СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциальный алгоритм, Реципация и Антиципация чтения и запоминание конспектов.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отправной точкой для интеллектуального труда является знание о том, чего мы хотим достичь. Всякая интеллектуальная деятельность должна иметь свой исток – хорошо сформулированную проблему.Приемы мнемотехники основываются на использовании природных возможностей переноса информации в блок долговременной памяти и установлении соответствующих сигналов, которые позволяют быстро и успешно найти информацию.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциальный алгоритм, Реципация и Антиципация чтения и запоминание конспектов.»

Дифференциальный алгоритм, Реципация и Антиципация чтения конспектов

Постоянно слышимое постукивание становится помехой для любой артикуляции – и внешней, и внутренней.

Дифференциальный алгоритм – это такой порядок чтения, при котором выделяются опорные слова, смысловые ряды, доминанта (значение) в каждом самостоятельном фрагменте текста. Реципация – это периодический возврат к отдельным фрагментам текста или прочитанному в целом под влиянием новых мыслей или данных. Этот прием эффективно использовать при чтении сложных текстов.

Антиципация – это предвосхищение, смысловая догадка, предугадывание дальнейшего развития основной идеи текста по нескольким ключевым фразам.


Сокращение артикуляции при чтении :


артикулирование – проговаривание вслух или почти вслух того, что читается; скорость такого чтения невелика;

чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, т.е. открытой артикуляции нет. Текст при этом усваивается более эффективно. Данный способ допускает быстрое чтение;

способ чтения молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Подавление артикуляции при чтении – важнейшая задача на пути формирования навыков скорочтения.

Решается эта задача в два этапа: на первом предполагается сократить артикуляцию, если она ярко выражена; на втором – овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информационными блоками. Как известно, все люди по способу переработки информации делятся на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код зрительных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Быстро читающие люди, как правило, относятся к зрительному типу. Наблюдения показали, что целенаправленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных образов при условии сокращения артикуляции. В ходе исследований по изучению механизмов речи, проводимых под руководством Н. И. Жинкина, был выявлен и отработан очень эффективный метод подавления артикуляции – метод аритмичного постукивания . Он заключается в следующем. Читая про себя, испытуемый выстукивает кистью руки особый ритм, не соответствующий обычному ритму русской речи. «Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта».

Этапы стратегии SQ3R и 4П. :  получение информации;  постановка вопроса;  чтение;  изложение;  повторение. При выборочном чтении используется периферийное зрение, а вспомогательным средством является указка. Такое чтение состоит в том, что Вы быстро «про- бегаете» глазами по тексту и выбираете важную для себя информацию. Ваш мозг работает в диапазоне четырех основных волн: бета, альфа, тета и дельта. Самые важные в процессе быстрого усвоения информации волны альфа. Основные элементы релаксационного тренинга:  ровное и спокойное дыхание;  ощущение тяжести;  ощущение тепла;  вызов в сознании положительных и успокаивающих образов. Приемы, увеличивающие время концентрации внимания и использующиеся во время учебы, – это «кратко, но интенсивно», «рывок к финишной ленточке», «контраст». Концентрация – это способность сосредотачивать внимание на одном предмете и устранять мысли, мешающие данной работе. Мозг не различает действительность и фантазию. Вызов в памяти образа из прошлого приводит к физиологическим изменениям в настоящем. На этом факте основывается явление визуализации. Визуализация образа должна иметь положительный характер. Сеансу визуализации должен предшествовать релаксационный тренинг. Основные элементы визуализации:  ровное и спокойное дыхание;  ощущение тяжести;  ощущение тепла;  представление нужных образов.

Отправной точкой для интеллектуального труда является знание о том, чего мы хотим достичь. Всякая интеллектуальная деятельность должна иметь свой исток – хорошо сформулированную проблему.