывания (завязывания) шнурка, используя совместные или совместно-разделённые действия. Выполняемые действия комментируются речью ведущего. Далее эти способы можно переносить на реальные предметы обуви.
2
Игра 3 «Собери картинку» Цель- формирование зрительного соотнесения объектов, умения понимать и действовать по инструкции; умения показывать и называть форму и цвет.
Ведущий даёт время для зрительного и тактильного восприятия сюжета, общего охвата зрения. Затем совместно с ребёнком, следуя указательному жесту называет сенсорные особенности изучаемого элемента – круга и его контура (форму, цвет; форму и цвет). Здесь необходимо понимать, что ребёнок усвоил, что контур круга - это тоже круг. Затем педагог убирает фигуру и снова помещает её на контур, комментируя свои действия «Круг на круг», если закрепляется форма и цвет, «жёлтый круг на жёлтый круг»
Игровое действие : ребёнку нужно повторить те же действия с фигурой; при этом ведущий управляет процессом, используя доступные ребёнку инструкции «Дай (покажи) круг, где круг?». Если ребёнок ошибается, то педагог конкретизирует –это не круг и использует отрицателньый жест
3
Предполагаемые результаты применения дидактической игры «Книжка-Развивай-ка»
- Повышается мотивация и волевые усилия к игровым действиям;
- повышается устойчивость зрительного внимания и восприятия ;
- активизируется двигательная (моторная) функция кисти руки;
- формируются сенсорные умения и навыки (представления о цвете, форме и величине предметов);
- формируется чувственный опыт ребенка на основе взаимодействия различных сенсорных систем.
Коллеги, спасибо за внимание!
Заказать игровые мягкие панели
игры «Книжка Развивай-ка»
можно по тел.: 8-923-576-46-89
Стригина Елена Александровна