Региональная научно-практическая интернет-конференция
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»
Секция 2 «Методическая копилка специалистов коррекционного сопровождения: работа с детьми с ОВЗ»
Доклад на тему:
Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках воспитательной работы
Выполнила: Кульчицкая Анна Владимировна
воспитатель ГБОУ школы-интерната № 4 г.о. Самара
Самара
2021
Введение:
Формирование открытого демократического общества в России, вхождение в мировое социокультурное пространство, признание приоритета прав и свобод личности, обусловили переосмысление отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, привели к осознанию необходимости их более широкого включения в различные сферы жизни, важнейшей из которых является образование.
Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.
Школа – это место, где до ребёнка и его проблем есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества.
Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая воспитательским коллективом либо отдельным воспитателем с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Все годы воспитательная работа школы-интерната № 4 была подчинена реализации воспитательной цели:
восстановление социального статуса ребенка с ОВЗ, его социальная адаптация. Реализовать право детей с ОВЗ на социализацию, т.е. на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту. Мероприятия по социальной адаптации ребенка с ОВЗ направлены на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем и интеграции в обществе.
Проанализировав современные требования к содержанию образования, воспитатели изучили психолого – педагогические характеристики воспитанников групп, выявили детей, имеющих проблемы и определили задачи педагогической деятельности в группах:
· формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;
· работать над укреплением физического и психического здоровья воспитанников;
· формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта воспитанников;
· развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника;
· оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников;
· выработать единые требования в воспитании детей.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
Исторически, длительное время процесс формирования человека шел независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному. История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рождение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. На современном этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с различными нарушениями.
В области специального образования с конца 80-х годов XX века обозначается понятие «социализация». Профессор Н.М. Назарова в своих исследованиях дает определение социализации как «процесса и результата освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия». Н.М. Назарова отмечает, что в нашей стране издавна существовала покровительская позиция общества и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможностями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Основными компонентами независимого образа жизни.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
- активное участие в этом процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества.
Реализуя направления воспитательной работы мы используем следующие формы и методы:
- коррекционно-развивающие занятия, самоподготовка в рамках режима дня;
- клубные часы,
- экскурсии,
- индивидуальные беседы;
- посещение кружков, спортивных секций;
- участие в школьных спортивных мероприятиях;
- практическая деятельность по гигиене тела;
- профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;
- участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;
- организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей;
- занятия по ручному труду;
- самообслуживающий труд, дежурство по столовой, группе, спальне;
- коллективный труд;
- беседы о труде людей.
Воспитатели работают в тесном контакте с классными руководителями, с учителями предметниками, социальным педагогом, психологом, логопедом, медицинскими работниками школы, педагогом-организатором.
Организация воспитательного процесса направлена на развитие всесторонней, гармоничной личности каждого воспитанника, а в целом на создание сплоченного детского коллектива.
Осуществляя работу, воспитатель организует работу:
• с класс - группой;
• индивидуальную работу с воспитанниками;
• работу с родителями (законными представителями).
К сожалению, не всегда имеется возможность работать с класс - группами, в основном это группы состоящие из детей разных возрастных категорий, так как не все дети остаются в школе по окончании уроков, кто-то отсутствует по болезни. Перед воспитателем встает еще одна немаловажная задача, объединить и подружить между собой младших и старших учащихся. А так же:
- выработать совместно с воспитанниками законы группы, помогающие детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- инициировать и поддерживать участие группы в общешкольных ключевых делах, оказывать необходимую помощь детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организовать интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с учащимися.
Индивидуальная работа с воспитанниками:
Изучение особенностей личностного развития воспитанников через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых воспитателем беседах по тем или иным нравственным проблемам.
Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками, учителями, выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.).
Коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним и другими воспитанниками.
Работа с родителями воспитанников или их законными представителями (формы):
Работа с родителями осуществляется на родительских собраниях;
в индивидуальных беседах (при личной встрече, посредством мобильной связи или в мессенджерах).
Профориентационная работа:
Профориентационная работа воспитателей организуется в рамках системы профориентации школы и осуществляется совместно с классными руководителями, психологом, родителями и т.д.
Занятия в школе-интернате №4 проходят в одну смену с 09.00 до 14.30. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 5-ти разовое питание, прогулки, сон-час (для учащихся 1- 2 классов), воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр. Все это проводится:
1) на самоподготовке;
2) воспитательных часах;
3) в режимных моментах дня.
В коррекционной школе самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время. Перед самоподготовкой напоминаем дежурному о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Настраиваем ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.
Во время выполнения домашнего задания контролируем работу воспитанников и проводим индивидуальную работу со слабыми ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости воспитанников. Мы руководствуемся указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки проводим физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
После выполнения домашнего задания проводится воспитательский час. Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, отводим для бесед.
Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.
Тематику бесед воспитатель определяет сам в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы бесед по красным датам календаря: 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День народного единства; о нашем городе и его достопримечательностях; о природе и богатстве родного края; о соотечественниках ВОв; о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма: «Я ЗДОРОВ», « Туберкулёз» и др.
Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы, фильмы, индивидуальная работа над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу проводим совместно с социальным педагогом, психологом.
По четвергам проводим воспитательский час "Час здоровья", на котором проводятся разнообразные виды работ. Часть воспитанников школы из неблагополучных семей. Поэтому проводим беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Предлагаем ребятам привести свой внешний вид и свою одежду в порядок.
По пятницам проводим " Творческий час". Мы с ребятами на творческих часах мастерим всевозможные поделки из разных материалов. Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы. Легче всего воспитанникам даётся аппликации, рисование.
Часть воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, по средам воспитательский час отводим для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, воспитанники учатся высказывать свое мнение к героям и событиям.
Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских, межрегиональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.
Заключение:
Целью данного исследования было определение условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями. В ходе исследования по проблеме социализации детей с ограниченными возможностями выявлены проблемы социализации, дано определение понятию "социализация детей с ограниченными возможностями", а так же сделан ряд выводов:
1) социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;
2) основная проблема социализации это отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;
3) в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;
4) развитие личности и познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями отличаются от развития здоровых детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;
5) у детей с ограниченными возможностями, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети
с проблемами по здоровью становятся полноценными членами общества;
6) основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации - игра.
Список литературы:
Мудрик, А.В.Социальная педагогика./ А.В. Мудрик. - М., 2012 - 378 с.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 2015 - 305 с.
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2012. - 218 с.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. - М.: Просвещение, 2012 - 387 с.
Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К Зыкова - М.:ВЛАДОС.2014 - 198 с.
https://internat4samara.ru/
Приложение:
Презентация «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках воспитательной работы»