СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведении ВПР"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведении ВПР"»

ТЕМА: «Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведении Всероссийских проверочных работ и Региональных диагностических работ ( кратко ВПР и РДР), системе оценивания, по структуре и содержанию проверочных и диагностических работ».

Изменения в проведении ВПР в 2024-25 учебном году. График проведения ВПР в 2024-2025 учебном году в школах утвержден     приказом Рособрнадзора  от 13.05.2024 № 1008.  В этом учебном году ВПР являются обязательными для школ и учреждений среднего профессионального образования  и включаются в расписание.   ВПР в 2025 году ждут значительные изменения:

 - сокращены сроки проведения ВПР: в 2025 году они пройдут с 11 апреля по 16 мая;

Перечень предметов ВПР зависит от класса, в котором учится ребёнок. Чем старше школьники, тем перечень дисциплин шире.

Результаты работ будут теперь загружаться с помощью программы «Адаптер». В личных кабинетах появится раздел «Паспорт образовательной организации», в котором будут представлены основные данные. Соответственно, их больше не будут запрашивать у школ перед проведением ВПР.

Результаты ВПР являются основным ориентиром для школ: они используются  в качестве текущей и промежуточной аттестации учеников; на основе их  анализа  проводится работа по ликвидации образовательных дефицитов учащихся  и учителей, а также по повышению качества образования.

Общеобразовательным организациям необходимо включить мероприятия по оценке качества образования в расписания учебных занятий, а также в графики оценочных процедур в 2024-2025 учебном году, которые должны быть размещены на официальных сайтах ОО в разделе «Документы».

По результатам  ВПР не  должно быть рейтингования школ, учителей

Глава Рособрнадзора А.А.Музаев призвал регионы и муниципалитеты не использовать результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР для рейтингования школ и педагогов. Он также сообщил, что по итогам ВПР Рособрнадзор не будет публиковать  списки школ с низкими результатами (не будет «столба позора»). Вместо этого Рособрнадзором разрабатывается концепция введения для общеобразовательных учреждений отличительных значков:
«Школа с высокими и объективными результатами»,
«Школа с объективными результатами». Также глава Рособрнадзора призвал учителей не «натаскивать» учеников на ВПР и не “подкручивать” результаты. Если это будет выявлено, то будут проблемы. Подготовка к ВПР должна проводиться так же, как и к обычной контрольной работе: изучение материала, упражнения на закрепление, повторение перед контрольной.

ВПР – проект уже не новый для российского образования, но по-прежнему вызывающий разные отзывы, часто не лестные. Цель моего выступления – обсуждение роли этой оценочной процедуры во внутренней системе оценки качества образования.

Для этого я остановлюсь на следующих вопросах:

  • что такое ВПР и Региональные диагностические работы кратко РДР зачем они нужны;

  • почему необходима модернизация системы оценки качества образования;


  • как и для чего используются полученные результаты;


  • на что нужно обратить внимание школам и родителям;



  • ВПР в 2024-2025 учебном году.


Что такое ВПР и зачем они нужны?


Цель проведения Всероссийских проверочных работ (далее–ВПР) –обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, поддержки введения ФГОС и ФОП за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников и осуществление мониторинга результатов введения ФГОС.


Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР и РДР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования


Зачем нужно выстраивать новую систему оценки качества образования?

Все процедуры оценки качества образования, по отношению к участникам оценивания, делятся на


  • «безответственные» – не влияющие на аттестацию и служащие для обеспечения «обратной связи» для управленцев в образовании (мониторинги всех уровней);


  • «ответственные» – влияющие на дальнейшую учебную траекторию участника и служащие для аттестации, отбора (рейтингования) (государственные экзамены).

ВПР – «ответственная» процедура оценки качества образования: они призваны вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения.




Вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты ВПР для повышения качества образования, представляется ключевым. Все способы использования данных ВПР могут быть разделены на две категории:


  • использование для принятия решений в отношении конкретных учащихся (например: диагностика проблем в обучении — определение мер по их преодолению — корректировка образовательного процесса);

  • использование для принятия решений в отношении системы образования на одном из её уровней, например, оценка деятельности образовательной организации с целью принятия решения о её аккредитации или проектирования «шага развития».


Можно выделить следующие виды решений по результатам ВПР:


    1. Решения относительно ученика.


  • Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа по учебным предметам и метапредметным результатам (базовый, высокий, повышенный) всоответствии с требованиями ФГОС. Принимаются решения относительно готовности ученика осваивать образовательную программу в следующем классе по конкретному предмету.


  • Также готовятся педагогические рекомендации для учащихся «группы риска» с целью индивидуальной поддержки учащегося при обучении (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

    1. Решения относительно учителя.

  • Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты ВПР должны служить одним из критериев деятельности педагога, наряду с профессиональным портфолио, самооценкой учителя, оценкой администрацией школы, оценкой родителями, результатами методической работы, свидетельствами о прохождении повышения квалификации, а также с учетом условий работы учителя (контингент учащихся, степень подготовленности учеников и т. п.).

  • Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов и повышения качества обучения школьников.

(Очевидно: в разных классах «западают» разные проверяемые требования освоения ООП. Причем размах отклонений (0 – 5% норма, 6 – 10% - допустимые, более10% - критические)тоже различный. Значит, методическая поддержка также будет различна. Важна работа ШМО).


3. Решения относительно школы.


  • Администрация школы может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательной организации.

  • Использование ВПР в качестве одного из элементов системы внутришкольного мониторинга качества образования.

  • Администрация образовательной организации и методические объединения учителей проектируют систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

  • Администрация образовательной организации и методические объединения учителей принимают решения относительно выбора учебно-методических комплектов, по которым проводится обучение.


ИТАК, результаты ВПР позволяют:


  • оценить качество преподавания определенных предметов в конкретных классах и у конкретных учителей;


  • проконтролировать работу учителей-предметников;


  • продемонстрировать родителям реальный уровень знаний их детей;

  • указать учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания;

  • строить дальнейшую стратегию развития образования с учетом реального положения. На что нужно обратить внимание школам и родителям.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в своём выступлении обратил внимание на то, что объективность в проведении массовых диагностических работ остаётся одной из актуальных проблем оценочных процедур. Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Старичков Владимир Викторович. сообщил, что, по данным анализа результатов ВПР, признаки необъективности их проведения выявлены. В некоторых образовательных учреждениях результаты были значительно выше средних по региону, хотя предметы, по которым большинство учеников показали отличные знания, в этих школах углубленно не изучались. Да и баллы выпускников на ЕГЭ оказались совсем не такими высокими. Подозрения у экспертов вызвали школы, где ученики справились со сложными заданиями лучше, чем с простыми. Это могло означать, что детям помогали. В Рособрнадзоре собираются бороться с проблемой комплексно: усиливать контроль за оказавшимися в «черном списке» школами и работать над общим климатом в системе образования. Для образовательных учреждений планируют открыть курсы по анализу и использованию результатов ВПР для повышения качества обучения, методики выявления школ с необъективными результатами будут развиваться. Далее представлены кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки по математике для учащихся 5-7 классов, взятые из демоверсий проверочных работ – 2019, в которых можно подробно ознакомиться с их полным описанием.

Ежегодно в контрольных материалах проверки знаний разного уровня происходят хотя бы малейшие изменения. В 2024-2025 учебном году планируют в очередной раз изучить качественный состав заданий, содержащихся в проверочных работах всероссийского уровня. Учителя и родители укоряют составителей КИМов (контрольно-измерительных материалов), путающих при составлении заданий годы обучения детей. Далеко не все школьники, учащиеся в 5 классе, могут ответить на вопрос, изучаемый годом позже. Надеемся, что эти моменты будут попадаться все реже.


3