«Повышение эффективности и качества обучения обучающихся биологии на основе новых подходов к построению современного урока»
Макаренко Ж.Д. учитель биологии, химии
МБОУ Ленинская СОШ
«Урок-первая искорка, зажигающая факел любознательности»
В.А. Сухомлинский
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования/
Урок является основным компонентом школьного образования, поэтому качество образования зависит от эффективности урока. «Эффективность» - в переводе – результат какого – либо действия.
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
Знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока.
Умение планировать, проводить и анализировать урок.
На уроке как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.
Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.
Критерии эффективности современного урока.
- Обучение через открытие
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.
- Мотивация познавательной деятельности на уроке.
- Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
- Достижение целей урока.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
Так как на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий в педагогической практике выделяют: игровую технологию, технологию уровневой дифференциации, технологию проблемного обучения, информационные и коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности.
▪ Игровая технология (дидактическая игра).
Цель технологии: развитие и формирование творческой индивидуальности человека. Применять игровые технологии можно на любом этапе урока. Результат использования технологии: высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. У обучающихся развивается воображение, снижается психологическое напряжение
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
▪ Технология уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного обучающегося, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах урока: текущая проверка усвоения пройденного материала, изучение нового материала, первичное закрепление материала, дифференцированное домашнее задание.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех обучающихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку
▪ Технология проблемного обучения.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
▪ Информационные и коммуникационные технологии.
Цель ИКТ: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».
Использование ИТ в общем биологическом и экологическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:
- требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;
- проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;
- необходимо обеспечить формирования навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;
- требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;
- реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;
- научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.
При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии и экологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений
ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.
Конец формы
ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ.
Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт
▪ Технология проектной и исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это всегда творческая деятельность
Ученики находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении рефератов и проектных работ, а мне это облегчает преподавание сложных тем, обеспечивает новые подходы к проверке знаний учащихся, а так же повышает качество знаний детей.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования .
Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Образование не стоит на месте, поэтому для повышения эффективности и качества обучения необходимо продумывать пути реализации инновационных подходов в обучении, тщательно отбирать формы, методы, учитывая специфику учебного предмета и возрастные особенности обучающихся.