Доклад
на заседании методической комиссии
филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 277
Обучение мастеров п/о и преподавателя в рамках профессиональной переподготовки в ООО «Межотраслевой Институт Госаттестации» по программе «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
В 2020 года я, совместно с мастерами Бобок Н.А. и Генераловым М.А., прошла обучение в рамках профессиональной переподготовки в ООО «Межотраслевой Институт Госаттестации» по программе «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В целом мне понравилось данное обучение. Материал был подал в хорошем объеме, в доступной форме. На данных курсах рассматривались нормативно-правовые основах деятельности специалиста дополнительного профессионального образования. Были рассмотрены основные компоненты субъектности педагога. Познакомили с особенностями обучаемого, как субъекта педагогического процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Задачи современного дополнительного профессионального образования:
- Повышение квалификации способствует повышению производительности и качества труда, а своевременная переквалификация позволяет оперативно найти эффективное применение высвобождающимся в связи с технологическим прогрессом ресурсам. С другой стороны, обучение и переобучение взрослых способствует самореализации граждан, увеличению их доходов и позволяет поддерживать спрос на товары и слуги, а вместе с тем – и экономику.
- Дополнительное профессиональное образование способствует профилактике бедности, создавая предпосылки для повышения уровня готовности к профессиональной мобильности. Особенно это важно в период экономических кризисов, когда более высокая квалификация становится отличным аргументом в пользу претендента на рабочее место в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Это создает основу для экономическогй стабильности и устойчивости домохозяйств.
Виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации; стажировка; профессиональная переподготовка.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Программы учреждений ДПО различаются по объёму информационной составляющей и по временному ресурсу.
В основу системы непрерывного образования заложены принципы:
- Принцип гуманизма;
- Принцип демократизма;
- Принцип мобильности;
- Принцип опережения;
- Принцип открытости.
Педагоги дополнительного профессионального образования обеспечивают:
- Методическое оснащение
- Контроль эффективности учебно-воспитательного процесса
- Организационные основы учебно-воспитательного процесса
- Социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку
Нормативно-правовая основа деятельности специалиста дополнительного профессионального образования состоит из следующих основных компонентов субъектности педагога.
Основными компонентами субъектности педагога выступают:
- Активность,
- Рефлексивность,
- Способность мотивированного выбора,
- Осознание своей уникальности как субъекта деятельности.
- Способность к пониманию и принятию другого (других),
- Стремление к саморазвитию (самореализации и самоактуализации).
В психологической литературе описываются следующие профессиональные деформации педагога:
Доминантность, обусловленная властными полномочиями педагога по отношению к обучающимся (развивается почти у всех при стаже свыше 10 лет).
Педагогическая агрессия, особенно по отношению к слабо успевающим, неприлежным обучающимся. Педагог склонен использовать арсенал репрессивных мер, чтобы изменить ситуацию.
Социальное лицемерие или морализаторство, когда педагог предъявляет к обучающимся требование: делайте не то, что делаю я, а то, что я говорю. Эта фальшивая позиция делает невозможным доверие обучающихся к своему педагогу.
Педагогическая индифферентность (равнодушие), выражающаяся в эмоциональной сухости, игнорировании индивидуальных особенностей учащихся. Эта деформация часто развивается на почве эмоциональной усталости (изношенности,
«выгорания») и отрицательного индивидуального опыта взаимодействий.
Неадекватная самооценка, в сторону завышения выражается в повышенной горделивости и, соответственно, обидчивости, иногда – мстительности, а в сторону занижения – в чувстве вины, самобичевании, самоуничижении.
Дидактичность, которая связана со стремлением подменить своей активностью и руководящими указаниями активность окружающих.
Консерватизм проявляет себя в склонности использовать стереотипное содержание и методы работы, когда преподаватель не ищет новых методов, технологий и форм и работает
«по накатанным рельсам» в течение многих лет.
Некомпетенность возникает вследствие отсутствия развития личности, профессионального роста, что постепенно углубляет дистанцию между актуальными знаниями, в которых заинтересованы обучающиеся и которые отвечают их жизненному опыту, и информацией, которую навязывает им преподаватель.
Так же на курсах нас познакомили с особенностями обучаемого как субъекта педагогического процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Следует подчеркнуть, что преобладающая часть контингента учреждений дополнительного профессионального образования уже обладают солидным образовательным, жизненным и профессиональным опытом, то есть являются взрослыми людьми. С одной стороны, этот опыт позволяет обучающимся заполнять имеющиеся лакуны в знаниях посредством развитой интуиции. С другой стороны, этот контингент активно проявляет себя в образовательном процессе, он не готов затрачивать свои усилия и время на информацию, выпадающую из поля его профессиональных интересов.
Обучающийся взрослый имеет ряд особенностей:
- Сознательное и осознанное отношение к образовательному процессу. Один из создателей гуманистической психологии и разработчик Я-концепции – К. Роджерс – подчеркивал, что взрослый обучающийся – это ответственный участник процесса обучения, его инициатор.
- Высокий уровень самостоятельности мышления и действий. Взрослый обучающийся является фактическим соавтором своего обучения.
- Высокий уровень мотивации обучения, сформировавшаяся смысловая связь между результатами обучения и перспективами жизненного пути. К. Роджерс говорил, что обучение особенно эффективно тогда, когда его предмет актуален для человека и его «Я» ничто не угрожает.
- Потребность в практико-ориентированном обучении, обеспечивающем реализацию полученных знаний, умений и навыков в профессиональной практике. К. Роджерс констатировал, что наиболее эффективным является «обучение в действии», сохраняющем «открытость опыту».
- Опора на имеющийся жизненный и профессиональный опыт, который новая информация позволяет переосмыслить и обогатить.
- Наличие четких ограничительных рамок времени, которое обучающийся взрослый может выделить для своего образования.
- Наконец, у взрослых в силу различных жизненных обстоятельств, привычек, опыта и психофизиологических особенностей не только сложились, но и прочно закрепились индивидуально своеобразные модели познавательных действий, что актуализирует поиск возможностей для различных форм индивидуализации обучения. У взрослых сложилась способность к самокритике и самооценке, что способствует творческому осмыслению реальности, повышению независимости суждений и уверенности в своих силах.
Поэтому неудивительно, что в системе ДПО особой популярностью пользуются диалогические методы обучения: презентации, деловые игры, бизнес-тренинги, дискуссии в малых группах, моделирование и работа над проектами, обучение действием и т.п.
Очевидно, что разрабатывая технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования, следует ориентироваться на предложенные модели: это
- личный опыт – осмысление опыта – теоретические концепции – применение на практике – рефлексивный анализ;
- практика –анализ – теоретические концепции – экспериментирование – осмысление.
Дааные курсы интересны для преподавательского состава и помогают педагогам и мастерам пополнить копилку своих знаний, лучше сориентироваться в педагогической деятельности.
Преподаватель ФКП образовательного учреждения № 277 Керн Татьяна Геннадьевна