СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудовой подготовки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема доклада "Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудовой подготовки"

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудовой подготовки»»

«Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудовой подготовки»





Кулешова Оксана

Васильевна

учитель трудовой подготовки

ГОКУ СКШ № 1

г. Усолье - Сибирское





Вся система учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы направлена на максимальное развитие личности каждого ученика и обеспечение вступления его в самостоятельную жизнь в обществе и трудовой деятельности.

Важной и специфической задачей является определение эффективных путей использования трудового обучения для коррекции недостатков развития познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Трудовое обучение в коррекционной школе является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.

Эффективность трудового обучения в огромной степени зависит от правильного выбора и использования учителем методов и приемов обучения, соответствующих индивидуальным возможностям школьников.

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Поэтому очень важно осуществлять на уроках швейного дела индивидуальный подход,  тщательно подбирать эффективные технологии и методы обучения.

Индивидуальный подход — учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Содержание и организация трудового обучения позволяет достаточно широко учитывать индивидуально-типологические возможности и особенности учащихся. Учебная программа по труду в большинстве тем предлагает для практического выполнения несколько вариантов изделий разной степени сложности.

Индивидуальный подход имеет особенно важное значение в осуществлении трудовой подготовки школьников с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии, подтвержденные психолого — медико — педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие особенности:

 - низкую познавательная активность;

- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;

- недоразвитие мелкой моторики рук;

- эти дети быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. 

В своей работе индивидуальный подход применяю на всех этапах уроках, который осуществляю через игровые технологии, которые помогают активизировать деятельность ребенка, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживают интерес к изучаемому материалу, развивают творческое воображение, образное мышление, снимают утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игры и упражнения создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков учащихся. Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. В процессе использования на уроке игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь.

Примеры дидактических игр, применяемые на уроках швейного дела.

«Определить на ощупь»

С закрытыми глазами определить предметы или инструменты по швейному делу.

«Волшебные примеры»

На доске даны примеры, но непростые, решив эти примеры, у вас должно получиться слово, связанное со швейным делом.

1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =   (ткань)
3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)
4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =  (ножницы)
5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)

«Древние письмена»

На карточках слова, в которых пропущены гласные буквы, девочкам

предлагается вставить буквы без ошибок.

Это слова – названия деталей заправки верхней нити.

(Учащиеся по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные гласные).

Проверить правописание этих слов, прочитать по слогам.

Какое изэтих слов не относится к заправке верхней нити? (маховое колесо).

А что такое маховое колесо?

И последнее задание в этой игре, разложить карточки в той

последовательности, в которой заправляется верхняя нить.

Н…т…напр…в…т…ль

Б…б…нод…рж…т…ль

Щ…ль фронт…в…й д…ск…

Р…гул…т…р н…тяж…ния в…рхней н…т…

Н…теприт…г…ват…ль

Ушк… игл…

М…хов… к…лес…


«Закончи пословицу»

-  Сделал дело…(гуляй смело).

-  Дело мастера…(боится).

-  Что посеешь…(то пожнешь).

-  Делу время…(потехе час).

-  Терпение и труд…(все перетрут).

-  Поспешишь…(людей насмешишь).

-  Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

-  Лес рубят…(щепки летят).


Из букв составьте слова:

ЛИОГЬИНАЦ (игольница)

ТЁРОСКАНП (напёрсток)

ЖИЦНЫОН (ножницы)

ТИКНИ (ткани)

АГЛИ (игла)

ТГЮУ (утюг)

«Черный ящик»

Перед вами ящик, в котором находятся различные детали швейной машины. Дается подсказка, в течение 1 минуты нужно дать ответ.

За каждый правильный ответ получаете жетон.

1. Она называется так же, как одна из деталей велосипеда (педаль)

2. Имеет такое же название, что и одно из дополнений к мужской и женскойодежде (ремень)

3. Что у машины одна, а у ежа много (игла)

4. У машины имеется деталь, которая носит такое же название, как предмет зимней спортивной игры (шайба)

В данной работе приведены примеры некоторых игр, которые уже

неоднократно использовались на практике, не требующие слишком сложной

подготовки и разработки. Эти игры можно видоизменять, дополнять,

использовать при усвоении различного учебного материала, при этом

учитывая психофизическое и эмоциональное состояние детей.

Применение игровых технологий в процессе обучения швейному делу в

сочетании с другими педагогическими технологиями позволяет достичь высокой эффективности образования и успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью в обществе.

Организация индивидуального подхода в обучении и воспитании реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой». Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным.

Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков, индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.



























Список литературы:

 

1. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969

3.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс.

Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005 – с. 10,.21

4. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс.

Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005 – с. 14-15.

5. Загадки. Пословицы, Поговорки /составители К. и Д.Солертовские – М.:

ООО «Гамма – С,А.», «Гамма Пресс 2000» - с.68, 196-210.

6.Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки,викторины, семинары, конкурсы, игры _автор-составитель О.В. Павлова. –Волгоград: Учитель, 2007 - с. 111-114, 120-121.

7.Русские народные загадки, пословицы, поговорки /составители Ю.Г.

Круглова – М.: Просвещение, 1990