СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции "Антропогенез", "Введение в экологию"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекции "Антропогенез", "Введение в экологию"»

Тема. Антропогенез.

 

Учебные вопросы:

  1. Социальные факторы антропогенеза

  2. Биологические  факторы антропогенеза

  3. Расы и их происхождение

  4. Несостоятельность расизма

Краткое изложение темы:

Понятием «антропогенез» обозначают общий ход процессов эволюционно-исторического развития физического образа человека, начального формирования его речи, трудовой деятельности и общества. Проблемы антропогенеза изучает наука антропология.

Социальные факторы антропогенеза

Под данными факторами подразумеваются общественный способ жизни, труд, речь и развитое сознание. Самостоятельно изготовить орудие труда может только человек. Определенные животные лишь используют некоторые предметы с целью добывания пищи (чтобы достать плод с ветки обезьяна берет палку). Благодаря трудовой деятельности у предков человека происходил так называемый антропоморфоз – закрепление физиологических и морфологических изменений. Важнейшим фактором антропоморфоза в человеческой эволюции явилось прямохождение. Из поколения в поколение естественный отбор сохранял особи со способствующими прямохождению наследственными характеристиками. С течением времени сформировался приспособленный к вертикальному положению S-образный позвоночник, развились массивные кости ног, широкие грудная клетка и таз, сводчатая стопа.

Биологические  факторы антропогенеза

Прямохождение высвободило руки. Вначале рука выполняла лишь самые простые движения, но в процессе занятия трудом она усовершенствовалась и приобрела способность к выполнению сложных действий. В этом смысле можно сделать вывод, что рука не только орган труда, но и его продукт. Совместный труд способствовал сближению членов рода, возникла необходимость в обмене звуковыми сигналами. Так общение вызвало потребность развития сигнальной системы второго плана – коммуникации посредством слов. Первыми средствами общения был обмен жестами и отдельными примитивными звуками. Дальнейшие мутации и естественный отбор преобразовали гортань и ротовой аппарат, что сформировало речь. Возможность говорить и умение трудиться развили мышление. Таким образом, в течение продолжительного времени во взаимодействии социальных и биологических факторов произошла эволюция человека. Физиологические и морфологические особенности способны передаваться по наследству, но способность работать, мышление и речь развиваются исключительно в процессе образования и воспитания.

Расы и их происхождение

Человеческие расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями — цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д. Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная). В пределах этих рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Европеоидная раса. Для людей этой расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.
Монголоидная раса. Монголоиды  обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны темные жесткие прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза, плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.

Австрало-негроидная раса. Негроиды  темнокожи, для них характерны курчавые темные волосы, широкий и плоский нос, карие или черные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.

Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто австралоидов выделяют в отдельную расу.

Для описания расы выделяются признаки, наиболее характерные для большинства входящих в нее индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то практически невозможно найти индивидуумов со всеми признаками, присущими расе.

Несостоятельность расизма. Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам.

Контрольные вопросы:
1. Что такое человеческие расы?
2.  Чем можно объяснить формирование физических признаков, характеризующих различные расы?
3. Почему можно утверждать, что с биологической точки зрения все расы равноценны?
4.Обсудите проблемы межрасовых отношений и межрасовых браков в современном обществе.









Тема. Предмет экологии. Экологические факторы.

 

Учебные вопросы:

  1. Понятие экологии

  2. Классификация зкологических  факторов.

Краткое изложение темы:

Предмет экологии.

Предметом изучения в экологии является совокупность и структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии  наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологии, в тесной связи с другими естественными науками  учение)  дом, жилище и "логос" (от греч. "ойкос"  экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. В область компетенции экологии входит также изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Все огромное разнообразие, которое встречается в биосфере, называют средой обитания  – совокупность факторов, окружающих живые организмы и оказывающих на них прямое или косвенное воздействие. Каждая среда оказывает на организмы определенные воздействия, называемые экологическими факторами.

Классификация экологических факторов:

1) Абиотические – все элементы неживой природы. Перечислите их!

Т.о. все эти факторы можно объединить в группы: климатические, почвенные, геологические и др.)

В природе трудно отделить действие одного фактора от другого, поэтому организмы всегда испытывают совместное действие факторов. Пример: солнечный свет нагревает поверхность, что в свою очередь вызывает испарение влаги и как следствие – иссушение.

Такое воздействие очень переменчиво и зависит от времени суток, рельефа, движения воздуха, времени года, близость водоема, растений и т.д.  Это приводит к появлению приспособленности у организмов, которые  сказываются на протекании физиологических процессов.

2.Биотические - всевозможное влияние одних живых организмов на другие. 

Виды взаимоотношений организмов:

А). Симбиотические:

 - кооперация (рак отшельник и актиния);

- мутуализм (микориза - грибокорень, лишайник - грибоводоросль);

 - нахлебничество (рыба лоцман и акула);

 - квартиранство (убежище для одних животных в норах других животных, убежище для одних животных являются тела других);

 - комменсализм (один вид  извлекает пользу из сосуществования, а второй вид не имеет от этого никакой выгоды не получает, например, береза или ольха могут быть няней для ели: они защищают молодые ели от прямых солнечных лучей, без чего на открытом месте ель вырасти не может). 

В). Антибиотические:

 - хищничество (заяц и лиса, каннибализм);

 - паразитизм (комары, блохи на теле животных, цепни в организме);

 - конкуренция (за место гнездования, воробьи и синицы, травоядные, насекомые и

 млекопитающие).

С). Безразличные:

 - нейтрализм (белки и лоси в одном лесу; гидроидные полипы на раковине моллюска).

В результате этих взаимодействий у организмов выработались приспособления:

- в виде повадок: для нападения на жертву, для защиты от хищника;

- в виде особенностей внешнего и внутреннего строения тела;

- в виде физиологических процессов, ритмов активности, расселения и т.д.

3.Антропогенные – действие человека как экологического фактора. В процессе своего существования он создал большое количество самых разнообразных культурных видов растений, домашних животных, создал искусственные биогеоценозы. Он сотворил и свою среду обитания. Это привело к возникновению между видами новых численных отношений, перестроились цепи питания, появились приспособления для существования в измененной среде. Антропогенные факторы имеют два направления: сознательные и случайные.

Экологические факторы  могут выступать:

-раздражителями – вызывают приспособительные изменения (сооружения медведями берлоги на зиму; сезонные перелеты птиц; сброс листвы растениями средней полосы в осенний период);

- ограничителями – невозможность существовать в данных условиях (наличие жаберного дыхания в наземно-воздушной среде);

- модификаторы – вызывают изменения в анатомии и морфологии (теплый мех у животных; низкорослость и мелколиственность у растений севера);

- сигналы – изменение в продолжительности световой части суток (при сокращении светового дня готовятся к цветению некоторые растения: декабрист, рождественская звезда, гербера и др.)

По своему действию экологические факторы могут оказывать угнетающее или стимулирующее действие. Это зависит от размаха действия фактора.

Контрольные вопросы:
1. Дать понятие экологии.
2. Дать классификацию экологическим факторам.

3.Какое действие могут оказывать экологические факторы?