Доклад на тему: «Музыка и танец как средства оздоровления»
Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные исторические эпохи. Слои общества, различные национальные традиции . Музыка во многом отличается от других видов искусства ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи театра и кино .ибо она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обращена преимущественно к чувствам и настроениям людей.
Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей необычайно многообразны . Музыка окружает нас повсюду в труде и в быту, в дальних походах и на праздничных встречах. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни. Ни одна мелодия не может существовать вне ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени определенное чередование протяжных и коротких звуков .Значение ритма в музыке очень велико, мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки. которую мы в первую очередь и запоминаем.
Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка Под ее влиянием активизируется физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды .повышаются обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека . Индийские философы говорили» «Поистине музыка врачует душу»
Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор ,Платон, Гиппократ , Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела головной мозг . По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца темперамент поддерживает нервную систему и ощущения.
Арттерапия то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства музыки и танца, физических упражнений может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного и школьного возраста.
Музыка особенно легкая ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает благоприятное влияние на сердечно -сосудистую дыхательную и нервные системы организма ,позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивает выносливость.
.С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве .способствовать развитию ловкости и координации движений.
Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений
.от умения владеть своим телом, чего радует точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.
Сам танец совместно и музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно через нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой- принести облегчение не только психически больным, но и детям с неустойчивой нервной системой, эмоционально перегруженным.
Танец может служить как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в групп, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движения поддавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческой потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.
Таким образом музыка и танец имеет большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста.
Основная задача при занятиях лечебно профилактической терапии -это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.