СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на М/О: "Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у обучающихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  доклад  учителя сенсоматорики коррекционной школы для выступления на методическом объединении начальных классов на тему: "Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у обучающихся с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на М/О: "Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у обучающихся с ОВЗ"»

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют расширять знания детей в том числе и о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, должны широко использоваться дидактические игры и игровые упражнения.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у школьников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

Используются следующие задания:

- поднять правую руку вверх – опустить – повернуться направо; -поднять левую руку вверх – опустить – повернуться налево;

- вытянуть руки вперед – сделать шаг вперед; - спрятать руки назад, за спину – сделать шаг назад и т.д.

Игровая ситуация: «найди спрятанную игрушку».

Вперед пойдешь-куклу найдешь. Назад пойдешь-медвежонка найдешь. Вправо пойдешь- мяч найдешь. Влево пойдешь машинку найдешь. Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

«Кто правильно назовет» В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра «Колокольчик» Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (учитель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Что изменилось?» Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез Дракоша, который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть, как учитель, так и ребёнок.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

Игра «Фотограф». Взрослый – фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику – ребенку надо рассадить их: льва справа от бегемота, мишку – слева от щенка и т. д. Фотограф все время недоволен, просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем ребенок рассказывает: «Я посадил льва справа от бегемота» и т. д.

Игра «Назови соседей» Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: учитель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Игра «На плоту» Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Учитель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Максим, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Аня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например, на листе бумаги

«Графический диктант». Ребенок ставит карандаш на исходную точку на пересечении линий клеток и по инструкции педагога чертит: две клетки вправо, одну клетку вниз и т,д.

Игра «Геометрический диктант» Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Учитель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

«Лабиринты». Ребенку предлагается найти оптимальные пути соединения двух изображенных объектов.

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии и в речи самих детей.

Задание: Учитель кладет карандаш на коробку и предлагает ребенку определить его положение относительно коробки: карандаш лежит на коробке, затем карандаш перекладывается под коробку, поднимается над коробкой и т. д. Каждый раз обращая внимание ребёнка на то, что в предложении меняется предлог. Когда ребенок освоит задание, его повторяют снова, но предлагают назвать только предлог.

Взрослый предъявляет ребенку задание: «Стоит в поле теремок в 4 этажа: лиса живет над волком, медведь под волком, а выше всех – заяц. Кто где живет?» Ребенок расселяет жильцов, а потом называет местоположение каждого героя.

1. Ребенку предлагают маленькую машинку и постройку из кубиков– мостик. Предлагается сделать так, чтобы машинка заехала на мостик; съехала с него; заехала под него; выехала из-под него. 2. Ребенку предлагают выполнить действия с машинкой: сделать так, чтобы машинка стала перед мостиком; за; близко, далеко от мостика; выехала из-за него; подъехала к; отъехала от мостика.

При решении задач каждой группы игр необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов, отражающих пространственные отношения.

Итак, можно сделать вывод, что

 развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства

 ориентировка в пространстве - характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступна для усвоения детьми

 основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, я выделила лишь часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяю на практике.

























МКОУ «Починковская школа-интернат»















Доклад на м/объединение:

«Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у обучающихся с ОВЗ»





Подготовила: Н.Б. Чекушина















Починки 2019