СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД "Нетрадиционные методы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД "Нетрадиционные методы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"»

ДОКЛАД

«Нетрадиционные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

Начиная работу с детьми с ОВЗ, встает вопрос об организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

Психолого - педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и психологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, такие как:

- изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности);

- музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия);

- имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия).

- сказкотерапия;

- цветотерапия;

- су-джок;

- песочная терапия (педагогическая песочница)

- бумагопластика

- фитотерапия

И многие другие.

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

Потребность в разработке и изучении новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, и отвечающих последним достижениям специальной педагогики и психологии нетрадиционных методов коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОВЗ и побуждает заниматься работой над этой задачей.

Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1. занятия могут проводиться ежедневно;

2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:

- упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,

- координации движений,

- графических навыков и пространственной ориентации;

- упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;

- дыхательно – координационные упражнения;

- упражнения для профилактики нарушения зрения;

- упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них и попробуем на себе.

Музыкотерапия

Это лекарство, которое слушают.

Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительной антистрессовое воздействие, в развитых странах применяется даже для лечения ДЦП.

Музыкальная терапия способствует:

- улучшению общего эмоционального состояния детей;

- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

- стимуляции речевой функции;

- нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Куклотерапия

Это раздел, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Сказкотерапия

Это метод психокоррекции посредством литературного произведения. Сказкотерапия подразумевает усиление потенциальности и творческих способностей ребенка, за счет чего происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапия является комплексной методикой и тесно связана с игротерапией и арттерапией. Используется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Может основываться как на готовых произведениях, так и на процессе создания терапевтической сказки.

Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.

Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия)

ЦЕЛИ:

- Нормализовать мышечный тонус.

- Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствует приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы и развитие речи.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии.

Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Упражнение цветное дыхание

Цветное дыхание – традиционная целительная методика. Оно успокаивает нервную систему и наполняет тело энергией. Древние индийские и восточные духовные традиции в деталях описывали энергетический фон еще в 3-м тысячелетии до н. э. Энергетический фон рассматривают как свет или цвет, который излучает человеческое тело. У каждой части тела свой цвет: у ног – красный, у нижней части туловища – оранжевый. От солнечного сплетения исходит желтый цвет, от сердца – зеленый, от горла – голубой, от глаз – фиолетовый и от макушки – белый.

Цветное дыхание успокоит сознание, наполнит энергией тело, восстановит энергетический фон.

Предполагается, что каждый цвет наполняет энергией соответствующую часть тела. Когда вы спокойны и расслаблены, ваше поле напоминает источник тепла гармоничного и насыщенного цвета – как пасхальное яйцо. Эмоциональная дисгармония (беспокойство, раздражительность, бессонница, депрессия) нарушает ваше энергетическое поле. Меняет его цвет и форму.

• Примите удобное положение (сидя или лежа). Представьте, что земля под ногами превратилась в красны цвет. Этот цвет пронизывает землю на насквозь. Представьте, как красный цвет обволакивает ваше тело. Вы делаете медленный вдох, тем самым впуская красный цвет в ваше тело. Он медленно поднимается, проходя через стопы, голени, бедра, наполняет нижнюю часть туловища, живот, грудную клетку, руки, шею и голову. Смотрите, как вокруг краснеет воздух. Медленно выдохните красный цвет через легкие.

• Сейчас представьте, что земля под вами стала розовой. Вдохните розовы воздух. Он медленно поднимается, проходит через ваши стопы, голени, бедра, туловище, руки и голову. Все вокруг вас становится розовым. Медленно выдохните розовы воздух из легких.

Выполняя это упражнение, меняйте цвет воздуха – он может быть таким как вы пожелаете желтым, зеленым, голубым, фиолетовым или белым.

Песочная терапия

Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто работники детского сада считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо – они делают это сами. Таким образом, интуитивно педагоги понимают тайну «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Общие представления о песочной терапии

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму, где основной акцент делается на творческом самовыражении, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на песке.

Песочная терапия одинаково успешно применяется при работе с детьми.

«Педагогическая песочница»

Целью данной работы является развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей, а также развитие мелкой моторики. Занятия в «педагогической песочнице» включаются в число общих развивающих и коррекционных занятий. Длительность занятий определяется возрастом и желанием ребёнка. При работе используются следующие методы и приёмы:

1. Исследовательская, практическая деятельность.

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность.

Обыгрывание ситуаций (Дует ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (Животные пустыни, поиск воды, загадочное место…).

3. Словесные методы.

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живёт?). Фольклор и чтение литературных произведений (сказки, стихи).

4. Наглядные методы.

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоёма…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра…).

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры: «Смешные добавлялки», «Нелепые вопросы» и другие; игры, помогающие в коррекции агрессии: «Газетные бомбочки», «Каракули», игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие, такая игра, например, «Фольговый массаж».

Кинезиология

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире.

Кинезиология - «гимнастика для мозга».

Серия быстрых, приятных, наполненных энергией действий.

Развитие мозга – это увлекательнейший детектив, написанный природой и не до конца разгаданный.

Для выявления скрытых способностей ребёнка и расширения границ возможностей его мозга в коррекционной педагогике широко применяются кинезиологические упражнения.

Мы убеждаемся в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», “Ладушки-ладушки” и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

Су-джок терапия

ЦЕЛИ:

- Нормализовать мышечный тонус.

- Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура (су – кисть, джок - стопа) последнее достижение восточной медицины.

Первой ступенью суджок терапии может легко овладеть каждый человек и , не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистьях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.

Исследование невропатологов, психиатров и физиологов показали, сто морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в коррекционных целях суджок терапия активизирует развитие психических процессов и речи ребенка.

Упражнение с «су – джок» тренажером.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Изотерапия

Изотерапия – уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка с проблемами, на повышение его адаптивных возможностей, на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с ОВЗ. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу, повышают настроение и вселяют уверенность в своих силах.

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Разнообразие материалов, инструментов, способов создания образа и свобода выбора инициируют детское художественное творчество, дети испытывают незабываемые положительные эмоции, радость открытий, побед и успеха что позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес.

Бумагопластика

Делится на оригами и аппликацию. Она прекрасно развивает мелкую моторику рук, воображение. А так же отлично интегрируется с другими методиками. Отлично формирует пошаговое следование инструкции, развивает усидчивость и внимательность. Может использоваться как в группе, так и индивидуально.

Фитотерапия

Лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни и широко применяется в нашей стране и за рубежом. Применение лекарственных растений эффективно при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, нервозности, восстановления мышечного тонуса.

Фитотерапевты рекомендуют использовать настои различных трав для лечения различных форм дизартрии, нервозноподобного заикания, но необходимо помнить, что все рецепты в каждом конкретном случае необходимо согласовывать с врачом. Возможно, что какое-то лекарственное растение противопоказано из-за сопутствующего заболевания. Или же бывают заболевания, при которых жизненно необходимы медикаменты, а фитотерапия – лишь подспорье. Продуманное использование фитотерепии с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, структуры речевого дефекта, его этиологии и патогенеза дает возможность создать благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Заключение

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Дети «с ОВЗ» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов коррекционной педагогики позволяет результативнее формировать у школьников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Большой ценностью нетрадиционных технологий является возможность работать с внутренним миром ребенка, не требовать от него «правильного» результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь или порадоваться вместе с ним. Особенно важно, что данные техники оказывают положительное влияние на психику не только детей, но и педагогов, которые сами зачастую нуждаются в коррекции и реабилитации. Работая с детьми, у которых наблюдаются трудности в обучении и общении, педагоги все острее понимают, что нужно ценить каждый миг жизни и наслаждаться ею. Необходимо помнить, что такое счастье, что значить быть здоровым и «нормальным» в условиях современного и такого неблагоприятного для психического и физического здоровья нашего общества.