Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход на уроках физической культуры как основа здоровьесбережения учащихся»
Дифференцированный подход на уроках физической культуры как основа здоровьесбережения учащихся
На уроке физической культуры, согласно учебной программе, решаются следующие задачи – оздоровительная, образовательная, воспитательная.
В своем докладе, я хотела бы особое внимание уделить оздоровительным задачам и способам их решения, которые применяются мною на практике (слайд 2):
Повышение двигательной активности
Профилактика нарушения осанки
Профилактика травматизма
Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний
Профилактика простудных заболеваний
Основы безопасности жизнедеятельности
(приложение № 1)
В своей работе я пытаюсь найти оптимальные пути реализации содержания программы физического воспитания. Считаю, что одним из этих путей является использование дифференцированной системы обучения школьников.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы (слайд 3): основную, подготовительную и специальную медицинскую (слайд 4, 5). Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
(приложение № 2)
Для претворения в практику дифференцированного подхода я в своей работе (слайд 6):
учитываю, в первую очередь, уровень физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников, как наиболее объективные признаки проявления особенностей учащихся.
при проведении занятий физическими упражнениями видоизменяю программу физического воспитания с учетом реальных возможностей занимающихся
осуществляю планирование программы физического воспитания, дифференцируя его с учетом особенностей развития групп занимающихся.
нормативные требования учащихся сдвигаю в сторону реальных возможностей учеников и оцениваю динамику развития физических качеств.
Имею в виду, что дифференцированный подход является ступенькой к индивидуализации физического воспитания школьников.
Еще К.Д. Ушинский отмечал необходимость индивидуально подойти к ребенку в процессе воспитания. На необходимость глубокого знания личности ученика указывал и П.Ф. Лесгафт.
Выделяют три показателя индивидуализации (слайд 7) :
отношение ученика к учению.
организация учителем учебной работы.
усвоение знаний и навыков.
Наиболее значимым считаю второй показатель, так как он полностью зависит от компетентности учителя в реализации индивидуальных особенностей в физическом воспитании учеников. Именно организация учебной работы пронизывает процесс обучения и развития школьников в направлении выявления и учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Определение индивидуальных особенностей психики учащихся, создание соответствующих психологических условий на занятиях физическими упражнениями, а также умение сочетать групповую организацию занятий с индивидуальной работой школьников требует от учителя значительных знаний и педагогического мастерства.
Большое внимание в своей работе уделяю выполнению физических упражнений в форме домашних заданий. Обязательно на уроках показываю правильность их выполнений, рекомендую нагрузку, систематически контролирую их выполнение. Выполняя домашнее задание систематически, ребята приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.
Приложение № 1
Оздоровительные задачи и способы их решения
№ п/п | Оздоровительная задача | Способы решения |
1 | Профилактика гипокинезии | Нормализация двигательного режима за счет управления объемами динамических физических нагрузок |
2 | Профилактика нарушения осанки | Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы |
3 | Профилактика травматизма | Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями |
4 | Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний | Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма |
5 | Профилактика простудных заболеваний | Использование на занятиях элементов закаливания |
6 | Основы безопасности жизнедеятельности | Обучение двигательным действиям прикладного характера, с их использование в реальных жизненных ситуациях |
Приложение № 2
Медицинская группа | Характеристики группы | Организация занятий физическими упражнениями |
Основная (слайд 4) | Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при среднем физическом развитии и физической подготовленности | Занятия физическими упражнениями в объеме программы физического воспитания. Участие во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях по физической культуре и спорту. Участие в сдаче нормативов физической подготовленности в объеме программы. |
Подготовительная (слайд 5) | Ученики с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью | Занятия в объеме программы физического воспитания при более длительном времени освоения физических упражнений и развитии физических качеств. Могут посещать занятия в группе здоровья, общей физической подготовки. По усмотрению врача и педагога имеет место коррекция нормативных требований уровня физической подготовленности |

Учитель физической культуры
высшей категории МБУ СОШ №78
Хайруллин С.Г.