Доклад
Тема: «Использование элементов устного народного творчества тувинского народа на уроках и во внеклассных мероприятиях в начальных классах»
Автор:учитель начальных классов МБОУСОШ с. Балгазын Домбуй-оол Алена Конфетовна.
Балгазын 2015
«Использование элементов устного народного творчества тувинского народа на уроках во внеклассных мероприятиях в начальных классах».
План:
Устное народное творчество – это сокровищница народной мудрости.
Значение народного творчества.
Использование учителем элементов народного творчества на уроках и во внеклассной работе.
Жанры устного народного творчества.
Устное народное творчество – способствует становлению гармонично – развитой личности.
Устное народное творчество – это сокровищница народной морали, народной поэзии. В нем педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших богатств.
Фольклорное произведение – это удивительная сокровищница радости, светлого восприятия мира и ожидания. Ожидание добра и только добра. В фольклоре заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Народ существует - пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка.
Я поставила задачу показать детям красоту тувинского языка через устное народное творчество, формируя интерес к фольклору и обогащать их словарный запас.
Тувинский народный фольклор существует сотни лет в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. Устное народное творчество играет важную эстетическую и педагогическую роль в воспитании и формировании ребенка.
Работая учителем начальных классов, я увлекаюсь народной педагогикой. Что же такое народная педагогика? Прежде всего – это использование на уроках тувинского народного творчества, а также народного искусства.
Народ, как педагог, все вокруг так или иначе использует и использовал устное народное творчество для педагогических целей. Почти в каждой народной сказке, легенде, песне есть чувство прекрасного и поучительного.
Ребенок, слушая сказки, колыбельные песни, прибаутки, потешки воспринимает и впитывает в себя весь народный дух.
Сказки играют большую роль в гармоничном развитии ребенка и не утратили воспитывающей функции в настоящее время.
Они знакомят малышей с окружающей жизнью, особенно с трудом взрослых, помогают узнавать многое о животном мире, обогащают жизненный опыт, пробуждают воображение, фантазию ребенка, развивают связную речь, обогащают словарный запас слов.
Народная сказка учит детей трудолюбию, честности, справедливости, учит добру. И если сердце ребенка с ранних лет согрето теплом, то оно не остынет до глубокой старости.
С помощью сказок ребенок знакомиться с народными обычаями, традициями, обрядами. Народные сказки делятся на следующие виды: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В сказках отразилось – стремление народа к свободной и счастливой жизни. Поэтому сказки обычно имеют счастливый конец; в них всегда добро одерживает победу над злом. В сказках народ выразил свою мечту об облегчении тяжелого труда, о покорении природы, о преодолении больших пространств в более короткие сроки.
Я провела по математике открытый урок – сказку по теме: «Үш чүүл эртемниг оол». Детям очень понравился урок. Было интересно, они проявляли активность, это говорит о том, что у учащихся интерес к народным сказкам велик, они любят читать сказки, инсценировать небольшие эпизоды, обогащается словарный запас слов.
Часто использую на уроках математики устный счет элементами народной педагогики. Например:
Игра «Считай быстро».
На вопрос учителя надо быстро отвечать.
Сколько глаз у двух свиней?
Сколько глаз у 5 лошадей?
Сколько копыт у трёх коней?
На уроках математики использую числа. Во внеклассной работе использовала частушки с именами числительными. Эти же частушки использовала на уроках родного языка. Из них находили имена числительные.
В 1 классе при изучении счета от 1до 10, я привожу примеры из тувинского фольклора.
«1» - Жили-были старик со своей старухой. И был у них один единственный сын Алдын-оол.
«2» - У тувинского народного жернова 2 круга (дээрбе).
«3» - В тувинской литературе есть сказка, которая называется «Мальчик с тремя знаниями ».Там используется цифра 3.
«4» - У животных, которые находятся в хозяйстве человека по 4 ноги (овца, свинья, лошадь, корова и т. д.)
«5» - У каждого человека на руке по 5 пальцев и т.д.
На уроках чтения использую различные виды сказок и стараюсь заинтересовать учащихся не только чтением и изучаем сказок, но и привлечь самим создавать или придумывать, сочинять свои небольшие сказки. Например: сказку «Ала-сааскан» придумала Лоовай Херела.
Пословицы используются для формирования грамотной речи. Пословицы и поговорки называют краткие изречения. Люди употребляют их также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом, он постепенно вникает в смысл пословиц и поговорок, начинает понимать суть содержания пословиц. Народные пословицы содержат народную мораль, выработанную многими поколениями.
Нет друга – ищи, Эш чок болза – диле
А нашел – береги. Тып алгаш – камна.
История матери – золото Ада төөгүзү - мөңгүн
История отца – серебро. Ие төөгүзү- алдын.
В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословицы легко запоминаются.
Сеткилге ак херек,
Ажылга шынар херек.
На уроках русского языка, родного языка очень удобно проводить работу с рисунками животных, показывать домашних животных (овцу, верблюда, коней, коров и т.д). Дети подбирают пословицы к рисункам. Например:
Хойлуг кижи каас,
Инектиг кижи тодуг.
Теведен аът хояр
Тенектен ыт коргар.
Таким образом проводится работа по развитию речи, развивается память, мыслительная деятельность ребенка.
Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. Отличительная черта загадок, небольшой размер, рифмованность, вследствии этого – хорошая запоминаемость. Загадывали загадки не вразброс, а в определенном порядке. Сначала шли загадки о человеке, потом о доме и вещах, которые находятся в нем, потом о дворе, огороде, саде, полях, лесах ив самом конце о явлениях природы.
Тывызыым дытта, Курт эвес ужар,
Тоолум дошта. Куш эвес чалгынныг.
Скороговорки используются для правильного произношения звуков.
В тувинском фольклоре также имеются скороговорки, которые произносятся на одном дыхании. Побеждает тот, кто быстрее и больше произнесет скороговорок.
Билдим, билдим биче шынаа
Шынаалаза шыкшыг алаак,
Алаактаза арбын сүрүг
Сүрүглезе сүттүг инек.
Инектезе итпек, хойтпак,
Хойтпактаза доза тодар.
Дети разучивают скороговорку наизусть. Эта работа развивает речь учащихся и в игровой форме дает возможность запомнить новую букву.
Не зная своей культуры – не будешь знать и другой,- гласит народная мудрость. Именно национальные праздники, знание народных традиций для ребят- радость. Приведу на примере праздник «Шагаа». Тувинский народ любит отмечать «Шагаа» - приход Нового года по лунному календарю. Вот и радуются дети. В ночь, перед наступлением Шагаа, никто не ложился спать. В эту ночь играли в шахматы, кости, отгадывали загадки, ходили друг к другу в гости, уго- щались национальными блюдами, пели частушки, песни, катались с горки на шкурах животных и т.д. После праздника детям предлагается написать сочинение о Шагаа.
Моя задача не только сформировать личность, но и наполнить её добротой и уважением к народным традициям. Использование различных жанров устного народного творчества формирует развитую личность и способствует становлению достойных граждан нашего времени.