МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БУРАТИНО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
Подготовила:
старший воспитатель
Куранова Ольга Сергеевна
02.03.2020 г
Добрый день уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В тоже время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Как правило, образовательная деятельность в ДОУ по рисованию сводиться к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.
Опыт работы с детьми нашего ДОУ показывает, что использование нетрадиционных техник рисования в образовательном процессе создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, создает эмоционально – положительное отношение к деятельности.
В настоящее время мы используем новые и довольно интересные программы и педтехнологии, с которыми сейчас вас познакомим.
КЛЯКСОГРАФИЯ
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
КЛЕЕВАЯ КАРТИНА
Выдавливаем на изображение на бумаге клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф или засыпаем цветным песком.
РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.
РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Дождь», «Ночной город», и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК
Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
РИСУЕМ ПЛЕНКОЙ
На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом, хорошо получается закат, море, огонь…
ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная, обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми.
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
РИСОВАНИЕ ЛИСТЬЯМИ
Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев.
ТЕХНИКА НАБРЫЗГ
Это очень непростая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета. Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
РАЗРИСОВКА КАМУШКОВ
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам).
РИСОВАНИЕ КРУПАМИ
Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа. Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами, а можно их красить.
КОЛЛАЖ
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше описанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Спасибо за внимание!