Особенности рабочей программы по коррекционному курсу «ЛФК»
Гимнастика есть целительная часть медицины.
Платон
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Квинт Гораций Флакк
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
Ушинский К. Д.
Не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделывать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно.
Ленин В. И.
Что такое лечебная физкультура?
Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятельная научная дисциплина.
ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.
Кратко об истории возникновения дисциплины: физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ, ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.
В России впервые в период с 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах.
В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре.
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.
В 50-е годы во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.
В ряде стран Европы принят термин не «лечебная физкультура», а кинезитерапия
Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки при помощи физических упражнений, где различают общую и специальную тренировку:
общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма с помощью общеукрепляющих упражнений;
специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.
ЛФК как составная часть системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. На основании данных физиологии мышечной деятельности и клинико-функциональных исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности:
систематичность, под которой понимается определенный подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность;
регулярность занятий, которая предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха.
длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. В ЛФК недопустимы «курсовые» занятия (по аналогии с курсами курортного, физиотерапевтического и медикаментозного лечения).
постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма;
индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности, возраст и тренированность больного, особенности основного заболевания и др.;
разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений для разностороннего воздействия на организм.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс рассчитанный на 4 года.
Данный курс рассчитан на учащихся 1-4 классов
Актуальностью данной проблемы является то, что в 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Также ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Новизной программы являются элементы самомассажа, упражнения на фитболах, элементы дыхательной гимнастики, элементы зрительной гимнастики.
Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры
коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие)
устранение недостатков в развитии двигательных, или иных качеств (силы, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести);
Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий учащийся должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.
Функция движения, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса.
Задачами лечебной физкультуры являются формирование у детей правильной осанки, укрепление мышц спины, живота, развитие гибкости, создание мышечного корсета; увеличение подвижности позвоночника, устранение или уменьшение его искривления, укрепления мышц и обеспечение нормального наклона таза, устранение недостатков в строении тела, связанных с нарушением осанки, развития плоскостопия.
ЛФК проводится в форме занятия лечебной гимнастикой, индивидуальных занятий, дополнительно - массаж. На занятиях используются скакалки, мячи, обручи, скамейки, наклонные доски, тренажеры, шведская стенка.
Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируют следующим образом:
Подбор физический упражнений: от простого к сложному;
Продолжительность физических упражнений;
Число повторений;
Выбор исходных положений
Темп движений
Амплитуда движений;
Степень усилия;
Точность;
Сложность;
Ритм;
Использование эмоционального фактора.
В ПРОГРАММЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Метод «слова и показа» используется при разучивании и закрепления новых упражнений, комплексов в целом.
Метод « рассказа» используется при совершенствовании ранее изученных упражнений и движений, целостного выполнения сложных упражнений, комплексов упражнений.
Метод «расчленённого обучения» используется при разучивании новых упражнений путем разделения комплекса упражнений на части.
Метод «целостного обучения» используется при выполнения комплекса упражнений полностью.
Программу условно можно разделить на три части: вводная часть включает в себя коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений, разминку с разными видами ходьбы и бега, где часто используется ритмичная музыка, которая повышает у детей желание выполнять движения, зачастую непростые. Также дети выполняют упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат, элементы дыхательной гимнастики, элементы самомассажа (массаж биологически активных точек, находящихся на ушных раковинах и за ними, массаж подушечек пальцев), упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. Основная часть включает в себя: Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад, Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед, Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону, Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Для достижения результата, каждый из этих комплексов выполняется на протяжении целой четверти на гимнастических ковриках. В заключительной части: упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз. Подвижные игры, где дети получают навыки общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве, упражнения на тренажерах.
В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций. Тренировка физическими упражнениями сказывается в первую очередь на функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Тренированный организм способен к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней и во всей вегетативной сфере. К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся:
• универсальность, под которой понимается широкий спектр действия - нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней центральной нервной системы.
• отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий);
• возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное
ЛФК, проводимая в специально оборудованном спортзале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.