СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры как средство развития лексической стороны речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием мы обязаны учитывать вышеперечисленные задачи, поэтому поиск методов и средств их решения остаётся актуальным вопросом в сфере специальной педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство развития лексической стороны речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Речь – это психическая функция, опосредованная языком, организующая передачу информации в процессе взаимодействия с людьми и миром. В процессе своего взросления ребёнок овладевает различными навыками, умениями, в том числе и речью как способом общения. С помощью общения люди передают накопленный социальный опыт новому поколению. Исходя из этого, можно утверждать, что без полноценного общения, а значит и речи, ребёнок не сможет развить в себе человеческую сущность.

В настоящее время развитие речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте для данной категории обучающихся и носит обязательный характер.

Содержание стандарта в этой области реализует следующие основные задачи:

1. Расширение представлений об окружающей действительности.

2. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.

3. Развитие навыков связной устной речи.

4. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.

5. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета

В процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием мы обязаны учитывать вышеперечисленные задачи, поэтому поиск методов и средств их решения остаётся актуальным вопросом в сфере специальной педагогики.

Детям с умственным недоразвитием характерна общая патологическая инертность, неэмоциональность. Поэтому возникает необходимость поиска тех методов и приёмов, которые бы стимулировали их внимание и интерес. Взрослым необходимо постоянно подкреплять положительное отношение детей к предлагаемой деятельности. Эту задачу выполняют дидактические игры. Дидактическая игра, как средство развития и обучения ребёнка дошкольного возраста, а при интеллектуальных нарушениях и младшего школьного возраста, наиболее эффективна, так как именно игра является ведущей деятельностью детей.

Данный вид игры успешно выполняет две основные функции: обучающую и игровую. Обучающую функцию преследует взрослый – ради неё он и создаёт игровую ситуацию. Игровая функция выступает мотивацией для ребёнка – ради неё он действует. Важно создавать такие условия, чтобы две эти функции дополняли друг друга и обеспечивали формирование навыков.

Дидактические игры различаются по сформированности словарного запаса ребёнка, его представлений об окружающей среде, предметах и явлениях природы. Игры с предметами предполагают начальную ступень формирования лексической стороны речи ребёнка. В процессе игры дети узнают и запоминают название предмета (игрушки), его признаки, свойства и назначение. Незаметно для детей, пополняется их словарный запас существительными, прилагательными (описывающие цвета, форму, вес), словами-действиями, наречиями. Необходимо, чтобы педагог как можно чаще озвучивал слова, характеризующие тот или иной предмет.

В своей работе я использую такие игры как «Часть-целое», «Касса букв», «Кто где живет?», «Кто что есть?» и другие. Так же часто использую несколько игр сразу, подстраиваю под ситуацию и ребенка.

Разберем дидактические игры «Часть-целое» и «Касса букв». Ребенку предлагается назвать овощ или фрукт, сказать какой он формы, цвета. После чего ему предлагается выбрать и назвать букву, на которую начинается название данного фрукта или овоща. Следующим заданием даю найти этот овощ или фрукт на карточке.

Дидактическая игра «Технопутаница». Отрабатывается чтение по слогам, логическое мышление и речь. После того, как ребенок собрал транспорт или прочитал слово, мы описываем предмет, перечисляем, что у него есть, как называют человека, который управляет тем или иным транспортом.

Изучаем чувства и эмоции. Через эту игру ребенок узнает какие могут быть эмоции, изображает сам их, объясняет, почему персонаж испытал те или иные чувства.

И в завершение хотела рассказать об игре «Читайка», которая не только развивает чтение, но и мыслительные процессы. Суть игры найти все слова загибая уголки. Можно дать задания: найти все слова, где растут деревья (Сад, Роща, Чаща), на кухне есть…(чай, сода, соль) и другие. Так же можно игра в «Цепочку», чтобы найти слово на последнюю букву прочитанного.