
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДоШКОЛЬНОЕ образовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД №273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ДОКЛАД
на семинаре
на тему: «Артикуляционная гимнастика в НОД »
Подготовил:
Воспитатель:
Гончар С.Н.
Донецк 2019
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.
Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.
В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.
К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:
«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».
Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.
Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.
Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.
Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..
2
Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.
Причины низкого уровня развития речи:
Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.
Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
3
Часть первая
Методические рекомендации воспитателя по проведению
артикуляционной гимнастики
Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе.
Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями
звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь,
быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение
выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со
сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для
этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой,
как можно раньше.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –
важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и
родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том
случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость
органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого
нёба, маленького язычка.
4
Вопрос к воспитателям: Что такое – артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные),
направленные на удержание определенного положения губ, языка:
«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические
(подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и
др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и
переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет
определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения
органов артикуляционного аппарата;
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для
произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров,
заднеязычных);
3 группа упражнений – специфические упражнения направленные на
постановку звуков, способствующие выработке определенных движений:
подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной
связки.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и
развитие пространственного восприятия. Ребенок, зная названия частей своего
тела и легко ориентируясь в них, четко и правильно выполняет
артикуляционные упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.
Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю
губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,
подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
5
Вопросы к воспитателям:
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка
корень.)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык,
губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая
полость.)
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые
то смыкаются, то размыкаются.)
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения
– 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3
упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе
хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его
на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю
знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной
гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений,они выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одномположении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 – 3 раза в связи с повышенной
истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение
выполняется до 10 – 15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое
упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить
движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять
длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
6
Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок,
шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Вопрос к воспитателям:
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (Зеркало,
игровой момент, карточки, знать, как правильно выполняется упражнения.)
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям
сюжетную зарисовку. Например, как представить упражнение «Вкусное
варенье»? – Сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические
указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к
другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются
гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,
что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,
вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
7
Игровых приемов для проведении артикуляционной гимнастики великое
множество. Любая история, сказка, предметы, картинка – это наглядность, с
помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего
активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность,
новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и
эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели,
поставленные на занятии. Так же в своей работе я использую видео пособия : «Артикуляционная гимнастика».
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны
на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных
реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится
интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его
учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает
активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное,
подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески.
Впроцессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем
развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем
больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и
развитой речью.
Часть вторая
Практикум
Знание артикуляционных упражнений
Каждый педагог получает осенний листочек, на котором с обратной
стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению. Воспитатель
должен назвать артикуляционное упражнение, показать, как оно выполняется.
Если педагог затрудняется, то получает карточку, где описано артикуляционное
упражнение.
Педагог предлагает всем участникам семинара-практикума выполнить
артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с
демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
8
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили-были дедушка и бабушка.
Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)
С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)
Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)
Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким
языком.)
Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек – губы не
пропускают воздух.)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с
последующим выпусканием воздуха через губы.)
Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней
губе.)
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)
Блинчик жуем, завернем и прикусим, (жуем распластанный язык, потом
прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье».)
Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».)
На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)
Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)
9
«Чистоговорка»
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).
• За – за – за — в поле… (бегает коза).
• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).
Так же для лучшего достижения результата ребятам можно предложить видео логоритмику. Которая позволит в игровой форме автоматизировать поставленный звук.
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
Педагоги получают памятки по проведению артикуляционной гимнастики
Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
10
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
Вначале АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;
Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;
Уточнение названий органов артикуляции
Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо…
Виды артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на:
активную, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
пассивную, когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.
Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь.
Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.
11
Виды артикуляционных упражнений:
статические
динамические.
В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.
Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.
. Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
. Развитие артикуляционной моторики.
- Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
- Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
- Делает белочка запасы на зиму. Мелькает беличий хвостик.
Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела. Применяется нами ежедневно.
. Развитие координации дыхания и голосообразования. Развитие мелкой моторики.
12
Поём слитно на одном выдохе. Короткий вдох через нос.

Пропевание гласных сопровождаем движением правой руки.

На одну гимнастику 2 звука.
Звуки бывают короткими и длинными. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Помогаем жестом: «стряхиваем с кисти капельки».
Короткий вдох через нос.

. Дыхательная гимнастика:
- «Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
- «Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами.)
Развитие артикуляционной моторики:
- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
13
- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
-«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
. «Помоги стрекозе долететь до озера»
Чтение слогов. По возможности подбор слов к слогам.
Заключительная часть.
Речевую гимнастику мы формируем под нужды группы, в данном конкретном случае это:
Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
Старшая группа – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
Подготовительная группа – развитие инициативности, речевого внимания, обучение элементам грамоты: различение звуков, выделение звуков из слов, умение составлять слова с определённым звуком или слогом, обучение элементам чтения. Работа над дикцией.
И всё это от 3-5 до 8 минут, но каждый день. Кроме речевых, Вы будете решать познавательные, организационные и другие задачи. И всё за 5 – 8 минут.
14
ВЫВОД:
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.
15