СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра является источником радости для человека, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности.
Дидактические игры на уроках ОПК
Зачем нужна игра в школе?
Во-первых – это школа произвольного поведения (по определению известного детского психолога Д. Б.Эльконина). Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
Во-вторых, игра – школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог – А. Н.Леонтьев). При умелой организации взрослых игры учат многим христианским добродетелям; терпимости к другим, смирению, например.
В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. В остальные возрастные периоды ее роль не преуменьшается для человека, только меняется ее содержание, и с возрастом игра приобретает свои особенности.
По мнению о. Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижение единства мира и его Творца. (В. Зеньковский Проблемы воспитания).
Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности.
Педагогическая игра, по мнению Г. К. Селевко, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра — современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.
Преимущественно для умственного развития предназначены специальные, так называемые дидактические (обучающие) игры.
Целевая ориентация дидактических игр – это расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Ребенок, играя, учится различать и называть величину, форму, цвет предметов, объединяет детали в целое, разбирает предмет на части. Настольно-печатные игры типа складных картинок и кубиков, лото, наборы деталей для построек, простые конструкторы развивают мышление, память, воображение ребенка и такие свойства личности ребенка, как наблюдательность, настойчивость, трудолюбие.
Игра – это эффективный способ повторения изученного библейского материала или заучивания его наизусть. Можно использовать карточки, кроссворды, задания, в которых нужно вставить пропущенные слова, расположить информацию в определенном порядке, выбрать правильный ответ и т. д.
Игры
Игра «Да - нет».
Учитель называет детям те или иные слова. Если дети согласны с учителем, они говорят слово «да» и поднимают руки вверх; если не согласны – говорят «нет» и садятся на корточки.
1) Своего Ангела-хранителя надо любить и стараться не огорчать. Как вы думаете, нравятся Ангелу:
Послушные дети, дети-драчуны, отличники, плаксы, неряхи, аккуратные дети, дети, которые помогают другим, лентяи, грубияны, вежливые дети.
2) Какие из этих поступков являются хорошими, а какие – нет?
Лене дали конфету, а она не сказала «Спасибо».
Оля забыла ручку и попросила у подруги: «Вера, дай мне, пожалуйста, ручку».
Нина опоздала на урок.
Витя ударил Мишу портфелем.
Галя помогла маме помыть посуду.
Таня улыбнулась Маше.
Все ребята приготовили домашнее задание.
3) Какие из этих предметов есть в храме?
Окно, парта, икона, крест, мяч, дверь, купол, колокол, кукла, свеча, машина, подсвечник, мальчик, собака.
4) Я буду называть действия людей, а вы будете поднимать руки вверх, если это добро, и опускать вниз, если то, что я называла, - зло, грех.
Помочь маме вымыть посуду; внимательно слушать учителя; болтать, когда говорит старший; пожалеть того, кто плачет; обзывать других; драться; хвастаться; вежливо со всеми здороваться; воровать; кормить зимой птичек.
5) С какими из этих правил поведения вы согласны, а с какими – нет?
Чтобы войти первым в класс, надо оттолкнуть всех остальных.
Утром, войдя в класс, нужно сказать: «Доброе утро!»
Уходи из класса молча, ничего не говори.
Если тебе дали яблоко, не забудь сказать: «Спасибо!»
Придя домой, кинь портфель под стол.
Уходя из столовой, не забудь сказать: «Спасибо!»
Если кто-то плачет, надо его пожалеть.
Если ты увидел на парте чужую красивую ручку, возьми ее себе, никого не спрашивая.
6) Давайте проверим, как хорошо вы запомнили то, что мы изучали на прошлых занятиях.
Авель был пастухом. (Да)
Люди в Иерусалиме встречали Иисуса Христа с ветками вербы. (Нет)
Рождество Христово отмечается 19 января. (Нет)
Каин убил Авеля. (Да)
Первый грех, который совершили люди был грех непослушания. (Да)
Аналой – это подставка для свечей. (Нет)
Во время поста люди могут есть сосиски. (Нет)
Входя во храм, нужно трижды перекреститься. (Да)
7) Давайте совершим путешествие внутрь храма. Но сначала вспомним правила поведения в храме.
Тихо нужно в храм входить?
Или резво забежать?
Трижды лоб перекрестить?
Или важно маршем прошагать?
Можно там зажечь свечу?
А кого-то стукнуть по плечу?
А у иконы постоять?
А громко топать и кричать?
8) Какие свойства принадлежат душе?
Видим, помним, чувствуем добро, слышим, чувствуем вкус, чувствуем любовь, чувствуем красоту, чувствуем запах, мыслим.
9) Какие из названных качеств человека являются хорошими, а какие плохими?
Лень, бережливость, жадность, трудолюбие, аккуратность, доброта, гордость, ложь, правдивость, неуступчивость, забота о других, вежливость, грубость.
Игра «Расположи по порядку».
Мы уже узнали, как много сотворил Господь Бог за первые пять дней. Давайте попробуем расположить, в каком порядке были сотворены те или иные предметы живой и неживой природы, нарисованные на рисунках.
(Рисунок Земли, Луны, звезд, Солнца, цветок, птица, речка, рыба, дерево)
Игра «Объясни картинку»
Учитель показывает картинки из «Детской Библии», уч-ся рассказывает, что происходит на них.
Изгнание Адама и Евы из рая.
Ной строит ковчег.
Каин и Авель.
Радуга и завет Бога с человеком.
Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа.
Поклонение волхвов.
Иисус благословляет детей.
Игра с мячом «Лишнее слово».
Преподаватель бросает мяч любому ребенку. Тот должен поймать мяч только в том случае, если слово, которое произносит учитель вместе с броском, относится к теме «Церковные праздники».
Рождество
День учителя
Пасха
Вербное воскресенье
Крещение
День строителя
8 марта
Благовещение
1 сентября
День Защитника Отечества
Покров
Игра «Определи, о ком или о чем идет речь».
1) Все время за Христом ходили, слушали все, что Он говорил. (Ученики, апостолы)
2) Такой важный предмет, издающий громкий звук. Бывает их много. Для него существует специальная постройка. Их звук созывает людей в храм. (Колокол)
3) Одежду грех пачкает, а душу … (грех)
4) Книга, в которой говорится о Великом Творце – Боге. (Библия)
5) Разговор с Богом. (Молитва)
6) Место, где особенно присутствует Бог. (Храм)
7) Глава храма. (Купол)
8) Картины на стенах храма. (Иконы)
9) Его посылает Бог, когда человек принимает Крещение. (Ангел)
10) Особые люди, которые старались не делать зла, делали только добро, старались угодить Богу. (Святые угодники)
11) Невидимая, бессмертная… (душа)
12) Человек, который по повелению Бога построил ковчег. (Ной)
13) То, что появилось при Рождении Иисуса Христа. (Звезда)
14) Символ чистоты, освящения.
Упражнение «Разговор по кругу».
1)Учащиеся встают в круг, передают друг другу сердечко и продолжают предложение: «Я люблю свою маму, потому что …»
2) Давайте в начале выясним, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Уч-ся становятся в круг и досказывают предложения, записанные на доске:
Плохо, когда … Хорошо, когда …)
Игра «Составь лесенку».
При изучении темы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» учащиеся получают карточки – «ступеньки» с написанными вопросами, отвечают на них и составляют на фланелеграфе лесенку, по которой маленькая Мария поднялась в храм.
Как звали отца Девы Марии?
Как звали мать Девы Марии?
Какими они были по возрасту?
Какими они были по характеру?
Какая у них была беда?
Что они делали?
Почему Бог дал им ребенка?
Сколько лет было Марии, когда Ее отдали на воспитание в храм?
Кто вышел Ей навстречу?
Чем он был удивлен?
Где стала жить Мария?
Чем Она занималась?
Кого Она родила?
Игра «Помоги голубю найти масличную ветку».
При изучении темы «Праведный Ной» учащиеся должны ответить на вопросы, за правильный ответ они получают листик от масличной ветки и закрепляют его на фланелеграфе.
Сколько лет прожил Адам?
Как звали единственного праведника на земле?
Что Бог велел построить Ною?
Сколько лет строил Ной ковчег?
Сколько дней лил дождь?
На каких горах остановился ковчег?
Сколько дней убывала вода?
Кого Ной выпустил сначала из ковчега?
Кого Ной выпустил потом?
Через сколько дней вернулся голубь?
Что принес голубь?
Игра «Рассади всех животных в ковчег».
На доске прикреплен рисунок ковчега и различных животных.
Вы знаете, что Ной взял в свой ковчег различных животных. Давайте посадим в ковчег сначала тех животных, в названиях которых есть звук с, ж, р.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Так дети отвечают, если согласны с высказыванием учителя. Если не согласны, то хлопают в ладоши.
1)
Кто из вас скажите, братцы, не забыл с утра подраться?
Кто сегодня рано встал, на урок не опоздал?
Кто из вас, друзья, неряха, у кого в грязи рубаха?
На кого смотреть приятно, кто причесан аккуратно?
Отличиться кто так смог, старой бабушке помог?
Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?
2) Какими мы должны быть, чтобы нам в этом мире было хорошо?
Кто поет и веселится и работы не боится?
Кто когда-нибудь болел, потому что переел?
Кто мороза не боится, по катку летит как птица?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
Кто умеет отдыхать, бегать, плавать и играть?
Кто хороший рыболов, ловит удочкой коров?
Кто из вас по мостовой ходит книзу головой?
3) Очень важно, чтобы во время путешествия вы были дружными, помогали друг другу, чтобы вы были друзьями.
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать дружно такими словами: «Это я, это я, это все мои друзья». Давайте попробуйте. Но если на мой вопрос такими словами ответить нельзя, то вы просто хлопаете в ладоши. Давайте попробуем.
Кто любит трудиться и работы не боится?
Кто привык всегда сражаться и любитель часто драться?
Кто о других не забывает и всегда им помогает?
Кто приходит на урок без опозданий точно в срок?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
Кто не любит улыбаться, но любит обзываться?
Игра «Доскажи словечко».
1) Каждый день дарит нам тысячу … (чудес):
Солнца луч из-за туч выглянул с … (небес),
Зазвенели вокруг птичьи … (голоса),
И цветы расцвели: чудеса!
Летом грозы гремят, снег идет … (зимой)
Удивительный мир и такой … (большой)!
Сколько разных чудес и загадок в нем!
И приветствуя мир, мы поем:
2) Благовещение Пресвятой Богородицы изображено на многих иконах, на картинах, описано в стихах. Вот стихотворение современной поэтессы Татьяны Шорыгиной, которое называется «Благовещение».
С крыши льется звонкая … капель,
Блеском солнца сад обрызган …весь,
Не случайно избран был …апрель,
Чтобы принести Благую… весть!
Вся природа эту весть …ждала,
Жаждал мир любви и …возрожденья,
И потоки света и …тепла
Жизнь земную привели в… движенье.
Вешний воздух над землей …царил,
Зеленели тонко …луговины –
Весть принес Архангел… Гавриил
О зачатии Спасителя и …Сына.
Игра «Собери фотографию храма»
Когда приезжают в какое-нибудь незнакомое место, обычно делают фотографию на память. Я сделала фотографию, но кто-то ее разрезал. Помогите мне ее составить.
Учащиеся получают рисунок храма, разрезанный на части. Они должны восстановить фотографию.
Игра «Будь внимателен!»
В течение минуты учитель показывает детям рисунок из «Детской Библии». Затем картинка убирается и учащиеся по памяти отвечают на вопросы.
1) Показ картины изгнания Адам и Евы из рая.
Сколько людей на картине?
Заплетена ли у Евы коса?
Что обуто на ногах у Адама?
На чем стоит ангел?
Какого цвета одежда у ангела?
Какие цветы есть на рисунке?
Что держит Ангел в руке?
Что нарисовано за спинами Адама и Евы?
2) Уч-ся рассматривают рисунок в «Детской Библии» на с. 129.
Сколько взрослых людей изображено на рисунке?
Какого цвета одежда у Иакима?
Какая мебель есть на картине?
Какая посуда есть на картине?
Какого цвета одеяло на кровати у Девы Марии?
3) Учащиеся рассматривают рисунок «Нагорная проповедь».
Какие цветы изображены на рисунке?
Есть ли на рисунке лилии желтого цвета?
На чем сидит Иисус Христос?
Что держат в руках некоторые люди?)
Сколько детей на рисунке?
Сколько на рисунке женщин?
Сколько на рисунке мужчин?
Какого цвета одежда у Иисуса Христа?
Есть на рисунке женщины в красной одежде?
Где нарисованы птицы?
Сколько птиц сидит на земле?
4) Учитель демонстрирует картину из «Библии для детей» на тему «Крещение Господне».
Что держит в руках ангел?
Опишите полотенце.
Кого мы видим в небе?
Как держит руки Иисус Христос?
Во что одет Иоанн Креститель?
Какое время года изображено на рисунке?
Есть ли на рисунке деревья?
Где стоит Иисус Христос?
Кто стоит на берегу?
Откуда падает свет?
Игра «Сердечко».
Я открою вам один секрет. Чтобы жизнь вокруг стала лучше, нам с вами тоже надо стать лучше. Я принесла на занятие вот такое красивое сердечко. Давайте встанем в круг, и будем передавать его по кругу и при этом говорить друг другу добрые слова. Называйте своих друзей по именам.
Игра «Вспомни сказку»
Давайте вспомним сказки, в которых из-за непослушания с героями сказки случаются неприятности.
1) У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищем ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
(Сказка «Золотой ключик»)
2) «Не пей, братец, этой водицы – козленочком станешь»
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
3) «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу»
(Сказка «Царевна – Лягушка»)
4) «Яблоня, яблоня, спрячь нас»
(Сказка «Гуси – лебеди»)
5) «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся!»
(Сказка «Семеро козлят»)
Игра «Сорви листик»
Не случайно праздник Покрова отмечается в октябре. Ведь вся земля в это время покрыта листьями, а вскоре покроется снегом.
Праздник Осени у нас, и светло, и весело.
Вот какие украшенья Осень здесь развесила!
Каждый листик золотой — маленькое солнышко,
Соберу в корзинку я, положу на донышко.
На магнитной доске прикреплена веточка с вырезанными из цветной бумаги листьями. На обратной стороне листочков написаны вопросы.
- Что бы сорвать листик, вы должны ответить на вопрос, написанный на его обратной стороне.
Когда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы?
На какой город напали враги?
Какой это был город?
Сколько было врагов?
Какая надежда осталась у жителей города?
Где собрались все люди?
Что они там делали?
Какой святой увидел Пресвятую Богородицу?
Что сделала Дева Мария?
Игра «Живые буквы».
Каждый учащийся получает одну из следующих букв – АДАМЕВРЙ.
- Перед нами река. Построим мост через реку из букв. Внимательно послушайте мои вопросы и составьте слово – ответ.
Первый мужчина, созданный Богом.
Первая женщина, созданная Богом.
Чудесный сад, в котором жили Адам и Ева
Игра «Кто это? Что это?»
1)
Алтарь (главная часть храма)
Ной (человек, который построил ковчег и спасся от потопа)
Купол (часть храма)
Иисус Христос (Сын Божий, Спаситель мира)
Иконостас (стена из икон)
Молитва (разговор с Богом)
2)
Диакон
Притча
Нагорная проповедь
«Трисвятое»
Церковнославянский язык
Пресвитер
Праведный
Вездесущий
Пророк
Рождество
Успение
«Кто он?»
1.
Он продал свое первородство младшему брату. (Исав)
Он был сыном Авраама и Сарры. (Исаак)
Ему отец подарил красивую одежду. (Иосиф)
Ему Бог дал две каменные доски с заповедями. (Моисей)
Он приказал убить всех младенцев мужского пола. (Ирод)
2.
Он из зависти убил своего брата. (Каин)
Он построил ковчег. (Ной)
Ему Господь Бог сказал, что его потомков будет столько, сколько звезд на небе. (Авраам)
Его нашли в воде. (Моисей)
Мудрый царь, который построил первый храм. (Соломон)
Он предал Иисуса Христа. (Иуда)
Он пробыл во гробе 4 дня, и затем его воскресил Иисус Христос. (Лазарь)
Игра «Сколько?»
Сколько куполов может быть у храма? (1 или много)
Сколько необычных звезд появилось на небе, когда родился Иисус Христос? (1)
Сколько лет было Иисусу Христу, когда Он пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя? (30)
Сколько людей жили в раю? (2)
Игра «Где?»
Где родился Иисус Христос? (В Вифлееме)
Где прятали Младенца Иисуса Христа от Ирода? (В Египте)
Где прошло детство и юность Иисуса Христа? (В Назарете)
Где преобразился Иисус Христос? (На горе Фавор)
Где крестился Иисус Христос? (В реке Иордан)
Где был распят Иисус Христос? (На горе Голгофе)
Игра «Ответь на вопрос»
На столе учителя лежат карточки с вопросами. Учащиеся вытягивают по одной карточке и отвечают на поставленный вопрос. В случае если ученик не знает ответа, он может передать свою карточку другому ученику. За правильный ответ - жетон.
Как звали первых людей?
Как назывался сад, в котором жили первые люди?
Какой поступок совершили Адама и Ева?
Как называется плохой поступок, совершенный человеком?
Кто подговорил людей совершить грех?
Как Господь наказал всех людей?
Как звали сыновей Адама и Евы?
Кто был Авель?
Кто был Каин?
Какой дар принес Господу Богу Каин?
Какой дар принес Господу Богу Авель?
Почему Каин убил Авеля?
Как называется грех, который совершил Каин?
Что означает слово «раскаяние»?
Раскаялся ли Каин?
Какое наказание понес Каин?
Игра «Дополни фразу»
Бог всем людям … Отец.
- Проверим свою догадку. Разгадаем кроссворд.
1
2
3
4
1) Что построил праведный Ной? (ковчег)
2) Что мы рисуем на себе при молитве? (крест)(ковчег) Пасхи.пачкает, а душу?
тве?
000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
3) Одежду грязь пачкает, а душу? (грех)
4) Символ Пасхи. (яйцо)
Игра «Шифровка»
1) Главная часть храма – это место особого присутствия Бога и его устраивают на возвышенности. Узнаем, как она называется.
1 13 20 1 18 30
(А Л Т А Р Ь)
Дети находят ответ, учитывая порядок букв в алфавите.
2) Узнаем, с какого дерева срезали ветви люди, встречающие Иисуса Христа в Иерусалиме.
17 1 13 30 14 1
(П А Л Ь М А)
3) Однажды Иисус Христос пришел в город …Узнаем его название.
3 10 22 1 15 10 33
(В И Ф А Н И Я)
4) Узнаем имя человека, который встретил Деву Марию и принесенного в храм маленького Иисуса Христа.
19 10 14 6 16 15
(С И М Е О Н)
5) Узнаем, как называется время от Рождества до Крещения.
19 3 33 20 12 10
(С В Я Т К И)
Игра «Собери слова»
1) Ученики получают карточки со слогами и составляют слова, обозначающие название частей храма: алтарь, подсвечник, иконостас, аналой.
АЛ | ПОД | РЬ | И | КО | НО | А |
НА | ТА | НИК | С | ВЕЧ | СТАС | ЛОЙ |
2) Слова: притвор, алтарь, христиане, свеча, священник, монах, монастырь.
ане | тарь | ал | хрис | ник | све | еван | свя | мо | мо |
прит | ти | лие | вор | ге | ча. | щен | нах | нас | тырь |
Игра «Найди и выбери нужную карточку»
Учащиеся закрывают глаза, учитель раскладывают карточки со словами в различных частях класса. Учащиеся должны найти и взять только те карточки, которые относятся к теме занятия «Каин и Авель». За неправильно взятую карточку дети получают штрафное очко.
земледелец | пастух | дети | раскаяние | овцы | овощи |
дар | зависть | смерть | убийство | скитание | Ной |
плоды | змей | рай | коровы | грех | дерево жизни |
Игра «Составь слова и объясни их значение»
1)ДААМ (Адам)
ЙЗЕМ (змей)
ЬТМСРЕ (смерть)
ДОЛП (плод)
2) ртеенсеи (Сретение)
жрабрпеееони (Преображение)
ьдумеррпотс (Премудрость)
спепоик (Епископ)
вяеиоогбелн (Богоявление)
3) УАГРЬН (РУГАНЬ)
АНРБЬ (БРАНЬ)
ЧАРОВЕИН (ВОРЧАНИЕ)
ЁПУКР (УПРЕК)
ХАВПОАЛ (ПОХВАЛА)
Одно слово здесь лишнее. Почему оно лишнее?
Игра со словом «встреча».
- Что означает слово «встреча»?
- Давайте поиграем с этим словом. Я вам говорю: кто встретился, а вы мне подсказываете: с кем.
Учитель встретился с … учениками, детьми, родителями.
Друг встретился с …другом.
Красная Шапочка встретилась с … волком, бабушкой, охотниками.
Солнце встретилось с … небом, воздухом, землей.
Хорошая книга встретилась с … читателем.
Непослушный ребенок встретился с … милиционером, ремнем, воспитателем.
- А теперь попробуем наоборот. Поменяемся местами.
Игра «Угадай слово».
1) Каждый год 15 февраля мы отмечаем это большое событие – встречу Бога и человечества. Этот праздник имеем свое название. Какое бы название дали вы?
Давайте узнаем название этого праздника.
__ __ Е __ Е __ __ Е Господне.
2) Как по-другому называется праздник Крещение Господне?
Б - - - - - - - - - Е
При Крещении Бог явил сразу три Своих лица: Бог – Сын крестился, Бог- Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а Бог Отец гласом засвидетельствовал о Своем Возлюбленном Сыне, повелевая всем слушать Его.
Игра «Что бы это значило?»
При изучении темы «Крещение Господне» учащиеся получают карточки со словами и объясняют, какое отношение они имеют к изученной теме.
Иордан | Иоанн | голубь | |
вода | 30 лет | голос | |
Сын Мой | крещение |
|
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ».
Все дети встают в круг. Внутри круга, но не в центре, а у края, ставится
стул. Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
Когда песенка заканчивается, тот, кто оказался ближе всего к волшебному стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. Перед началом игры можно рассказать детям о качествах волшебного стула. О том, что тот, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле и т.д. Хорошо, если волшебный стул будет каким-нибудь необычным, например, расписным. После того, как дети расскажут все хорошее про одного ребенка, игра возобновляется. Эту игру можно повторять, и педагог должен постараться, чтобы
со временем на волшебном стуле посидел, хотя бы по одному разу, каждый ребенок.
Игра “Разоблачи другого!”
- У нас есть много хороших качеств. Попробуем узнать их.
4 играющих (может быть и больше). На спину к каждому прикрепляется табличка с названием положительных качеств. Ребенок должен увидеть то, что “написано” на спине у других, не показав при этом своё слово.
Доброта |
Отзывчивость |
Правдивость |
Мудрость |
Любовь |
Аккуратность |
Дружба |
Верность |
Решение кроссвордов.
1.Без чего невозможно совершить Таинство Крещения?
1
4
2
3
Когда ты точно знаешь, что есть Бог. (Вера)
Тот, кто все создал. (Бог)
Мудрецы подарили Младенцу золото, смирну, … (Ладан)
Имя первого человека на земле. (Адам)
2.Какой же Он, Бог? Разве кто-нибудь мог видеть Бога?
Но были люди, которым Бог открыл Себя. Как называют таких людей?
Праздник, который отмечается 19 августа, другое его название Яблочный Спас.
Нарушение Божьей заповеди.
Ученик Иисуса Христа.
Другое название иконы.
Разговор с Богом.
Говорун говорит, народ в храм спешит.
3.
Колокольня.
Его нашли в воде.
Правитель Египта.
Двунадесятый праздник, который отмечают 19 января.
Младший сын Исаака.
Старший сын Исаака.
Главная часть храма.
4.
2
3
4
1
Четыре орла одно яйцо снесли. (Евангелисты)
Летели три ворона, кричали в три голоса; один кричит: «Я Петр»; другой кричит: «Я Филипп»; третий кричит: «Я сам велик». (Посты)
Не родился, а умер. (Адам)
Летит зверек через Божий домок, говорит: «Моя сила горит». (Пчела)
5.
Один из евангелистов.
Город, в котором жил Иисус Христос.
Другое название праздника Крещение.
Фамилия иконописца, написавшего икону «Пресвятая Троица».
Обложка для Евангелия.
Ученик Иисуса Христа.
6.
Благодарность по-другому.
… и Авель.
Огонек горит – молитва к Богу лежит.
Место, где Бог смешал языки.
Его имя переводится как «вынутый из воды».
Молитва «… наш».
Качество, противоположное трудолюбию.
7.
Пятая заповедь требует от нас… (послушания).
Об этом мы узнаем, разгадав кроссворд, тогда и прочитаем это слово.
Как называется время воздержания о скоромной пищи? (пост)
Вечер накануне Рождества Христова. (Сочельник)
Дерево, на котором повесился Иуда. (осина)
Город, близ которого родился Иисус. (Вифлеем)
Апостол, предавший Иисуса Христа целованием. (Иуда)
Что оживотворяет тело человека? (душа)
Имя матери Иисуса. (Мария)
Пророк, крестивший Спасителя. (Иоанн)
Пророк, которому Бог дал 10 заповедей. (Моисей)
Город, где находился гроб Господень. (Иерусалим)
Прочитайте слово, записанное в клетках кроссворда. Послушайте. Вот
чего требует от нас пятая заповедь: послушания.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Игра «Весы добра и зла».
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут
узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть
“зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война,
ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша
весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,
и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют
добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее
мелкие игрушки на чашу весов).
Коллективное составление аппликации.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Игра «Кто быстрее составит Вифлеемскую звезду?»
- Когда родился Иисус Христос на небе появилась звезда необычайной красоты – Вифлеемская звезда.
Уч-ся делятся на две команды и в порядке эстафеты составляют Вифлеемскую звезду из спичек.
Игра «Составь слова»
Учащиеся получают карточки и с помощью стрелочек составляют слова, обозначающие свойства Божии.
Н е десу ный
Б ес види щий
Все телес щий
Вез могу мый
Все веду щий
Все правед гий
Все бла ный
Все доволь ный
Игра «Найди ответ на вопрос»
1) На стенах класса прикреплены карточки со словами, обозначающими Божии свойства. Учитель читает начало предложения, а дети находят его конец на карточке.
Если Бог всегда был и всегда будет, то Он … вечный.
Если человек не может увидеть Бога обычным зрением, то Он … невидимый.
Если для Бога нет ничего невозможного, то Он … всемогущий.
Если Бог всегда, во всякое время, находится везде, то Он … вездесущий.
Если Бог любит нас всех, то Он … всеблагий.
Если Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей, то Он … всеправедный.
Если Бог ни в чем не нуждается, то Он … вседовольный.
Если у Бога нет тела, то Он … бестелесный.
2) На стенах класса прикреплены карточки, являющиеся ответами на вопросы. Учитель задает вопрос, дети глазами находят карточку с правильным ответом и после этого отвечают на вопрос.
Те христиане, которые умерли за святую веру после особенно тяжких страданий. (Великомученик)
Каким воином был Георгий? (храбрый, мужественный)
Кем он был поставлен? (военачальник)
Что в те времена делали с людьми за веру? (гнали, казнили)
Кто обрек святого Георгия на пытки и мучения? (император, язычники)
Символом чего стал святой Георгий? (добра, воинской доблести)
За что он помогал сражаться после своей кончины, являясь на поле битвы? (вера, царь, Отечество)
Как Святая Церковь стала называть святого Георгия? (Победоносец)
На стене карточки со словами:
Победоносец, Отечество, царь, вера, воинская доблесть, добро, язычники, император, казнили, гнали, военачальник, мужественный, храбрый, великомученик, мученик, зло, фараон, богатство.
3) Учитель читает пословицу, отгадку уч-ся находят на карточках на стене.
Добрым – …добрая слава.
Добрые умирают, да их … дела живут.
Доброе дело два … века живет.
Жизнь дана на … добрые дела.
Худо тому, кто добра …не делает никому.
Делай хорошее для других, сам … станешь лучше.
Добро творить, себя …веселить.
Доброму человеку Бог … прибавит веку.
Игра «Плюс или минус»
Учитель читает предложение. Если оно верно учащиеся показывают, написанный на карточке знак «плюс», если неверно – «минус».
1) Людей, которым Бог открыл себя, называют пророками. +
2) Бог бестелесный. +
3) В этом мире есть вечные предметы. –
4) В начале Бог создал землю. –
5) Прежде чем Бог создал ангелов, Он создал людей. –
6) Слово «ангел» в переводе означает «вестник». +
7) Некоторые люди видели Бога обычными глазами. –
8) Ангелы также вечны, как и Бог. –
9) Иисус Христос преобразился перед апостолами на горе Фавор. +
10) Бог дал скрижали (каменные доски) Аврааму. –
Головоломка.
1) Составьте слово, обозначающее одно из свойств Божиих. (Всемогущий)
2) Учитель показывает икону «Пресвятая Троица».
- Узнаем, кто написал эту икону?
Игра «Найди правильное окончание предложения»
Учащиеся получают карточку, на которой записаны незаконченные предложения и карточки со словами. Из предложенных карточек нужно выбрать те, которые являются продолжением данных предложений.
1. Творцом окружающего мира является … |
| ||||||
2. Бог установил во всем … |
| ||||||
3. Все в мире свидетельствует о великой … Творца. |
| ||||||
4. Весь этот мир Бог создал для жизни … |
| ||||||
5. Бог создал этот мир, потому что … людей. |
| ||||||
6. Богу нет … никого и нигде. |
| ||||||
7. О Боге мы можем знать только то, что Он Сам о Себе … |
| ||||||
8. Все, что Бог открыл людям, они записали в … |
| ||||||
9. Еще эту книгу называют Священным … |
| ||||||
10. Всякое слово в этой книге - … |
| ||||||
беспорядок | животных | творит | родного | Преданием | книгу | ||
Писанием | равного | правда | Библию | открыл | любит | ||
людей | премудрости | порядок | Бог |
|
Тесты.
1. 1) Как называется человек, которому Бог открыл Себя?
Апостол
Святой
Пророк
2) Имя пророка, которому Бог дал две каменные доски с заповедями?
Ной
Моисей
Авель
3) На какой горе преобразился Иисус Христос перед учениками?
Синай
Фавор
Вифлеем
4) Напиши три Божиих свойства:
___________________________
___________________________
___________________________
2. 1) Слово «ангел» в переводе означает …
Вестник
Быстрый
Исполнитель
2) Имя пророка, которому Бог дал две каменные доски с заповедями?
Ной
Моисей
Авель
3) Иисус Христос преобразился перед апостолами на горе ...
Голгофа
Арарат
Фавор
4) Если Бог все знает, то какой Он?
Всеведущий
Всемогущий
Вездесущий
5) Если Бог любит нас всех, то Он …
Вседовольный
Всеблагий
Всеправедный
6) Под его предводительством светлые ангелы одержали победу над противником Бога – диаволом и ангелами, которые перешли на его сторону.
Архангел Рафаил
Архангел Гавриил
Архангел Михаил
7) Эти священник получают высшую степень благодати.
Епископы
Пресвитеры
Диаконы
8) Кто из них не является волхвом?
Мельхиор
Гаспар
Рафаил
9) Как называется в молитве «Трисвятое» Бог- Отец?
Святый Боже
Святый Крепкий
Святый Бессмертный
10) Кто из этих апостолов не является евангелистом?
Лука
Петр
Марк
11) Братья Кирилл и Мефодий родились в …
Франции
России
Византии
12) Кто мог предсказывать сны?
Иосиф
Иаков
Авраам
3. 1. Короткий поучительный рассказ – это …
Басня
Притча
Поучение
2. Что означает семя в притче о сеятеле?
Слово
Евангелие
Рассказ
3. Что означает земля в притче?
Сердце человека
Поле распаханной земли
Человека
4. Кто из этих апостолов не является евангелистом?
Марк
Матфей
Петр
5. Св. Кирилл и Мефодий родились в
Италии
Византии
Франции
6. Просил прислать учителей чешский князь
Михаил
Ростислав
Владимир
4. 1. Какие из этих свойств не принадлежат душе?
Помним
Видим
Мыслим
Как называют людей, которым Бог открыл себя?
Апостолы
Ученики
Пророки
Если никто и нигде не может укрыться от Бога, то какой Он?
Вездесущий
Всеведущий
Всемогущий
Высший чин священства составляют
Диаконы
Пресвитеры
Епископы
Кто мог предсказывать сны?
Иосиф
Иаков
Авраам
5.
Каин убил Авеля из-за
гордости
непослушания
зависти
В Пресвятую Троицу не входит
Бог-Отец
Бог-Дух Святой
Пресвятая Богородица
Ковчег построил
Моисей
Ной
Давид
Бог явился в виде трех странников
Ною
Аврааму
Моисею
Свое первородство продал за чечевичную похлебку
Исав
Иаков
Исаак
Какой из этих праздников не отмечается зимой?
Рождество Христово
Покров Пресвятой Богородицы
Крещение Господне
Кто из них был продан братьями?
Иосиф
Авраам
Иаков
Какой праздник по-другому называется Богоявление.
Рождество Христово
Пасха
Крещение Господне
Сколько заповедей получил Моисей от Бога?
8
9
10
Сколько дней длится Рождественский пост?
30
40
50
Игра «Запомни и изобрази».
Учитель показывает картину из «Библия для детей». Дети запоминают ее в течение 1 мин.
Затем они стараются изобразить ее по памяти.
Игра «Восстанови по опорным словам».
Учащиеся получают карточки с опорными словами и восстанавливают рассказ учителя по теме «Иосиф объясняет сны фараону»
Египет, дар, фараон, коровы, мудрецы, амбар, 7 лет, управитель, переселиться, колосья.
Игра «Найди лишнее слово».
Ученики получают карточку с написанными словами, выбирают лишнее слово на каждой строчке и подчеркивают его.
Авраам, Сарра, Лазарь;
Каин, Авель, Иуда;
Библия, Литература, Евангелие;
Исаак, Исав, Иаков;
Учитель, апостол, ученик;
Преображение, Медовый Спас, Яблочный Спас;
Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово.
Игра «Найди вопрос и ответь на него»
На стене развешаны маленькие карточки с вопросами. Уч-ся по команде учителя находят карточки с вопросами и отвечают на них.
1)
Как звали старшего из братьев-близнецов?
Как звали младшего из братьев- близнецов?
Что продал Исав Иакову?
За что он продал свое первородство?
Сколько сыновей родилось у Иакова?
Какого сына он любил больше остальных?
Почему старшие братья решили избавиться от него?
Куда они хотели его кинуть?
Почему они этого не сделали?
За сколько был продан Иосиф? Что братья сказали отцу?
2)
Назови самую важную книгу для христиан.
О чем рассказывается в Евангелии?
Что в переводе с греческого означает слово «Евангелие»?
Кем Иисус Христос называет Себя в Евангелии?
Кого победит человек, исповедующий учение Иисуса Христа?
Что значит приобрести Царствие Божие?
Сколько Евангелий написано?
Кем написано Евангелие?
Как называют апостолов, написавших Евангелия?
Назовите имена евангелистов.
На что делится Евангелие?
На что делится каждая глава?
Как по-другому называется Евангелие?
Что такое оклад?
Почему делают оклад на Евангелие?
Игра «Звездный час».
1.
Рождество Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благовещение.
Этот праздник отмечается 21сентября. (1)
В этот день трехлетняя Дева Мария сама преодолела ступеньки высокой лестницы, ведущей во храм. (2)
В этот день Архангел Гавриил принес Деве Марии радостную весть. (3)
Этот праздник отмечается 7 апреля. (3)
Этот праздник отмечается 4 декабря. (2)
В этот день принято выпускать на волю птиц. (3)
В этот день принято приводить в храм маленьких девочек. (2)
2.
Епископы
Пресвитеры
Диаконы
Они составляют низший чин. 3
По-другому их называют иереи. 2
Они получают высшую степень благодати. 1
Они могут освящать миро. 1
В переводе с греческого это слово означает «служитель». 3
Они не могут совершать Богослужение. 3
Они не могут рукополагать. 2 и 3
Они служат священнику при Богослужении. 3
Их участие в Богослужении не обязательно. 3
Они могут совершать Богослужение. 1 и 2
Шифровка
1)
(Исав, Иаков)
2) Существуют три степени священства. Узнаем, как они называются.
(Епископ)
(пресвитер)
(диакон)
Игра «Полубуковка».
1) (мученики)
2) (праздник)
3) (человек)
Круговой рассказ.
Ученики получают пронумерованные карточки с предложениями. Каждый читает предложение на своей карточке и запоминает его. По команде учителя все становятся в круг по порядку номеров и пересказывают свое предложение.
1. Рассказ по теме «Святой великомученик Георгий»
1) Жил Георгий очень давно, в III веке, в далекой южной стране.
2) Воином он был храбрым и мужественным.
3) За что еще очень молодым поставлен был в военачальники.
4) Это были времена, когда людей гнали и казнили за веру.
5) Однажды, услышав в судилище приговор злого императора о казни христиан, заявил Георгий перед императором, что тоже верит в Христа.
6) Святой Георгий мужественно перенес пытки и мучения, на которые обрекли его язычники.
7) В бессильной ярости заставить святого отказаться от веры император повелел усечь его голову мечом.
8) Святой Георгий стал символом добра, побеждающего зло, и воинской доблести.
9) После своей кончины часто являлся он христианам в помощь на поле битвы за веру, царя и Отечество.
10) Поэтому Святая Церковь издревле стала называть его Победоносцем для православного воинства.
2. Рассказ по теме «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»
Братья Кирилл и Мефодий родились в Византийском городе Солуни на берегу Эгейского моря.
Младший сын Кирилл с ранних лет проявлял необычайные способности к языкам и книжной премудрости.
Всего он знал пять языков – славянский, греческий, латинский, еврейский, арабский.
Летом 862 года чешский князь Ростислав просил Византию прислать его народу учителей.
Император Византии Михаил решил послать одаренного к наукам Кирилла и его брата Мефодия.
Долго размышлял Кирилл, как же рассказать славянам о Христианском учении. Без азбуки и книг это невозможно.
На сорок дней затворился Кирилл и наконец вышел из затвора с бумажным свитком в руках. Богом ему была открыта новая азбука.
В тот же день Кирилл и Мефодий начали переводить на славянский язык Библию.
В 868 году тяжело заболел и умер Кирилл. По его имени зовется наша азбука кириллицей.
Еще почти 20 лет служил Мефодий делу развития славянской письменности.
Игра «Найди слова к своему чуду»
Уч-ся делятся на пары, каждый ученик пары получает карточки с названием чудес:
Исцеление дочери хананеянки
Хождение Иисуса Христа по водам
Затем находят и выбирают карточки по своей теме.
Галлилейское озеро | страх | Язычница | крохи |
Гора | Рука | Дочь | Хлеб |
Ночь | Вера | Евреи | Ноги |
Лодка | Апостол Петр | Псы | Молчание |
Сильные волны | Призрак | Смирении | Вера |
Групповая работа.
Уч-ся делятся на три группы и каждая группа выбирает картинки, которые можно отнести к их празднику, отрывки из стихов и готовит сообщение об одном из праздников.
Господь! Всем сердцем я прошу Тебя,
Услышь мольбу! Пошли и нам дитя!
Это Господня сила
Девочку подхватила
И над землей подняла,
Словно два белых крыла.
Будто по облакам,
Вступила Мария в храм!
Утешься, Дева, в светлый час святой!
Возрадуйся!
Ведь Сам Господь с Тобой!
Господний Дух сойдет с небес незримо,
И Ты родишь Спасителя и Сына,
Смерть победит Он и развеет тьму!
Игра «Найди нужную карточку и восстанови заповедь».
На стенах класса висят карточки со словами, уч-ся выбирают только те из них, по которым можно восстановить заповеди. За неправильно выбранную карточку уч-ся получают штрафное очко.
СЕЯТЕЛЬ СУЧОК БРЕВНО
ПРОЩАЙТЕ ПРИТЧА СЕМЯ
ВРАГИ ЛЮБОВЬ СЕРДЦЕ
ЗЛО ПОСТУПАЙТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА
УСЕРДИЕ ПОЛЬЗА КАМЕНЬ
ПТИЦЫ МОЛИТВА ДОРОГА
И гра «Шифровка».
|
|
|
|
|
|
| п | й | ц | т | у |
| к | р | е | г | ш |
| щ | з | и | х | ф |
| ы | в | о | ч | л |
| д | ж | э | я | а |
Игра «Выбери вопрос и ответь».
(Уч-ся выбирают вопрос по степени сложности, балы складываются, в зависимости от количества балов, дается приз)
По одному балу
Какой праздник отмечает Православная церковь 19 января?
Почему молитва «Трисвятое» читается 3 раза?
С чем можно сравнить Пресвятую Троицу?
Во время какого природного бедствия возникла молитва «Трисвятое»?
Кто был поднят на небо?
По два бала
Как по-другому называется праздник Крещение Господне?
Как называется молитва ко Пресвятой Троице?
Как называется в молитве Бог- Отец?
Как называется в молитве Бог- Сын?
Как называется в молитве Бог – Святой Дух?
По три бала
1. Как при Крещении Иисуса Христа были явлены три Лица Пресвятой Троицы?
Кто написал икону «Пресвятая Троица»?
Какой святой задумал написать книгу о Боге?
Почему святому Августину не удалось написать книгу «О Боге»?
Игра «Крестики – нолики»
- Узнаем тему нашего сегодняшнего занятия.
На листе бумаги нарисован священник. С обратной стороны рисунок разделен на 9 секторов. Уч-ся называют номер сектора, отвечает на вопрос и переворачивает карточку.
Они быстро исполняют повеления Божии. (Ангелы)
Под его предводительством светлые ангелы одержали победу над противником Бога – диаволом и ангелами, которые перешли на его сторону. (Архангел Михаил)
Для кого Бог создал этот мир? (для нас, для каждого человека)
Откуда мы знаем о Боге? (Из Библии)
Как называют людей, которым Бог открыл себя? (пророки)
Если Бог не имеет начала и не имеет конца, то какой Он? (вечный)
Если для Бога нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать, то какой Он? (всемогущий)
Если никто и нигде не может укрыться от Бога, то какой Он? (вездесущий)
Если Бог всегда готовит нам всякое добро, всякое благо, то какой Он? (всеблагий)
«Только даты».
В православном календаре существует 12 главных праздников – двунадесятые праздники.
Как вы думаете, почему они имеют такое название?
1) 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
2) 7 апреля – Благовещение.
3) 7 января – Рождество Христово.
4) 19 января – Крещение Господне.
5) 19 августа – Преображение Господне.
6) 27 сентября – Воздвижение Креста Господня.
«Почему?»
1) Почему люди в храме и дома зажигают свечи?
2) Почему люди молятся?
3) Почему люди ходят в храм?
4) Почему в воскресенье нельзя работать?
5) Почему нужно слушаться родителей?
6) Почему Вербное воскресение имеет такое название?
«Собери слово»
Есть еще одно слово, которое близко по значению к слову «милосердие».
(благотворительность)
Упражнение «Дополни пословицу».
Злому – ______________________, а доброму – _______________________________.
- Первое слово – отгадка на загадку «До нее одна жизнь, после нее другая». Второе слово – день недели.
(«Злому – смерть, а доброму – воскресение»)
Игра «Найди пару».
Учащиеся получают карточки с разрезанными пословицами. Они должны объединится в пары так, чтобы восстановить пословицы.
последнее потеряешь | много хочешь | всякому горю начало | маленькая жадность |
жадность | многого желать | добра не видать | приносит большой вред |
Конкурс пословиц.
1) Русский народ не обошел вниманием такое человеческое чувство, как зависть и создал много пословиц и поговорок.
Кто чужое желает, тот свое … потеряет.
Злой плачет от зависти, а добрый от … жалости.
Где счастье, там и … зависть.
Дай душе волю, захочется … поболе.
Берут завидки на чужие … пожитки.
В чужой лодке всегда больше … рыбки.
Где счастье плодится, там и зависть … родится.
2)
И мудрый хочет быть с тем, кто его … мудрее.
С глупым водиться – сам … поглупеешь.
С умным найти, с дураком – … потерять.
Сразу всему не … научишься.
Голова – всему … начало.
Красна птица пером, а человек –… умом.
Упражнение «Дополни»
1) - Святой Феофан Затворник сказал о наших словах следующее. Попробуйте восстановить его высказывание.
Говоря, ты рождаешь _________________. Ты произнес _____________, и оно никогда уже не ___________________, но будет __________________ до Страшного Суда. Оно станет с _______________ на Страшном Суде и будет
____ тебя или ____________ тебя.
- Как вы понимаете это высказывание?
2) - Прочитаем отрывки из «Библии» и вставим недостающие слова.
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким ______________________,
исходящим из уст Божиих.
Блаженны (счастливы) слышащие слово Божие и _______________________
его.
Игра «Объясни без слов».
- Что вы помните о Вавилонской башне?
- Представим себе, что мы все говорим на разных языках. Давайте попробуем договориться без слов.
Я пошла домой.
Пойдем со мной в магазин.
Помоги мне снести парту.
Давай поменяемся местами.
Улыбнись мне.
Подари мне ручку.
Ничего не говори.
Послушай меня.
Игра «Птица Благодарности».
- «На Землю прилетела Птица Благодарности. Она залетела в окно к тем, кто забыл
поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых и напомнила им об
этом. Представьте, что Птица Благодарности залетела к нам в окно: вспомните
всех, кого вы забыли поблагодарить и мысленно скажите им «спасибо».
- Они вам нравятся?
- Возьмем их в свою копилку слов-подарков?
Игра «Плюс – минус».
Любой человек может принять откровение от Бога.
Моисей является одним из пророков.
Самое полное откровение принес на землю Адам.
Сначала появилось Священное Писание.
Священное Писание передавалось из уст в уста.
Сам Бог Дух Святой помогал святым людям писать Священное Писание.
Слово «Библия» в переводе означает «благая весть».
Священное Предание по-другому называется Библией.
Книги Священного Писание написаны разными людьми.
Книги Священного Писание написаны в разное время.
Псалтирь относится к Новому Завету.
Упражнение «Составь высказывание».
- Святитель Иоанн Златоуст сказал об образовании следующее высказывание. Давайте его составим.
ис | тин | ное | об | ра | зо | ва |
ние | ст | рах | Гос | по | день |
|
- Объясните это выражение.
Игра «Узнай число»
- Узнаем, сколько лет прожила так Матронушка.
- К числу дней Рождественского поста прибавьте количество апостолов, полученное число уменьшите на 2. (50 лет)
Игра «Узнай, что нарисовано на картине!»
Уч-ся берут карточку-раскраску и рассказывают, что на ней нарисовано.
Игра «Кто больше?»
1) - Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”(Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.)
2) - Какие православные зимние праздники вы знаете? (Введение во храм Пресвятой Богородицы, Николай Чудотворец, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господа нашего Иисуса Христа, Масленица)
Упражнение «Дополни заповеди»
Я Господь Бог твой, да не будет …. у тебя других богов.
Не делай себе … кумира.
Не произноси имени Господа Бога твоего … напрасно.
Помни день … субботний.
Почитай … отца и мать.
Не … убивай.
Не … прелюбодействуй.
Не …кради.
Не … лги.
Не … завидуй.
Групповая работа.
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает карточки с написанными на них названиями блюд. Они выбирают те карточки, на которых записаны блюда, пригодные для поста.
винегрет | котлеты | салат «оливье» | сосиски | бутерброды с сыром |
овощной салат | чипсы | холодец | картофель жареный | пельмени |
мороженое | сухарики | шоколад | бананы | блины со сгущенкой |
Хорошо ли ты знаешь притчи?
- Мы с вами уже знакомы с несколькими притчами. Давайте вспомним их названия.
(Уч-ся называют притчи и получают карточки с их названиями.)
Притча о милосердном самарянине.
Притча о неразумном богаче.
Притча о блудном сыне.
Притча о сеятеле.
(Затем владельцы карточек набирают игроков в свои команды. Учитель раскладывает карточки со словами из приведенных притч. Задача команды – найти слова, относящиеся к их притче и объяснить свой выбор.)
разбойники | урожай | два сына | при дороге |
священник | амбары | стадо свиней | каменистое место |
самарянин | ешь, пей, веселись | голод | птицы |
гостиница | смерть | лучшая одежда | сорная трава |
израненный еврей | сребролюбие | в число слуг твоих | засохло |
Упражнение «Вспомни притчи».
- Какие притчи вы помните? («Притча о сеятеле», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о блудном сыне».)
Притча о с_ _т_ _е
Притча о м_ _ _ сер_ _ _м сама_ _ _ _не
Притча о б_ _ д_ _м с_ _е
Упражнение «Дерево мудрости».
- Человечество давно нашло ответ, как бороться с вирусами безнравственности,- их ещё называют грехами, – с помощью соблюдения определённого ряда правил – их называют заповедями божьими. Их 10 , но 6 из них учат, как нужно относиться к другому человеку. Прочитаем их и определим, какая же из них будет являться противоядием вирусов, которые мы выделили.Учащиеся “срывают” с дерева мудрости плоды, на которых написаны божьи заповеди и вывешивают их против вирусов, которые можно победить, соблюдая данную заповедь:
1. Почитай отца и мать.(Непочитание родителей)
2. Не убей. (Гнев, бранные слова, жестокость)
3. Не предюбодействуй. (Курение, обжорство, пьянство, любое излишество)
4. Не укради. (Воровство, не скрывай найденного, обещанное выполняй в срок)
5.Не лги и не вовлекай в ложь другого. (Клевета, ложь, обман)
6. Не возжелай того, что принадлежит ближнему твоему.(Зависть)
Упражнение «Комплименты»
- У каждого человека есть хорошие и плохие качества. И для того, чтобы не осуждать других людей, нужно стараться увидеть именно хорошие качества.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Игра «Угадай словечко»
- Где мы можем найти правильные ответы на вопросы: как нужно себя вести в тех или иных ситуациях? Конечно, прежде всего мы должны обратиться к Библии, а также к книгам святых отцов. Давайте попробуем это сделать.
«И из великого грешника может быть великий … святой»
«Без помощи Божией стоять не … можем»
«Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за … другими»
«Мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем узнавать большие недостатки …собственные»
«Побольше нужно следить за собой, а не за …другими»
Игра «Кондуктор».
Уч-ся закрывают глаза. В это время учитель раскладывает по классу карточки-билеты. По команде учителя ученики на цыпочках молча собирают билеты, на которых написаны слова. Учитель- «кондуктор». Если владелец «билета» правильно объясняет значение, написанного на билете слова, его «билет» «компостируют». Выигрывает тот, у кого больше «прокомпостированных» билетов.
заповедь завет молитва
Рождество грех Вавилонская башня
Каин Ангел Библия
пост иконостас Лазарь
монах Моисей исповедь