СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Проблемное обучение как средство самообразования и саморазвития личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на заседании районного МО учителей английского языка

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Проблемное обучение как средство самообразования и саморазвития личности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»












ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»









Подготовила: Богданова Ирина Евгеньевна

Учитель английского языка















В последние годы статус иностранного языка в российском обществе претерпел значительные изменения. Владение английским языком стало рассматриваться не просто как дополнение профессиональных компетенций специалиста, но и как необходимое качество. Это создает мощную мотивационную базу для изучения языка.

В связи с изменением социального заказа, пересмотром целей и задач обучения иностранному языку, учебный процесс претерпевает кардинальную перестройку. Внедрение новых образовательных стандартов подталкивает педагогов к поиску новых приемов и методов преподавания, применению современных педагогических технологий.

Приоритетное значение для современного образования имеет развитие личности обучающегося. В Законе Российской Федерации «Об образовании» это сформулировано следующим образом: «...выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…».

Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которого может быть реализована такая концепция.

Идейным вдохновителем проблемного метода обучения считают американского педагога и психолога Джона Дьюи, которым еще в конце XIX века была открыта экспериментальная школа, где основу обучения составляли игры и трудовая деятельность. Он писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причем эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Позднее его идеи были положены в основу теоретического обоснования технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение может быть рассмотрено с трех разных позиций: педагогики, психологии и методики. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

Педагогическая трактовка данного понятия звучит следующим образом: “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей”.

Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения и применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование социальной, нравственной и познавательной мотивации

В основу проблемного обучения положен разработанный в психологии деятельностный подход. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.

При создании проблемных ситуаций для получения нужных результатов педагогом должен быть учтен ряд правил:

1. Перед учащимися необходимо поставить такое практическое или теоретическое задание, результатом выполнения которого станет открытие знаний, которые должны быть усвоены. Постановка задание должна быть выполнена с соблюдением следующих условий

а) задание основывается на уже усвоенных учащимися знаниях;

б) неизвестное, которое предстоит открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность;

в) выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.

4. Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.



Самую суть проблемного обучения можно выразить при помощи афоризма Рене Декарта «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Проблемное обучение это совокупность методов, позволяющих ученику получать знания не просто заучивая , а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение может использоваться как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

На уроке английского языка в рамках технологии проблемного обучения могут использоваться следующие приемы:

  1. Учебная тематическая дискуссия

Дискуссия проходит 3 выраженных этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Завязка дискуссии. Учитель формулирует тему в виде задачи, которая не может быть решена однозначным ответом – потребуется размышление, дающее обычно разные варианты ответов. Задачи обязательно должны соответствовать интересам и возрастным потребностям учащихся. Иначе она не сможет стать интересной и плодотворной.

Коллективное обсуждение. По мере вовлечения учащихся в совместный поиск решения поставленной проблемы появляется дух состязательности и заинтересованности.

При подведении итогов дискуссии, необходимо прийти к определенному положительному результату в пределах отведенного времени. Если же по какой-либо причине это не удалось сделать к концу занятия, считается целесообразным оставить время для подведения итогов и без колебаний прервать дискуссию, каким бы интересным и оживленным не был разговор.

  1. Метод “круглого стола”

Коллективный обмен мнениями является эффективным методом обучния преимущественно старших школьников. Такой круглый стол может быть организов при участии носителей языка или людей, побывавших в зарубежных поездках. Учащиеся приглашаются для обсуждения и подговки вопросов «круглого стола».

  1. «Интеллектуальный штурм»

Метод «интеллектуального штурма» помогает в формировании коммуникативных умений, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, а также навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

  1. Анализ конкретных ситуаций

Эффективность этого метода обсуловлена возможностью его использования, начиная с начальной школы. На занятии создаются конкретные ситуации, взятые из школьной или бытовой сферы. Ученики обычно проявляют энтузиазм, анализируя ситуацию и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях применяются различные виды ситуаций.

1. Ситуации — иллюстрации. Приводится пример из школьной практики или личного опыта. Например, демонстрируется проектная работа одного из учеников, получившая высшую оценку. Все учащиеся при этом принимают участие в обсуждение достоинств этого проекта, вносят предложения как можно было бы сделать его еще интересней, делают выводы о том, каких недостатков следует избегать в своей работе.

2. Ситуация — оценка. Ученикам предлагается сделать анализ конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, можно предложить оценить конкретную конфиликтную ситуацию между одноклассники, произошедщую сравнительно недавно с оценкой учащимися действий участников конфликта и предложениями как можно разрешить эту ситуацию.

3. Ситуация — упражнение. Ученики в рамках урока должны успеть провести небольшое исследование и ознакомить других с его результатами. Например, каждый может задать своему соседу ряд вопросов о его увлечениях, сколько времени он им посвящает, чем еще хотел бы заняться, почему до сих пор не занимается и т.д. По итогам ученик может дать товарищу какую-либо рекомендацию, ознакомить других учащихся с итогом беседы.

Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, когда педагог принимает активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков).

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Являясь безусловно эффективной технологией, проблемное обучение все же не лишено недостатков, основным их которых является длительность времени, которое требуется для того, чтобы «добыть» знания самостоятельно по сравнению с сообщением готовых знаний. Однако, оно может и должно широко применяться в сочетании с традционным информационным преподаванием.

































Список использованных источников


Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.

  2. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

  3. Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова

  4. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.

  5. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.




Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/