СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок " Уроки французского" В.Г.Распутин ( введение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок " Уроки французского" В.Г.Распутин ( введение)

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок " Уроки французского" В.Г.Распутин ( введение)»

. Вступительная беседа.

- Ребята, как вы понимаете, что такое добро? Добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим… Запишите значение слова ( 2 предложения)

Сознательное детство его (В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношение людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам. . ( Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина»)

Выявление авторской позиции.

От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография. 

- Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо? ( записать 1 предложением)

        Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

 Работа над произведением.

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо. Ответы устно

- Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

-Почему он перестал бояться французского языка?

-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?

-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

-Все ли герои рассказа добры и благородны? ( письменно)

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

( сделать по тексту )

Только следуя законам доброты, можно победить зло.  1.    «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»

2.    «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) , а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»

3.    « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

. Итог урока.

- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

        Домашнее задание.

РАССУЖДЕНИЕ НАД ЦИТАТОЙ ПИСЬМЕННО ( ПО ВЫБОРУ) ОТ 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ( УСТНО)