Что же дороже всего?
В последнее время наметилась тенденция ухудшения здоровья юных граждан России. Назовем несколько основных причин этого явления. Одни дети и подростки переедают и, мало двигаясь, становятся мишенью для разных напастей. Другие, наоборот, недоедают и таким образом представляют собой объект сосредоточения многих иных недугов. Третьи, получив букет наследственных пороков от своих родителей, ведущих нездоровый образ жизни, просто-напросто обречены страдать. Четвертые по собственной инициативе пристрастились к пагубным занятиям и тем самым нанесли ущерб своему здоровью. Пятые приобрели разные хвори в результате воздействия на их организм постоянно ухудшающейся экологической обстановки...
На основании наших исследований выявлено, что сейчас в средних учебных заведениях имеются классы, в которых нет ни одного абсолютно здорового учащегося! А из всех старшеклассников трудно сформировать команду для участия в первенстве района по многоборью среди допризывников.
Из научных источников, опубликованных в печати, можно узнать, что только 5% выпускников средних учебных заведений ныне считаются практически здоровыми. В ряде регионов 80% юношей не могут нести службу в армии, 30% не в состоянии осилить школьную программу.
Вот характерное высказывание заместителя военного комиссара Воронежской области Д.В.Ульянова: «На призывные комиссии в 2001 г. мы вызвали 11497 человек. Но из этого количества смогли призвать лишь 2470 молодых людей. Остальные освобождены по состоянию здоровья. Примерно такое же соотношение данных и за 2002 г. Ни в одной стране мира нет такого! Нас беспокоит, что с каждым годом всё больше и больше молодых людей не годны к военной службе».
Да, обстановка, как говорят ответственные лица, не контролируется. Пока мы не в силах искоренить причины и условия, порождающие больных людей. Остается — бороться с их недугами, улучшать их здоровье.
Как же поставлено дело оздоровления наших учащихся в период их учебы?
Известно, что на основании нормативных документов все учащиеся в учебных заведениях делятся врачами на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную группу включаются дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с очень незначительными отклонениями. Осваивают они обязательную школьную учебную программу в полном объеме, сдают контрольные нормативы на оценку.
К подготовительной группе относятся в основном ослабленные учащиеся, тоже имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Работая с ними, учитель может использовать те же обязательные виды занятий, что и с основной группой. Однако ему следует учитывать, что учащиеся этой группы также нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. В общем, нагружай, но не навреди!
Медицинские рекомендации, адресованные учителю физической культуры, неоднократно подчеркивают, что при работе на уроках с учащимися с ослабленным здоровьем необходимо предусмотреть доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострения заболеваний. В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения заболеваний, частоту, тяжесть и причину его обострений. При некоторых заболеваниях — предупреждает специальная инструкция — противопоказаны занятия, связанные с пребыванием в неблагоприятных метеорологических условиях. Так при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, цистите (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения занимающихся. Вместе с тем следует правильно методически закалять организм детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета, усиления приспособительных механизмов организма к окружающим условиям... Опять же: закаляй, но не простуди!
В трех данных абзацах я подробно изложил обязанности учителя физической культуры для того, чтобы показать, какую трудоемкую и ответственную работу взвалила на его плечи специальная инструкция. Однако функции его в оздоровлении учащихся на этом не кончаются. Опекая на уроке учащихся подготовительной группы, он должен следить также за самочувствием тех занимающихся из основной группы, которые не так давно перенесли различные заболевания и травмы.
Вот лишь часть заболеваний, после перенесения которых учащимся сразу же назначается основная группа, и, следовательно, они получают полную нагрузку. Приобретенные деформации опорно-двигательных функций — назначается при отсутствии нарушений двигательных функций. Туберкулез легких — назначается при отсутствии дыхательной недостаточности. Кардиотонзиляр-ный синдром — назначается после снятия с диспансерного учета. Сколиозы —желательны занятия корригирующей гимнастикой как дополнение к обычным урокам. Заболевания верхних дыхательных путей — назначается при отсутствии существенных нарушений носового дыхания.
А теперь здраво поразмыслим: может ли учитель на уроке выполнить такой объем работы, где необходимо оперативно и безошибочно определить: кому, когда, какую дать нагрузку, дозировку, вид упражнения; следить за самочувствием одних и подмечать «функциональные изменения в организме других»? А в состоянии ли он «создать оптимальные условия для выздоровления своих подопечных и предупреждения заболеваний» у них, если в спортивном зале одновременно занимаются два, а то и три разных класса? А когда же он будет выполнять основную задачу урока, решение которой для него — закон по всем канонам педагогики?
Нет сомнения, что все согласны с постулатом «Здоровье дороже всего!» Вот только к нашим учащимся он никакого касательства не имеет. Сейчас в учебных заведениях катастрофически не хватает спортивного инвентаря. Места для занятий плохо оборудованы. С уроков физической культуры нередко «срывают» ребят для выполнения хозяйственных работ. Листок здоровья в классных журналах заполняется в лучшем случае к Новому году. И четыре месяца учитель работает на свой страх и риск, ничего не зная о здоровье своих подопечных! А ведь в конце сентября учащиеся сдают контрольные нормативы по легкой атлетике. И, к примеру, чтобы старшекласснику в кроссе на 1000 м показать результат — 3 мин. 30 сек. (отметка — «5»), надо бежать на пределе своих сил. Отсюда — с учащимся может случиться всё, что угодно.
Ясно, что детям и подросткам с физическими недостатками требуются дополнительные занятия «специального назначения». Десять лет назад они проводились в каждой школе. Теперь этого нет. Почему? Может, таких учащихся мало? Для выяснения этого вопроса из 28 учебных заведений Коминтерновсиого района г. Воронежа мы взяли ровно половину. Получилась такая картина. В 14 средних учебных заведениях обучаются 13723 учащихся. Из них относятся к подготовительной группе —175Ь К специальной группе —474 учащихся. Объединив эти группы, получим — 2230 учащихся. Это 16,2% от всего количества занимающихся. Цифра немалая! И такой процент — в каждом районе. И с этими тысячами настоящей оздоровительной работы не ведется. В результате мы имеем то. что имеем.
А выход здесь видится один — надо открывать в каждом микрорайоне школы-интернаты для учащихся с ослабленным здоровьем и физическими недостатками. Здесь можно было бы создать особый режим с чередованием учебы, лечения и отдыха учащихся. И процесс оздоровления проводить на научной основе, с привлечением лучших специалистов разного профиля, работающих в тесном контакте.
Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально использовать бурно растущий поток информации. Уровни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффективность умственной работы при полном сохранении здоровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духовных сил, волевых качеств и умственных способностей советского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.
С целью улучшения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, труду в условиях современного высокоразвитого социалистического производства в системе школьного образования за последние годы произведены существенные изменения учебных планов и программ, получили дальнейшее развитие новые методы и средства обучения. Содержание школьного образования приведено в соответствие с современным уровнем науки, требованиями научно-технического прогресса, что нашло отражение в новых программах по всем учебным предметам. Для школьников старших классов введены факультативные занятия, позволяющие развивать их индивидуальные способности и наклонности. В большинстве школ проводится профилизация с углубленным изучением отдельных дисциплин: иностранного языка, математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биохимии и агробиологии и др. Учебная нагрузка детей в таких школах выше, чем в обычных. У детей, совмещающих обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, ежедневная умственная нагрузка увеличивается в среднем еще на 2 ч.
К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр художественных кинофильмов и телевизионных передач, занятия в кружках технического творчества, занятия музыкой, так называемые спокойные игры (шахматы, шашки), чтение художественной и научно-популярной литературы.
Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рациональной организации режима труда и отдыха.
В настоящее время осуществляется постепенный переход средней общеобразовательной школы на 11-летнее обучение (12-летнее — в школах союзных республик), вводится повсеместное обучение детей с 6-летнего возраста. Начальная 3-летняя школа преобразуется в 4-летнюю.
Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двигательную активность, что нередко приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.
Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутомлению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье. Решение данной проблемы в значительной степени зависит от оптимизации режима дня.
Проблема рациональной организации суточной деятельности школьников (режим дня) в настоящее время широко обсуждается на медицинских и педагогических конференциях, родительских собраниях, на страницах печати. И решить ее можно только сообща.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), отражающих неустанную заботу Коммунистической партии и Советского правительства об охране и укреплении здоровья учащихся, подчеркивается необходимость привития им прочных навыков рациональной организации труда и отдыха.
В настоящее время большая сеть научно-исследовательских и учебных учреждений страны работает над этой проблемой. В результате многочисленных исследований разработаны и предложены для внедрения в практику рекомендации по рациональной организации умственного труда школьников.