СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Особенности работы с аутичными детьми в условиях образовательного учреждения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. Все больше детей с РАС встречается в специальных и общеобразовательных школах и детских садах. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:

1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Особенности работы с аутичными детьми в условиях образовательного учреждения»»

Доклад на тему

«Особенности работы с аутичными детьми в условиях образовательного учреждения»


Учитель нач.классов Едыгова Р.Ю


В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. Все больше детей с РАС встречается в специальных и общеобразовательных школах и детских садах. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:

1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;

2. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);

3. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом.

Кроме этого, у детей с РАС можно наблюдать непреодолимое навязчивое стремление к постоянству (возвращаться домой одним и тем же путем, носить одну и ту же одежду и т.д.), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса, сигналы машин, даже дуновение ветра могут вызвать бурную реакцию ребенка- аутиста). Для большинства детей с РАС характерны трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде, для многих- явления агрессии и самоагрессии. Дети с расстройствами аутистического спектра и их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: ребенок с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с непониманием, опаской или страхом.

Организация коррекционной работы с аутичными детьми имеет свою специфику, эффективность которой во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать педагогическую, психологическую, социальную и другие виды помощи, наблюдая при этом динамику развития ребенка с РАС.

Основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.

Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.

1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.

Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.

Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.

Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

На этом этапе также соблюдается принцип последовательности, дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе.

При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты - наиболее устойчивыми.



В этом учебном году ко мне в первый класс пришел мальчик Павел с диагнозом РАС. Специально для него была разработана адаптированная рабочая программа. Я стараюсь создать все условия для реализации успешного освоения плана и программы. Главной моей задачей является вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность.

Адаптационный период прошёл быстро. Первую неделю мальчик осторожничал , рассеянно глядел в сторону, но я старалась привлечь его внимание, ненавязчиво предлагала свою помощь, положительно характеризовала все его действия и использовала приём «рука в руке» . Сейчас мальчик спокойно передвигается по школе , вместе со всеми одноклассниками ходит в кабинет музыки. На уроках ведёт себя спокойно.

В начале учебного года Паша относился к одноклассникам настороженно. Но через две недели мальчик привык. Ребята подходят к нему и постепенно вовлекают в свои игры, общаются с ним и шутят. Паша отвечает им вниманием и милой улыбкой. Все ребята очень любят Павла, на переменах он никогда не остаётся один.



Благодаря заботе родителей, мальчик был подготовлен к школе, насколько это возможно с его диагнозом. Он хорошо усвоил первичные школьные навыки. Знает буквы, читает по слогам ,но очень тихо. Умеет списывать слова и предложения по образцу. Павел хорошо воспринимает информацию на слух, считает в уме. Пытается писать под диктовку, но не получается. На уроках математики он выходит к доске и решает примеры. Вначале он очень волновался и писал огромные цифры ,но мы с ребятами старались его всегда хвалить и волнение прошло. Похвала для него очень важна, т.к. является самым лучшим стимулом.

Хотела бы выделить несколько методов обучения, наиболее эффективных для Павла и, возможно, для других детей с подобными заболеваниями:

-объяснение

-рассказ

-демонстрация слайдов

-игра

Эти методы помогают заинтересовать ребенка и донести учебный материал в том объеме, который он может усвоить. А вот работа с книгой, упражнения, практические и самостоятельные работы, применение технических средств вызывают затруднения.



Хотелось бы отметить благодарностью родителей Павла. Они посвящают ребенку все свое время и добились больших успехов. Ребенок не нуждается ни в чем. С мамой и папой сложились очень хорошие отношения. Ребёнок с большим удовольствием посещает школу ,не пропускает занятия, принимает участие в школьных праздниках.

Я думаю при взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей, должно принести положительные результаты и у Паши будет возможность чувствовать себя полноценным членом общества.

« Важно, чтобы дети не чувствовали себя инвалидами. Это люди, которым судьба послала сложные испытания. Только сочувствия мало, надо развивать возможности».