СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское волонтерское движение как средство социализации школьников. Содержание и методы.ы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит обобщение опыта работы школы по развитию волонтерского движения.

Просмотр содержимого документа
«Детское волонтерское движение как средство социализации школьников. Содержание и методы.ы»

Семинар заместителей директора по ВР

СЛАЙД 1 «Детское волонтерское движение как средство социализации подростка. Содержание, методика и проблемы»

СЛАЙД 2 «Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир».

А. С. Макаренко.

Существенным фактором развития детей и особенно подростков и юношества, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополнительные знания (научные и житейско-обыденные), обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками..

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей— важный фактор развития личности, ее социализации является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

СЛАЙД 3 Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела к негативным явлениям в детской среде, к спаду воспитательной работы школы.

СЛАЙД 4 100 - летний опыт отечественного детского движения позволяет достаточно полно и объективно осмыслить сложившиеся, проверенные временем традиции, которые привели к тому, что детское движение стало постоянным фактором жизни современного российского общества.

СЛАЙД 5 Современная школа очень отличается от советской школы, к сожалению, в большинстве случаев – не в лучшую сторону. И обычно первое, чем объясняют родители невоспитанность своих детей, эгоизм, неумение работать в команде – отсутствие пионерского движения. С ностальгией в голосе вспоминают комсомол. Природа не терпит пустоты, и, пожиная плоды воспитания детей улицей, власть активно начала способствовать развитию детского движения. СЛАЙД 6 Сегодня оно многолико, разнообразно. В большинстве школ появилась возможность для ребенка посещать детское общественное объединение на добровольной основе.

СЛАЙД 7 Но, существуют проблемы, актуальные для детского объединения:

  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;

  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;

  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;

  • дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.


В последние годы уделяется большое внимание детским сообществам, как фактору социализации ребенка.

СЛАЙД 8 В настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях. Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус.

Сегодня это разновозрастные сообщества школьников и взрослых, на добровольной основе, создающие конкретные проекты, реализация которых удовлетворяет индивидуальные и социальные запросы школьников и способствует активному включению личности в социум.


Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.


СЛАЙД 9 Объединения различаются:

  • По содержанию По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

  • Досуговые

  • По длительности существования детские объединения могут быть постоянными и временными

  • По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.


СЛАЙД 10 Детским объединениям присущи три основные функции:

  • развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели),

  • ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей),

  • компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).


СЛАЙД 11 Отличительной чертой детского движения является его вариативность:


  • организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и другие.

  • масштабов и уровней: международные, республиканские, межрегиональные, региональные, районные, городские, на уровне микрорайона;

  • целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др.;

  • программ деятельности

  • организационных структур, их внешнего оформления;

  • названия организатора объединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Изменилась и функция классного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на добровольных началах.

  • системы подготовки педагогических кадров: в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогических отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);

  • в пополнении бюджета.


СЛАЙД 12 Основная задача детского движения— забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.

Ведущая идея — возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской самодеятельности.

Основные принципы: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

Перспективные цели детских объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.


Необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

СЛАЙД 13 Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом:

- с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений;

- с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

СЛАЙД 14 Жизнедеятельность детских общественных объединений сегодняшнего дня характеризуется иной социально-политической ситуацией, созданной правовой основой деятельности. Ратификация Конвенции о правах ребенка, принятие Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 г.), Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) обеспечили условия роста множества детских общественных организаций.

Детство — время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. СЛАЙД 15 Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, педагогов, семьи.

СЛАЙД 16 В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

СЛАЙД 17 На каждом возрастном этапе социализации можно наблюдать определённые особенности развития личности. Дети этого возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их физическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.


Глобальные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.

Волонтерство для подростков - это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!


СЛАЙД 18 Годом возникновения волонтерского движения считается 1859. Именно тогда французский писатель-журналист Анри Дюнан, потрясенный кровавыми картинами битвы при Сольферино, предложил идею создания Красного Креста – организации, которая бы работала на волонтерских началах и оказывала первую медицинскую помощь раненым бойцам.


Что такое волонтерство сегодня? Кто такие волонтеры???

СЛАЙД 19 ВИДЕО


СЛАЙД 20 Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Волонтерство – это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Волонтерство — это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.


СЛАЙД 21 Волонтёрская работа может проводиться в самых разных направлениях:

  • по принципу нахождения: городские, иногородние, международные волонтеры;

  • по направлениям видов деятельности: социальное, спортивное, экологическое, концертное, виртуальное волонтёрство;

  • по видам выполненных работ, оказанных услуг: перевозка и сопровождение; общение с глухонемыми, плохо видящими; уход за лежачими больными; телефонное дежурство; фандрайзинг; встреча в аэропорту;

  • по наименованию мероприятия: олимпийские, паралимпийские волонтеры;

  • по принадлежности к какой-либо организации: вузовские, школьные, церковные волонтеры.


На сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, молодежь, однако в Москве заниматься волонтёрством хотели бы 8 % пенсионеров.

Роль добровольческой деятельности в обществе очень велика. Она возрождает, особенно среди молодёжи, такие ценности, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность.

СЛАЙД 22 А в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Красная буква “V” - всемирный символ добровольчества.

Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Успешная деятельность волонтера включает в себя овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего формируется чувство сопричастности, ответственности за выбранное дело и принадлежности к решению общечеловеческих проблем.


Наша школа видит работу волонтеров в том, чтобы, используя лучшие качества и ценности нашего подрастающего поколения возродить лучшие традиции добровольческой деятельности на благо нашей школы, нашего района.

СЛАЙД 23 А началось это ещё в 2007 году. Первым педагогом, который не побоялся внедрения волонтерского движения, была педагог – организатор Потапова М.Н. Тогда была разработана программа развития волонтерского движения «Шаг навстречу».

СЛАЙД 24 Цель деятельности: Включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде

СЛАЙД 25 Методы работы волонтёров со школьниками, направленные на профилактику употребления ПАВ были самые разнообразные:

- проведение «круглых столов» с привлечением специалистов;

- организация совместных мероприятий дети – родители – учителя;

- изготовление и распространение печатной продукции;

- конкурсы, тематические вечера, волонтерские акции – самая лучшая форма работы;

До сих пор действует программа «Шаг навстречу», и сейчас ее реализует педагог-организатор Огнева С.А.

На протяжении многих лет школа работает по проблеме «Социальное проектирование как фактор социализации личности», и как одно из направления является развитие волонтерского движения.

Деятельность волонтеров подкреплена Положением о волонтерском движении.

СЛАЙДЫ 26 – 32 На протяжении многих лет в школе действовали разные волонтерские отряды: «Шаг навстречу», «Здоровая молодежь», «Молодежь XXI века», «Патриот», «Горячие сердца», «Юный дозор МЧС - 1», «Юный дозор МЧС - 2», младший волонтерский отряд, работающий по социальным проектам «Доброта спасет мир» и «Экология личности».

Чем занимаются волонтеры нашей школы?

Всем, чем угодно!

Согласно Положению участники волонтерского движения осуществляют деятельность в направлениях:

1. Агитация обучающихся к участию в развитии волонтерского движения;

2. Пропаганда здорового образа жизни;

3. Организация и проведение общешкольных мероприятий ;

4. Помощь в подготовке класса к общешкольному мероприятию в рамках волонтерского движения;

5. Осуществление информационной деятельности


СЛАЙД 33 Волонтерское движение школы включает в себя 4 блока


1 блок «Милосердие»

Цель : Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»

Цель:

1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.

2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3 блок «Наглядная агитация»

Цель: Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.

4 блок «Творческий блок»

Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.


При этом мы основываемся на социальной значимости и личной значимости

- Добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития добровольца.

- Добровольческая деятельность должна способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей.

- Организация добровольческой деятельности должна учитывать индивидуальные особенности добровольцев.


СЛАЙД 34 Формы работы самые разнообразные:

  • Конкурсные программы;

  • Фестивали;

  • Оздоровительные мероприятия;

  • Спортивные соревнования;

  • Экскурсионная работа;

  • Информационно - лекционная работа;

  • Развлекательно - познавательная деятельность;

  • Акции и культурно - массовая просветительская работа (агитбригады);

  • Диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры;

  • Презентации;

  • Семинары-тренинги;

  • Тематические дни;

  • Психологическое сопровождение (Школа волонтёра «Элита»).


СЛАЙД 35 За все эти годы в школе работали волонтерские отряды по социальным проектам:

  • «Доброта спасет мир»

  • «Мы за здоровое будущее нашей страны»

  • «Безопасная дорога детства»

  • «Азбука здоровья»

  • «Поможешь природе – поможешь себе»

  • «Скажем НЕТ»

  • «В школу за здоровьем»

  • «Экология личности»

  • «Три Д: дети, дорога, дорожные знаки»

  • «Открытка ветерану»

  • «Ветеран живет рядом» и др.


СЛАЙД 36 - 48 Наши волонтерские отряды в основном занимаются просветительской деятельностью, проводят акции для наших школьников. Тематика самая разнообразная: формирование ЗОЖ, ПДД, толерантности, патриотизма, экологических навыков и духовно-нравственных ценностей.

При этом мы можем гордо заявить, что наша территория расширяется: школа – детский сад «Золотой ключик» - социум. В нашей практике зарегистрированы акции: «Русская матрешка против СПИДа» на территории торгового центра «Норд», «В каждую машину детское кресло» и «Водитель! Пешеход!» для водителей поселка, «Обелиск» на территории Баранчеевского озера, «Ветеран рядом» для пенсионеров улиц Молодежная, Таежная, Сосновая, «Покормите птиц» и «Моя кормушка» на территории близ лежащего лесного массива, «Помоги животным» в ЦДОД «Созвездие» и множество акций для воспитанников ДОУ «Золотой ключик».

Хотелось бы остановиться на нереализованных или частично реализованных проектах и их причинах.

«Ветеран рядом» был реализован частично, Совет ветеранов не дал нам список пенсионеров, нуждающихся в нашей помощи. Пришлось собственными силами разыскивать пожилых людей и выполнять разовую работу.

«Остановка» не реализован, так как поселение «Поселок Таксимо» не дали разрешение на покраску остановок, и, конечно же, не профинансировали. Хотя были разработаны проекты покраски и составлены сметы с минимальными затратами.

СЛАЙД 49 Отсюда и главная причина медленного развития волонтерского детского движения - потребности и стремления детей и подростков, их реальные возможности далеко не всегда принимаются во внимание органами власти, государственными и общественными деятелями.

Существует еще немаловажная причина – кадровый потенциал. Ощущается дефицит лидеров детской самоорганизации и самодеятельности, способных увлечь ребят личным примером социальной активности. Прежде всего среди организаторов детских объединений. Взрослые не всегда умеют и хотят разрабатывать социальные проекты, такие есть и среди педагогов.

И последняя причина – недостаточная информированность. Дело не только в органах власти. Не знают об участниках волонтерского движения и родители, хотя на сайте школы всегда есть данная информация.

СЛАЙД 50 Для многих должна стать очевидной позиция, выраженная академиком РАО Д. И. Фельдштейном, о том, что «детство составляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений...», что детство «не социальный питомник, а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, внутри которого сложно взаимодействуют дети и взрослые». История XX века наглядно продемонстрировала и включенность детей в судьбоносные события, и солидарную социальную активность в составе разнообразного по целевым установкам, содержанию деятельности и организационным формам детского и юношеского общественного движения.

Начавшийся XXI век унаследовал от своего предшественника развивающиеся традиционные и новые организации детей и подростков.


СЛАЙД 51 Поэтому мы считаем, что активное участие в волонтерской деятельности способствует развитию таких социальных навыков, как:

– развитие коммуникативных способностей;

– опыт ответственного взаимодействия;

– лидерские навыки;

– самоорганизация;

– исполнительская дисциплина;

– защита и отстаивание прав и интересов;

– инициативность и другие.


Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

– умение принимать решения;

– умение вести за собой;

– умение расположить к себе собеседника;

– умение слышать и слушать;

– опыт работы с группой, знание основ психологии;

– организаторские способности.


СЛАЙД 52 И в заключении хотелось бы сказать словами Карла Манхейма, что молодежь не прогрессивна, не консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Поэтому очень важно помочь становлению молодого человека, создать условия для того, чтобы у него была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия социальном развитии общества.

Да, надо создавать оптимальные условия для развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

Сегодняшняя жизнь стремительна. Любому человеку, даже ребенку за короткий промежуток времени нужно успеть многое: многому научиться, многое познать, найти занятие по душе…