Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Инклюзивное образование"»
6.3 Речь и альтернативная коммуникация
1.Пояснительная записка
Обучение грамоте учащихся с нарушением интеллекта ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (подними руку: правую - левую подними руки вверх и др.).
Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Задачи:
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей
Регулятивные универсальные учебные действия
Принимать и сохранять учебную задачу.
Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
Удерживать цель деятельности.
Принимать установленные правила поведения на занятиях.
Предметные
овладеть доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными :
уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами,
Материально – техническое оснащение предмета: графические средства для альтернативной коммуникации: картинки с изображением объектов, людей, действий (фото, пиктограммы, символы); сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мячики – ежики, мячи.
Наглядно-демонстрационный материал
На уроках используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
Календарно-тематическое планирование
№п/п тема | Содержание предмета | Кол-во час | Коррекционная , учебная задача |
1 | Приветствие: «Здравствуйте, привет» | 6 | 1.Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; 2.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений; 3.- научить различать многозначность жеста; 4.- учить соотносить жест со словом. 5.Уметь понимать значения жестов; 6.различать жесты и соотносить со словом. |
2 | Приветствие: «До свидания!» | 1 | Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом. |
3 | Знакомство с понятием: «Дай» | 8 | 1.Развитие фонематического слуха и координации движений 2.Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; 3.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений 4.и соотносить жест со словом; 5.- научить различать многозначность жеста; 6.- воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. 7.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. 8.Сюжетные и предметные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формирования графомоторных навыков, погремушки, музыкальные игрушки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. |
4 | Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!» | 9 | 1.Развитие координации движений, моторики 2. Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; 3.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений 4.и соотносить жест со словом; 5.- развивать слуховые функции. 6.- расширять рамки слухового восприятия. 7.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; 8 развитиеслухового внимания и восприятия. 9.сюжетные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формированияграфомоторных навыков, |
5 | Выполнение простых инструкций: ; «Посмотри на меня» и т.д. 1 | 8 | 1.Развитие координации движений, моторики 2.Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми; 3.- развивать эмоциональное общение; 4.- побуждать к визуальному контакту; 5.- формировать умение слушать и слышать педагога. 6.Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; 7. уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого. 8.музыкальные инструменты, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. |
6 | Семья - «Показ близких, детей, кукол». | 7. | 1.Развитие движений и кистей рук 2.Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней; 3.- учить называть (показывать) членов семьи. 4.Понимать графические изображения, рисунки. 5.Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения. 6.Пиктограммы, предметные картинки изображения, рисунки, сюжетные картинки, 7. сюжетные игры, звуки окружающей действительности, технические средства обучения (презентации). |
7 | Совершенствовать навыки звукоподражания: | 12 | 1.Коррекция и развитие памяти. 2.Развитие навыков самостоятельности 3.Совершенствовать навыки звукоподражания; 4.- учить соотносить звуки с реальными предметами. 5.Выполнение действий по образцу: с игрушкой,на примере предметных картинок; 6.работа над пониманием простых инструкций. 7.Показ действий в привычных ситуациях 8.Расширение пассивного глагольного словаря с помощью картинок: 9. действия, совершаемые одним лицом; 10.действия, совершаемые разными лицами; 11. нахождение названной или показанной картинки среди других. 12.Пиктограммы, предметные картинки, игрушки, музыкальные инструменты, сюжетные и дидактические игры, технические средства обучения |