Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Мурминский детский сад «Теремок»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
Открытое занятие по теме:
«Дифференциация звуков [р, р'- л, л'] в слогах и словах.
«Учим разговаривать морских обитателей».
Составила и провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Чауш-Оглы С.В.
Мурмино 2022 год
Методическая разработка по организации речевой деятельности для детей 5-6 лет: «Дифференциация звуков [р, р'- л, л'] в слогах и словах.
«Учим разговаривать морских обитателей».
(индивидуальная форма)
Цель: создать условия для дифференциации звуков [р, р'- л, л'] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
пробудить интерес к правильному произнесению звуков – [р, р'- л, л'] и самоконтролю;
дифференцировать звуки [р, р'- л, л'] в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию лексико - грамматического строя речи;
способствовать развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес и любознательность к обитателям морей и океанов;
воспитывать чувство взаимопомощи к другим.
Словарная работа: ввести в словарный запас ребенка слова: «морские рыбы», «речные рыбы», «рыба Клоун», «рыба Шар».
Материалы и оборудование: картинка/игрушка Золотой рыбки; зашифрованное письмо; картинка морского дна с изображением слогов со звуками [р, р'- л, л']; картинка с изображением морских обитателей закрытые морскими водорослями (кальмар, рыба Клоун, дельфин, рыба Шар, акула, черепаха); картинка с изображением рыбы, сделанной, из счётных палочек; картинка с изображением 3-х морских рыб и 1 речной; стакан с водой и пластмассовая трубочка; 6 картинок с изображением морских обитателей в названиях которых присутствуют звуки [р, р'- л, л'].
Ход деятельности:
Вводная часть
Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя.
Ребенок заходит в кабинет. Логопед приветствует его.
Пробуждение интереса ребенка к занятию.
Педагог сообщает ребенку, что сегодня к нам на занятие приплыла Золотая рыбка. Логопед говорит о том, что она волшебная, но только одного ей не удаётся сделать, научить разговаривать своих рыб.
Далее педагог сообщает, что Золотая рыбка прислала нам письмо с просьбой о помощи. (Логопед с ребёнком читает зашифрованное письмо).
Основная часть
После прочтения письма логопед подводит логопата к тому, что в начале для того чтобы научиться правильно и чётко произносить звуки, необходимо выучить специальную гимнастику для язычка.
Выполняется комплекс артикуляционных упражнений:
Педагог хвалит ребенка и говорит, что после того как они хорошенько размяли язычок, можно приступать к произнесению звуков. (Читают слоги со звуками [р, р'- л, л']).
После прочтения слогов, в которых четко выделялись звуки [р, р'- л, л'] логопед предлагает перейти к логопедическим играм. Для того, чтобы Золотой рыбке было понятнее все игры будут представлены в морском стиле.
Игра «Водоросли». Педагог предлагает логопату посмотреть и назвать, кто обитает в море. (Ребёнок дует на водоросли, и называет кто за ними спрятался.)
После проведения игры логопед уточняет, на что им пришлось подуть, для того, чтобы узнать кто спрятался на морском дне?
Затем все вместе они решают немного отдохнуть. (Проводится пальчиковая гимнастика «Подводный мир»).
Посмотри скорей вокруг!
(Ладошки у лба «козырьком»)
Что ты видишь милый друг?
(Пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывёт морской конёк сюда.
(По очереди: мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцами имитируем волнообразное движение морского конька)
А это? Это рыба шар.
(Сделали из всех пальцев шар)
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Одновременно восемью пальцами делаем волнообразные движения)
Для того, чтобы гостья не скучала педагог предлагает логопату сделать для неё друга. (Складываем рыбку из счётных палочек).
После этого логопед говорит ребёнку о том, что З.р. рассказала историю, которая однажды с ней произошла. Она встретила в своём море чужака, и сейчас он узнает с помощью следующей игры, кто это был.
Игра «Четвёртый лишний» (Дельфин, акула, карп, рыба Клоун).
Далее педагог сообщает о том, что З.р. в знак благодарности за то, что они её не бросили в беде и не отказались ей помочь, показала, как разговаривают рыбы. (Дыхательная гимнастика «Пускаем водяные пузыри»).
Также З.р. сказала о том, что её морские обитатели очень любят веселится и играть в прятки на морских просторах.
Игра «Кто пропал» (Кальмар, рыба Клоун, дельфин, рыба Шар, акула, черепаха).
Итог занятия
Логопед сообщает ребёнку, что наше логопедическое занятие для Золотой рыбки подходит к концу. Она посмотрела и поняла, как люди учатся четко и правильно произносить звуки и красиво разговаривать. Ей необходимо возвращаться в свой подводный мир и все знания, которые она получила передать своим обитателям моря.
В знак благодарности она дарит раскраску.
ИСТОЧНИКИ
Артюшина А.Н. АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Стихи и скороговорки. – Москва: ЗАО «РОСМЭН», 2014. – 47 с.
Волкова Л.С. ЛОГОПЕДИЯ. – Москва: центр «ВЛАДОС», 2004. – 704 с.
Городилова В.И., Рау Е.Ф. ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ ПРОИЗНОШЕНИЯ у школьников, (выпуск второй) [Л, Р]. – Москва: ГСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, 1957. – 152 с.
Грецкая Т.Е. Учим звуки [Л], [Р]. – Москва: Творческий центр СФЕРА, 2009. – 32 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 32 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 32 с.
Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 107 с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. - Альбом 1,2,3,4. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 48 с.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. – Москва: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1973. – 143 с.
Пальчиковая гимнастика:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/02/01/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-morskaya-tematika-0?ysclid=ldrhuj1foq932582292