СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на На тему "Формирование культуры безопасного поведения в школе, профилактика ДДТТ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на На тему "Формирование культуры безопасного поведения в школе, профилактика ДДТТ"

        В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу и формируют особые отношения в обществе.      Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

       Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности.          Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование культуры безопасности всеми работниками ОУ, а не только преподавателями БЖ.

         Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности 

Цели и задачи формирования культуры безопасности:

снижение количества происшествий в ОУ;

постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

воспитание сознательного отношения к безопасности;

популяризация новых средств обеспечения безопасности;

внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

     Для осуществления пропаганды безопасности и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала ОУ.                                                   Формами формирования культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки, кинодни и т.п.

     Методы формирования культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников).

    Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях (нормах), книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.                                                 Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, не должна мешать решению главных задач ОУ.                                 Наглядная агитация используется как дополнительное средство внушения, убеждения, воспитания, обучения. Разбитая машина, вырезка из газеты, фотография с места происшествия, с места захоронения, стенгазеты, плакаты - все это относится к средствам наглядной агитации.

    По содержанию они должны быть актуальными, информация - новой, художественное решение - эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть типичной, выглядеть привлекательно. Всегда должна быть четко определена агитационная идея. Например, указать на явления, вызывающие положительное отношение. Или показать негативные факты и их последствия, побудить отрицательное отношение к изображенному. Можно построить стенд на противопоставлении отрицательного и положительного действий показом преимуществ правильного, безопасного поведения.

      Главное требование, предъявляемое к средствам наглядной агитации - это понятная, образная трактовка темы. Предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы - круг, квадрат, прямоугольник. Хуже воспринимаются абстрактные формы. Изображения людей и животных, автомашин, оружия привлекают больше внимания, чем вид бытовых предметов. Средства наглядной агитации эффективнее, если в изображении отдельных объектов или ситуаций присутствует сатира, юмор.

     Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.

      Различают следующие виды плакатов, макетов, фотографий, моделей по безопасности и охране труда:

  • учебные - содержат сведения по программе обучения, представляют учебный материал в наглядном виде для облегчения его усвоения;
  • инструктивные - раскрывают отдельные нормы и правила безопасности работы;
  • агитационно-пропагандистские - призывают к безопасному поведению.

      Следует отметить важность привлечения к подготовке средства наглядной агитации самих обучаемых и их близких. Особенно это полезно при работе с отстающими, малоинициативными, недоброжелательными учениками. Совместная работа и хорошие оценки позволяют улучшить контакты с ними.

 

 

 

 

Профилактика ДДТТ

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с самого раннего возраста.

 

     Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. 

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед  близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать  и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

     Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

Несколько советов родителям.

   По дороге в  школу или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

   Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет  видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

    Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

       В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

     Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

     Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами.

     В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах, в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса школы.

    Мир ребенка... Это особый,  ни с чем не сравнимый, удивительный мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот мир безжалостно врывается несчастье.

    Если в ДТП гибнет человек - это всегда трагедия, но когда обрывается жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и всегда наша вина, вина взрослых.

    Ребенок не виноват, что его взрослые не научили, не предупредили, не досмотрели, не уберегли. И в ответе за это в первую очередь родители.

    Как же помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным, не знающим страха детям стать дисциплинированными, культурными и внимательными  пешеходами?

    Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с раннего возраста. Знание ПДД в этом случае сохраняется на всю жизнь. Дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им, копируют их. Поэтому родители должны не только хорошо знать правила дорожного движения, соблюдать их, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице.

    Доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно лишь тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет основные правила безопасного поведения на дорогах.

    В нашей республике постоянно растет автомобильный парк, повышается плотность транспортных потоков, интенсивность движения. За руль автомобиля, другого личного транспорта ежегодно садятся десятки тысяч новых водителей. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасного поведения на дорогах. Данной проблеме традиционно уделяется первостепенное внимание. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что до сих пор в выполнении ПДД допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

        Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. С каждым годом увеличивается количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.

       Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.          В разгар летних каникул многие дети отправляются отдыхать за пределы своего населённого пункта и попадают совсем в другую, непривычную для них обстановку. И если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах дорожного движения, родители могут быть спокойны за него.         Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть малыш почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков.       Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

    Дети часто бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: "Так быстрее!"

    Попробуйте задать своему ребенку вопрос "Чем опасен бег через проезжую часть?" Что  они вам скажут? Часто дети дают ответы типа "Водитель может наехать", "Можно споткнуться". Но это не самое главное.     "Можно не заметить машину" - вот самый важный и правильный ответ.

    Во время бега наш мозг не воспринимает столько предметов, сколько во время спокойного состояния, а мозг ребенка вообще не способен регулировать движение более трех предметов, тогда как мозг взрослого фиксирует движение до 10 предметов. А может ли мы смотреть по сторонам во время бега? Конечно, нет!

    Поэтому так важно выработать у детей устойчивый навык при переходе продолжать наблюдать за дорогой в обе стороны! Ведь улица непрерывно меняется.

    Стоявшая машина может поехать, медленно ехавшая - ускорить движение. Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей машиной или за углом - вынырнуть. Поэтому наблюдение надо дублировать. Делать при беге это не возможно, тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед и практически не может смотреть по сторонам.

    Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже просто мокрый асфальт, политый или посыпанный противогололедными реагентами, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить движущуюся машину становится в десятки раз сложнее!

    Значит, только спокойный переход, только шагом, предельное внимание на ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Эта привычка станет просто охранной грамотой на дороге.

    Давайте же будем больше любить и себя, и своих близких и больше ценить наше здоровье и  жизнь, чтобы с нами никогда не приключилось беды на дороге.

     Дети понимают, как беззащитны они в нашей взрослой жизни. И ждут, что мы, взрослые, придем им на помощь...

 

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

 

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Преподаватель-организатор ОБЖ

Багомедов М.М.

2017г.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на На тему "Формирование культуры безопасного поведения в школе, профилактика ДДТТ"»

Доклад на На тему "Формирование культуры безопасного поведения в школе, профилактика ДДТТ"


В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу и формируют особые отношения в обществе.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование культуры безопасности всеми работниками ОУ, а не только преподавателями БЖ.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности 

Цели и задачи формирования культуры безопасности:

снижение количества происшествий в ОУ;

постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

воспитание сознательного отношения к безопасности;

популяризация новых средств обеспечения безопасности;

внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Для осуществления пропаганды безопасности и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала ОУ. Формами формирования культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки, кинодни и т.п.

Методы формирования культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников).

Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях (нормах), книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности. Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, не должна мешать решению главных задач ОУ. Наглядная агитация используется как дополнительное средство внушения, убеждения, воспитания, обучения. Разбитая машина, вырезка из газеты, фотография с места происшествия, с места захоронения, стенгазеты, плакаты - все это относится к средствам наглядной агитации.

По содержанию они должны быть актуальными, информация - новой, художественное решение - эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть типичной, выглядеть привлекательно. Всегда должна быть четко определена агитационная идея. Например, указать на явления, вызывающие положительное отношение. Или показать негативные факты и их последствия, побудить отрицательное отношение к изображенному. Можно построить стенд на противопоставлении отрицательного и положительного действий показом преимуществ правильного, безопасного поведения.

Главное требование, предъявляемое к средствам наглядной агитации - это понятная, образная трактовка темы. Предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы - круг, квадрат, прямоугольник. Хуже воспринимаются абстрактные формы. Изображения людей и животных, автомашин, оружия привлекают больше внимания, чем вид бытовых предметов. Средства наглядной агитации эффективнее, если в изображении отдельных объектов или ситуаций присутствует сатира, юмор.

Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.

Различают следующие виды плакатов, макетов, фотографий, моделей по безопасности и охране труда:

  • учебные - содержат сведения по программе обучения, представляют учебный материал в наглядном виде для облегчения его усвоения;

  • инструктивные - раскрывают отдельные нормы и правила безопасности работы;

  • агитационно-пропагандистские - призывают к безопасному поведению.

Следует отметить важность привлечения к подготовке средства наглядной агитации самих обучаемых и их близких. Особенно это полезно при работе с отстающими, малоинициативными, недоброжелательными учениками. Совместная работа и хорошие оценки позволяют улучшить контакты с ними.

 







Профилактика ДДТТ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с самого раннего возраста.


Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. 

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед  близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать  и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).

  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

Несколько советов родителям.

   По дороге в школу или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

   Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет  видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

    Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами.

В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах, в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса школы.

Мир ребенка... Это особый,  ни с чем не сравнимый, удивительный мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот мир безжалостно врывается несчастье.

    Если в ДТП гибнет человек - это всегда трагедия, но когда обрывается жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и всегда наша вина, вина взрослых.

    Ребенок не виноват, что его взрослые не научили, не предупредили, не досмотрели, не уберегли. И в ответе за это в первую очередь родители.

    Как же помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным, не знающим страха детям стать дисциплинированными, культурными и внимательными  пешеходами?

    Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с раннего возраста. Знание ПДД в этом случае сохраняется на всю жизнь. Дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им, копируют их. Поэтому родители должны не только хорошо знать правила дорожного движения, соблюдать их, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице.

    Доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно лишь тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет основные правила безопасного поведения на дорогах.

    В нашей республике постоянно растет автомобильный парк, повышается плотность транспортных потоков, интенсивность движения. За руль автомобиля, другого личного транспорта ежегодно садятся десятки тысяч новых водителей. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасного поведения на дорогах. Данной проблеме традиционно уделяется первостепенное внимание. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что до сих пор в выполнении ПДД допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. С каждым годом увеличивается количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.

Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях. 
В разгар летних каникул многие дети отправляются отдыхать за пределы своего населённого пункта и попадают совсем в другую, непривычную для них обстановку. И если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах дорожного движения, родители могут быть спокойны за него. 

Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть малыш почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков. 

Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

Дети часто бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: "Так быстрее!"

    Попробуйте задать своему ребенку вопрос "Чем опасен бег через проезжую часть?" Что  они вам скажут? Часто дети дают ответы типа "Водитель может наехать", "Можно споткнуться". Но это не самое главное.     "Можно не заметить машину" - вот самый важный и правильный ответ.

    Во время бега наш мозг не воспринимает столько предметов, сколько во время спокойного состояния, а мозг ребенка вообще не способен регулировать движение более трех предметов, тогда как мозг взрослого фиксирует движение до 10 предметов. А может ли мы смотреть по сторонам во время бега? Конечно, нет!

    Поэтому так важно выработать у детей устойчивый навык при переходе продолжать наблюдать за дорогой в обе стороны! Ведь улица непрерывно меняется.

    Стоявшая машина может поехать, медленно ехавшая - ускорить движение. Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей машиной или за углом - вынырнуть. Поэтому наблюдение надо дублировать. Делать при беге это не возможно, тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед и практически не может смотреть по сторонам.

    Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже просто мокрый асфальт, политый или посыпанный противогололедными реагентами, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить движущуюся машину становится в десятки раз сложнее!

    Значит, только спокойный переход, только шагом, предельное внимание на ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Эта привычка станет просто охранной грамотой на дороге.

    Давайте же будем больше любить и себя, и своих близких и больше ценить наше здоровье и  жизнь, чтобы с нами никогда не приключилось беды на дороге.

     Дети понимают, как беззащитны они в нашей взрослой жизни. И ждут, что мы, взрослые, придем им на помощь...



Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;

  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;

  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;

  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;

  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;

  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);

  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);

  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);

  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;

  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

 

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Преподаватель-организатор ОБЖ

Багомедов М.М.

2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!