СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для классного часа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время наметилась тенденция ухуд­шения здоровья юных граждан России. Назовем несколько основных причин этого явления. Одни дети и подростки переедают и, мало двигаясь, становятся мишенью для разных напастей. Дру­гие, наоборот, недоедают и таким образом пред­ставляют собой объект сосредоточения многих иных недугов. Третьи, получив букет наследствен­ных пороков от своих родителей, ведущих нездо­ровый образ жизни, просто-напросто обречены страдать. Четвертые по собственной инициативе пристрастились к пагубным занятиям и тем са­мым нанесли ущерб своему здоровью. Пятые при­обрели разные хвори в результате воздействия на их организм постоянно ухудшающейся экологиче­ской обстановки...

Просмотр содержимого документа
«Для классного часа»

Что же дороже всего?

В последнее время наметилась тенденция ухуд­шения здоровья юных граждан России. Назовем несколько основных причин этого явления. Одни дети и подростки переедают и, мало двигаясь, становятся мишенью для разных напастей. Дру­гие, наоборот, недоедают и таким образом пред­ставляют собой объект сосредоточения многих иных недугов. Третьи, получив букет наследствен­ных пороков от своих родителей, ведущих нездо­ровый образ жизни, просто-напросто обречены страдать. Четвертые по собственной инициативе пристрастились к пагубным занятиям и тем са­мым нанесли ущерб своему здоровью. Пятые при­обрели разные хвори в результате воздействия на их организм постоянно ухудшающейся экологиче­ской обстановки...

На основании наших исследований выявлено, что сейчас в средних учебных заведениях имеют­ся классы, в которых нет ни одного абсолютно здорового учащегося! А из всех старшеклассни­ков трудно сформировать команду для участия в первенстве района по многоборью среди допри­зывников.

Из научных источников, опубликованных в пе­чати, можно узнать, что только 5% выпускников средних учебных заведений ныне считаются прак­тически здоровыми. В ряде регионов 80% юно­шей не могут нести службу в армии, 30% не в состоянии осилить школьную программу.

Вот характерное высказывание заместителя во­енного комиссара Воронежской области Д.В.Улья­нова: «На призывные комиссии в 2001 г. мы вы­звали 11497 человек. Но из этого количества смог­ли призвать лишь 2470 молодых людей. Осталь­ные освобождены по состоянию здоровья. Пример­но такое же соотношение данных и за 2002 г. Ни в одной стране мира нет такого! Нас беспокоит, что с каждым годом всё больше и больше молодых людей не годны к военной службе».

Да, обстановка, как говорят ответственные лица, не контролируется. Пока мы не в силах ис­коренить причины и условия, порождающие боль­ных людей. Остается — бороться с их недугами, улучшать их здоровье.

Как же поставлено дело оздоровления наших учащихся в период их учебы?

Известно, что на основании нормативных до­кументов все учащиеся в учебных заведениях де­лятся врачами на три медицинские группы: ос­новную, подготовительную и специальную. В ос­новную группу включаются дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с очень незначительными отклонениями. Осваивают они обязательную школьную учебную программу в полном объеме, сдают контрольные нормативы на оценку.

К подготовительной группе относятся в основ­ном ослабленные учащиеся, тоже имеющие не­значительные отклонения в физическом разви­тии и состоянии здоровья. Работая с ними, учи­тель может использовать те же обязательные виды занятий, что и с основной группой. Однако ему следует учитывать, что учащиеся этой груп­пы также нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса дви­гательных навыков и умений. В общем, нагру­жай, но не навреди!

Медицинские рекомендации, адресованные учителю физической культуры, неоднократно под­черкивают, что при работе на уроках с учащими­ся с ослабленным здоровьем необходимо преду­смотреть доступность физических нагрузок, а так­же создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострения заболева­ний. В случаях обострения хронического заболе­вания учитель ограничивает физические нагруз­ки, учитывая при этом характер течения заболе­ваний, частоту, тяжесть и причину его обостре­ний. При некоторых заболеваниях — предупреж­дает специальная инструкция — противопоказа­ны занятия, связанные с пребыванием в неблаго­приятных метеорологических условиях. Так при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревма­тизме, цистите (воспаление мочевого пузыря) не­обходимо избегать резких колебаний температу­ры воздуха и переохлаждения занимающихся. Вместе с тем следует правильно методически за­калять организм детей и подростков для повы­шения уровня естественного иммунитета, усиле­ния приспособительных механизмов организма к окружающим условиям... Опять же: закаляй, но не простуди!

В трех данных абзацах я подробно изложил обязанности учителя физической культуры для того, чтобы показать, какую трудоемкую и ответ­ственную работу взвалила на его плечи специаль­ная инструкция. Однако функции его в оздоров­лении учащихся на этом не кончаются. Опекая на уроке учащихся подготовительной группы, он дол­жен следить также за самочувствием тех занима­ющихся из основной группы, которые не так дав­но перенесли различные заболевания и травмы.

Вот лишь часть заболеваний, после перенесе­ния которых учащимся сразу же назначается ос­новная группа, и, следовательно, они получают полную нагрузку. Приобретенные деформации опорно-двигательных функций — назначается при отсутствии нарушений двигательных функций. Туберкулез легких — назначается при отсутствии дыхательной недостаточности. Кардиотонзиляр-ный синдром — назначается после снятия с дис­пансерного учета. Сколиозы —желательны заня­тия корригирующей гимнастикой как дополнение к обычным урокам. Заболевания верхних дыха­тельных путей — назначается при отсутствии су­щественных нарушений носового дыхания.

А теперь здраво поразмыслим: может ли учи­тель на уроке выполнить такой объем работы, где необходимо оперативно и безошибочно опреде­лить: кому, когда, какую дать нагрузку, дозиров­ку, вид упражнения; следить за самочувствием одних и подмечать «функциональные изменения в организме других»? А в состоянии ли он «со­здать оптимальные условия для выздоровления своих подопечных и предупреждения заболева­ний» у них, если в спортивном зале одновремен­но занимаются два, а то и три разных класса? А когда же он будет выполнять основную задачу урока, решение которой для него — закон по всем канонам педагогики?

Нет сомнения, что все согласны с постулатом «Здоровье дороже всего!» Вот только к нашим учащимся он никакого касательства не имеет. Сейчас в учебных заведениях катастрофически не хватает спортивного инвентаря. Места для заня­тий плохо оборудованы. С уроков физической культуры нередко «срывают» ребят для выпол­нения хозяйственных работ. Листок здоровья в классных журналах заполняется в лучшем случае к Новому году. И четыре месяца учитель работа­ет на свой страх и риск, ничего не зная о здоро­вье своих подопечных! А ведь в конце сентября учащиеся сдают контрольные нормативы по лег­кой атлетике. И, к примеру, чтобы старшекласс­нику в кроссе на 1000 м показать результат — 3 мин. 30 сек. (отметка — «5»), надо бежать на пределе своих сил. Отсюда — с учащимся может случиться всё, что угодно.

Ясно, что детям и подросткам с физическими недостатками требуются дополнительные занятия «специального назначения». Десять лет назад они проводились в каждой школе. Теперь этого нет. Почему? Может, таких учащихся мало? Для вы­яснения этого вопроса из 28 учебных заведений Коминтерновсиого района г. Воронежа мы взяли ровно половину. Получилась такая картина. В 14 средних учебных заведениях обучаются 13723 учащихся. Из них относятся к подготовительной группе —175Ь К специальной группе —474 уча­щихся. Объединив эти группы, получим — 2230 учащихся. Это 16,2% от всего количества зани­мающихся. Цифра немалая! И такой процент — в каждом районе. И с этими тысячами настоящей оздоровительной работы не ведется. В результа­те мы имеем то. что имеем.

А выход здесь видится один — надо откры­вать в каждом микрорайоне школы-интернаты для учащихся с ослабленным здоровьем и физическими недостатками. Здесь можно было бы создать особый режим с чередованием учебы, лечения и отдыха учащихся. И процесс оздоровления про­водить на научной основе, с привлечением луч­ших специалистов разного профиля, работающих в тесном контакте.

Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рациональ­но использовать бурно растущий поток информации. Уров­ни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим задачей первостепенной важности явля­ется научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффек­тивность умственной работы при полном сохранении здо­ровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духов­ных сил, волевых качеств и умственных способностей со­ветского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

С целью улучшения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, труду в условиях современного высокоразвитого социалистического производства в систе­ме школьного образования за последние годы произве­дены существенные изменения учебных планов и про­грамм, получили дальнейшее развитие новые методы и средства обучения. Содержание школьного образования приведено в соответствие с современным уровнем науки, требованиями научно-технического прогресса, что нашло отражение в новых программах по всем учебным пред­метам. Для школьников старших классов введены факуль­тативные занятия, позволяющие развивать их индиви­дуальные способности и наклонности. В большинстве школ проводится профилизация с углубленным изучением от­дельных дисциплин: иностранного языка, математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биохимии и агробиоло­гии и др. Учебная нагрузка детей в таких школах выше, чем в обычных. У детей, совмещающих обучение в обще­образовательной и музыкальной школах, ежедневная умственная нагрузка увеличивается в среднем еще на 2 ч.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр худо­жественных кинофильмов и телевизионных передач, заня­тия в кружках технического творчества, занятия музыкой, так называемые спокойные игры (шахматы, шашки), чте­ние художественной и научно-популярной литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио­нальной организации режима труда и отдыха.

В настоящее время осуществляется постепенный пере­ход средней общеобразовательной школы на 11-летнее обучение (12-летнее — в школах союзных республик), вводится повсеместное обучение детей с 6-летнего возрас­та. Начальная 3-летняя школа преобразуется в 4-летнюю.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка вы­сокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двига­тельную активность, что нередко приводит вначале к функ­циональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутом­лению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье. Решение данной пробле­мы в значительной степени зависит от оптимизации режи­ма дня.

Проблема рациональной организации суточной деятель­ности школьников (режим дня) в настоящее время ши­роко обсуждается на медицинских и педагогических конференциях, родительских собраниях, на страницах печати. И решить ее можно только сообща.

В «Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы» (1984), отражающих неустанную заботу Коммунистической партии и Советско­го правительства об охране и укреплении здоровья уча­щихся, подчеркивается необходимость привития им проч­ных навыков рациональной организации труда и отдыха.

В настоящее время большая сеть научно-исследова­тельских и учебных учреждений страны работает над этой проблемой. В результате многочисленных исследований разработаны и предложены для внедрения в практику рекомендации по рациональной организации умственного труда школьников.