


Под духовно-нравственным просвещением понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, то есть Православия, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей.
Следует различать духовно-нравственное просвещение и религиозное образование. Последнее подразумевает вероучительное просвещение, которое осуществляется в воскресных школах. Духовно-нравственное просвещение, будучи стержнем формирования личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Работа по духовно-нравственному просвещению предполагает обращение к творческому наследию таких отечественных педагогов, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, которые в своих педагогических системах придавали большое значение духовно-нравственному просвещению.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего народа системе нравственных ценностей, сформированных веками (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие).
Особую важность приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живём во времена глобализации всех процессов. И чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью..
Но православие не только культуросообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
Приоритет морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным.
Деятельный характер работы (не только рассказ о милосердии, а дела милосердия; организация исследовательской работы по духовному краеведению и т.д.)
Воспитание личности учащихся через духовно-нравственные качества педагога.
Воспитание на идеалах Осетии.
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
6. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
7. Формирование нравственных чувств ребенка: совести, долга, веры,
надежды, ответственности, гражданственности, патриотизма;
8. Развитие нравственной позиции: способности к различению добра и зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний;
9. Развитие нравственного облика: кротости, смирения, терпения,
милосердия, незлобивости; способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество;
Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.
Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т.д.
Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Формы воспитания. Воспитание реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия, внешкольная, внеклассная работа и т.д.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Систему духовно-нравственного воспитания в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки родного языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Осетинская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:
-Дзамболат и Ибрагим – кто из героев поэмы «Фатима» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
-Умен ли Дзамболат?
-Кого можно назвать «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
- Смогла ли Барсагова невеста, любимая героиня Ч. Бегизова, спасти от духовной безысходности последнего из семьи Албеговых?
- Грех, возмездие и покаяние в драме С.Гадиева «Азау». Был ли иной путь у Азау?
-Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.
Изучая сказ К.Дзесова «Фандагсар Уастырджи»» в 11 классе уч-ся узнают, что автор увидел жизнь неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Дзесова главное – это человек и его стремление к добру. Работая над первыми главами сказа, наблюдая над героями уч-ся работали над понятием слова «патриот» и выяснили что:
Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во имя интересов своей Родины.
Никакие злые обстоятельства не убили в Дзахо чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении. Дзесов считал, что потребность делать добро – самая главная в человеке.
На уроках родного языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением.
И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.
Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках родного языка являются базовые национальные ценности:
Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество
Направления:
1. Внедрение на уроках родного языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;
3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью.
Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей :
• опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);
• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания родного языка как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий
• использование нартского наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
Духовно-нравственное просвещение во внеурочной деятельности
В моей воспитательной работе с классом духовно-нравственное просвещение занимает основное место. И в понятие духовно-нравственное просвещение входит и патриотическое, и половое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни, а именно отрицательного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси АлексияII: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».