МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСТАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« Результативность внедрения концептуальных требований
в преподавание обществознания»
Доклад подготовила:
учитель истории
и обществознания
Олейник Ю.К.
январь 2017г.
Крым вошёл в состав РФ два года назад. Наша школа, как и все школы Крыма, стала работать по новым стандартам
Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. Проделана огромная работа по подготовке к введению новых образовательных стандартов, разработано и написано много нормативных документов, улучшилось материально-техническое оснащение образовательного учреждения. Подходит к завершению второй год обучения ребят по новым стандартам. Как прошли эти два года? С чем подошли дети?
Можно ли говорить о каких- либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно уже сейчас.
Итак, первые результаты введения стандартов очевидны. Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке обществознания; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития; возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалась стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.
Но вот один вопрос на сегодняшний день для нас остаётся весьма актуальным и открытым. Это сам Учитель. Его психологическая готовность к работе по новым стандартам. В этом мы видим одну из важных проблем и эта проблема не только школьного уровня. Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но большого опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку). Нужно перестроить себя, всю наработанную годами систему преподавания. Это не так-то просто.
Педагоги при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми, так и с коллегами.
С введением ФГОС революции в образовании не произошло, но в целом по результатам нескольких лет можно отметить следующее:
- Достоинством ФГОС можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.
Сегодня, говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС.
Возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса:
• Недостаточная готовность и информированность родителей и общественности о ФГОС
• Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы (
: нет возможности для организации группы продлённого дня, отсутствие игровых комнат, комнат для отдыха,
•Недостаточность Электронных образовательных ресурсов — нет персональных компьютеров, которые предусмотрены ФГОС НОО).
• Настороженное отношение к ФГОС некоторых работников образования
• Перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье
• Несоответствие материальной базы запросам стандарта.
• Следует учитывать информативные особенности самого курса обществознания, которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, культурологи, психологии,теории коммуникации, экономики. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обладания прочными знаниями педагогом, преподающим данную учебную дисциплину.
• Какие проблемные моменты видитсам учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
- дидактическая - неготовность к переходу на новую систему.
Нам, учителям, проработавшим в традиционной системе много лет, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.
Не следует забывать, что предмет обществознание в нашей школьной практике предмет «молодой», и нам в кротчайшие сроки надо подготовить ребят к сдаче ЕГЭ и ГВЭ.
Несмотря на все проблемы и трудности педагоги с оптимизмом смотрят в будущее.. Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель.
Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными или всё останется только на бумаге.
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистервег