СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса к предмету через нестандартные формы проведения уроков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса к предмету  через нестандартные формы проведения уроков"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса к предмету через нестандартные формы проведения уроков"»

ГУО «Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка»















Формирование познавательного интереса к предмету

через нестандартные формы проведения уроков

 






Подготовила: Сибирякова Л.В., учитель обслуживающего труда второй категории













Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский



Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения

Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру».

Нестандартные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

• развитие умений и навыков самостоятельной работы;

• активизацию деятельности учащихся;

• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

• становление новых отношений между учителем и учениками.

Цель нестандартных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности



Признаки нестандартного урока:

  • Несет элементы нового, места проведения.

  • Используется внепрограммный материал.

  • Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования компьютерных технологий.

  • Выполняются творческие задания.

  • Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.



Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

  • Уроки - соревнования

  • Уроки КВН

  • Театрализованные уроки

  • Компьютерные уроки

  • Уроки с групповыми формами работы

  • Уроки взаимообучения учащихся

  • Уроки творчества

  • Уроки, которые ведут учащиеся

  • Уроки-зачеты

  • Уроки - творческие отчеты

  • Уроки- конкурсы

  • Уроки- обобщения

  • Уроки- фантазии

  • Уроки- игры

  • Уроки поиска истины

  • Уроки- лекции

  • Уроки- диалоги

  • Уроки- конференции

  • Интегрированные уроки

  • Уроки-семинары

  • Уроки – «круговая тренировка»

  • Межпредметные уроки

  • Уроки- экскурсии

  • Уроки – игры «Поле чудес»



Классификация уроков нестандартной формы:

  • Типы уроков и формы;

  • Уроки формирования новых знаний;

  • Уроки обучения умениям и навыкам;

  • Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений;

  • Уроки проверки и учёта знаний и умений.



РЕКОМЕНДАЦИИ:

Нестандартные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.



Наиболее важные особенности современного урока:

  • - создаётся доброжелательная атмосфера;

  • - формируется высокий уровень мотивации;

  • - придаётся большое значение способам учебной работы;

  • - уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.



ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К нестандартному УРОКУ:

    • учёт особенностей учащихся класса:

    • уровень класса;

    • отношение учащихся к предмету;

    • темп работы класса;

    • отношение к разным видам учебной деятельности;

    • отношение к разным формам учебной работы;

    • общая дисциплина учащихся.

В своей практике наиболее часто я использую видеоуроки, урок-игра, урок –соревнование, уроки с групповыми и самостоятельными формами работы, урок- зачёт, урок – творчества, урок-диалог и другие.

Как показывает практика, нестандартные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;

  • привитие интереса к предмету;

  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;

  • активизацию деятельности учащихся; 

  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал; 

  • обучению работе с различными источниками знаний;

  • повышение интереса учащихся к участию в олимпиаде.

Необычные по замыслу и организации нестандартные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для учеников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. 

Учащимся  нестандартные  уроки  нравятся, они становятся   общительнее  и  сплоченнее. Нестандартные  уроки  помогают  вызвать  дополнительный  интерес к  предмету, к  конкретной  теме,  развивают  у  учащихся  логическое  и  абстрактное  мышление. Благодаря  нестандартному  подходу  к  обучению на  уроках  создается  непринужденная  обстановка, что  способствует  лучшему  усвоению  материала.

Поэтому я считаю, что именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Анкета «Стиль деятельности учителя»

1. Если класс не приведен в порядок:

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:  

1) в зависимости от ситуации

2) нет

3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:  

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана: 

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне:  

1)предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять   я:

1) пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему  

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего:  

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках: 

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией:

1) нет

2) когда как

3) не знаю





Если у Вас больше 1 вариант, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействие-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.