СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация моторной алалии от легкой степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация моторной алалии.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация моторной алалии от легкой степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)»

Дифференциация моторной алалии от легкой степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, что приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер, т.е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи умственно отсталым.

Общее при алалии и умственной отсталости:

  • позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам;

  • похожий лепет;

  • очень малый запас слов.

Отличия алалии и умственной отсталости

Дети-алалики существенно отличаются от умственно отсталых: по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает. В отличие от умственно отсталых алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания. Так, между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия.


Дети-алалики

Дети с легкой умственной отсталостью

Раньше начинают понимать речь окружающих; понимание тонких грамматических изменений слов улучшается по мере развития их речи и в какой-то мере приближается к норме

Несмотря на расширение лексики и овладение фразой, понимание их речи никогда не достигает нормы

Активно используют имеющиеся словесные средства общения, например, лепетные слова, звукоподражания, отдельные общеупотребительные слова, обрывки лепетных предложений и др., а также паралингвистические средства: жесты, мимику, пантомиму, интонацию

Используют примитивные жесты, которые не могут заменять речевое общение, сопровождать его

Пассивный словарь пополняется очень быстро и значительно шире активного

Нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем

Характерна вариативность слов, отсутствуют штампы в речи;

Противоположные явления

Постепенно начинают пользоваться фразой, но речь всегда содержательна, например: «Мама лес пошла»

Во фразе нет смысла, хотя аграмматизм может и не быть, например: «Доброта пошла гулять в лес»

Хорошо ориентируются в невербальных заданиях

Из-за недостатков мышления и познавательной деятельности плохо ориентируются в предъявляемом им незнакомом задании

Произношение звуков автоматизируется быстрее, лучше; часть звуков, сложных в произношении, появляется спонтанно по мере расширения словаря и не требует логопедической коррекции

Произношение звуков автоматизируется долго, артикуляционные уклады звуков могут распадаться

В играх, в учебной деятельности действуют целенаправленно, хорошо используют помощь, контролируют себя

В играх, в учебной деятельности действуют нецеленаправленно, не используют помощь, не контролируют себя