«Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудовой подготовки»
Кулешова Оксана
Васильевна
учитель трудовой подготовки
ГОКУ СКШ № 1
г. Усолье - Сибирское
Вся система учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы направлена на максимальное развитие личности каждого ученика и обеспечение вступления его в самостоятельную жизнь в обществе и трудовой деятельности.
Важной и специфической задачей является определение эффективных путей использования трудового обучения для коррекции недостатков развития познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Трудовое обучение в коррекционной школе является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Эффективность трудового обучения в огромной степени зависит от правильного выбора и использования учителем методов и приемов обучения, соответствующих индивидуальным возможностям школьников.
Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Поэтому очень важно осуществлять на уроках швейного дела индивидуальный подход, тщательно подбирать эффективные технологии и методы обучения.
Индивидуальный подход — учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Содержание и организация трудового обучения позволяет достаточно широко учитывать индивидуально-типологические возможности и особенности учащихся. Учебная программа по труду в большинстве тем предлагает для практического выполнения несколько вариантов изделий разной степени сложности.
Индивидуальный подход имеет особенно важное значение в осуществлении трудовой подготовки школьников с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии, подтвержденные психолого — медико — педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие особенности:
- низкую познавательная активность;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- недоразвитие мелкой моторики рук;
- эти дети быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке.
В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом.
В своей работе индивидуальный подход применяю на всех этапах уроках, который осуществляю через игровые технологии, которые помогают активизировать деятельность ребенка, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживают интерес к изучаемому материалу, развивают творческое воображение, образное мышление, снимают утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игры и упражнения создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков учащихся. Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. В процессе использования на уроке игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь.
Примеры дидактических игр, применяемые на уроках швейного дела.
«Определить на ощупь»
С закрытыми глазами определить предметы или инструменты по швейному делу.
«Волшебные примеры»
На доске даны примеры, но непростые, решив эти примеры, у вас должно получиться слово, связанное со швейным делом.
1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь = (ткань)
3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)
4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ = (ножницы)
5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)
«Древние письмена»
На карточках слова, в которых пропущены гласные буквы, девочкам
предлагается вставить буквы без ошибок.
Это слова – названия деталей заправки верхней нити.
(Учащиеся по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные гласные).
Проверить правописание этих слов, прочитать по слогам.
Какое изэтих слов не относится к заправке верхней нити? (маховое колесо).
А что такое маховое колесо?
И последнее задание в этой игре, разложить карточки в той
последовательности, в которой заправляется верхняя нить.
Н…т…напр…в…т…ль
Б…б…нод…рж…т…ль
Щ…ль фронт…в…й д…ск…
Р…гул…т…р н…тяж…ния в…рхней н…т…
Н…теприт…г…ват…ль
Ушк… игл…
М…хов… к…лес…
«Закончи пословицу»
- Сделал дело…(гуляй смело).
- Дело мастера…(боится).
- Что посеешь…(то пожнешь).
- Делу время…(потехе час).
- Терпение и труд…(все перетрут).
- Поспешишь…(людей насмешишь).
- Семь раз отмерь…(один раз отрежь).
- Лес рубят…(щепки летят).
Из букв составьте слова:
ЛИОГЬИНАЦ (игольница)
ТЁРОСКАНП (напёрсток)
ЖИЦНЫОН (ножницы)
ТИКНИ (ткани)
АГЛИ (игла)
ТГЮУ (утюг)
«Черный ящик»
Перед вами ящик, в котором находятся различные детали швейной машины. Дается подсказка, в течение 1 минуты нужно дать ответ.
За каждый правильный ответ получаете жетон.
1. Она называется так же, как одна из деталей велосипеда (педаль)
2. Имеет такое же название, что и одно из дополнений к мужской и женскойодежде (ремень)
3. Что у машины одна, а у ежа много (игла)
4. У машины имеется деталь, которая носит такое же название, как предмет зимней спортивной игры (шайба)
В данной работе приведены примеры некоторых игр, которые уже
неоднократно использовались на практике, не требующие слишком сложной
подготовки и разработки. Эти игры можно видоизменять, дополнять,
использовать при усвоении различного учебного материала, при этом
учитывая психофизическое и эмоциональное состояние детей.
Применение игровых технологий в процессе обучения швейному делу в
сочетании с другими педагогическими технологиями позволяет достичь высокой эффективности образования и успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью в обществе.
Организация индивидуального подхода в обучении и воспитании реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой». Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным.
Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков, индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.
Список литературы:
1. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969
3.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс.
Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005 – с. 10,.21
4. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс.
Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005 – с. 14-15.
5. Загадки. Пословицы, Поговорки /составители К. и Д.Солертовские – М.:
ООО «Гамма – С,А.», «Гамма Пресс 2000» - с.68, 196-210.
6.Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки,викторины, семинары, конкурсы, игры _автор-составитель О.В. Павлова. –Волгоград: Учитель, 2007 - с. 111-114, 120-121.
7.Русские народные загадки, пословицы, поговорки /составители Ю.Г.
Круглова – М.: Просвещение, 1990