СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Приёмы и методы критического мышления на уроках в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на обласной конференции "Приёмы и методы критического мышления на уроках в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Приёмы и методы критического мышления на уроках в начальных классах"»

Приёмы и методы критического мышления на уроках в начальных классах

Сидельникова Валентина Васильевна

учитель начальных классов

Перекатненской средней школы

Жаксынского района

Акмолинской области


Учителем начальных классов я работаю уже более 17 лет. Через каждые четыре года ко мне приходит новый набор детей и конечно же возникают определённые проблемы. И каждый раз я ставлю перед собой вопрос, что я должна сделать, чтобы мои уроки были интересными, познавательными, чтобы мои ученики стали успешными не только в учёбе, но и в жизни. Как известно начальная школа это первая ступень знаний, которая важна и нужна детям в дальнейшем их обучении. И если эти знания будут непрочными, если дети будут не заинтересованы в их получении, то развалится весь «фундамент» дома знаний. Вот поэтому на своих уроках я стала использовать приёмы по развитию критического мышления младших школьников. Почему меня заинтересовала данная технология?

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:

- повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

- развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Данная технология позволяет подготовить таких учащихся, которые в будущем станут ценными членами общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных; они должны уважать людей самого разного происхождения; уметь проявлять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» предлагает единый связный набор обучающих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и приобретать знания, они должны добыть знания сами, пропустить через себя и, конечно же, применить полученное на практике.

Учащиеся начальных классов с интересом участвуют в процессе урока если в них присутствуют приёмы критического мышления. И конечно же я стараюсь подобрать их так, чтобы они были понятны детям.

Изучив теоретическую основу технологии развития критического мышления, я отметила, что уроки, созданные на основе развития критического мышления состоят из трех этапов, каждый из которых имеет свою цель: стадия вызова, стадия осмысления (смысловой) и стадия рефлексии.

Учитывая все вышесказанное и возрастные особенности моих учащихся первого, а сейчас уже второго класса я постаралась применять на каждом уроке приемы для развития критического мышления.

При определении темы урока использую прием развития критического мышления «Тонкие –толстые вопросы», разгадывание кроссвордов, где слово которое они должны разгадать является темой урока, или помогает учащимся определить тему урока, и назвать цели стоящие перед ними. Интересен приём: Аквариумные рыбки. Например урок литературного чтения: Все профессии важны… В начале урока чтение небольшого стихотворения о труде. Проводится беседа по прочитанному.

- О чем это стихотворение? - Почему прочитала я именно это стихотворение? - Какая будет тема урока? - Какую работу нужно выполнить?

Вопросы были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и способствовали развитию способностей учащихся с разным уровнем мотивации при подготовке ответов на вопросы высокого порядка.

На этапе актуализации знаний ребятам было предложено задание, в котором по картинке нужно было определить и написать название профессии, а также соотнести инструменты этой профессии с целью развития умения применять свои навыки и знания в различных ситуациях.

На стадии осмысления мною был применен прием «Чтение с остановкой», так как все дети умеют читать. Прием был использован для развития умения анализировать и активно воспринимать информацию, в котором с учетом возрастных особенностей использовались вопросы низкого и высокого порядка для диалога вида «учитель – ученики»: Прием «Разорванные цепочки» способствовал вовлечению в процесс совместного исследования в паре, развитию логического мышления и умению решать проблемы, сотрудничая с другими детьми. Учащимся необходимо было собрать пословицу из слов и объяснить ее значение. К этому заданию я подошла с учётом возрастных особенностях учащихся: слабым учащимся дала несложные по структуре предложения, а сильным – сложнее. Все справились успешно, потому что достигли взаимопонимания посредством обсуждения, которое ускоряет «передачу» понятий и принципов.

Приемов формирования критического мышления довольно много. Все они очень разнообразны по форме и содержанию. Урок русского языка в 3 классе на тему «Глагол». Были использованы следующие приёмы: А) Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. Б) Игра: Верю – не верю. Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Домашнее задание: составить синквейн по теме - глагол. Для учащихся первого класса этот приём я немного усовершенствовала: провожу его в устной форме, но в конце дети должны обосновать свой ответ. Урок по познанию мира в 3 классе на тему: Полезные ископаемые. В этой теме я предложила ребятам посмотреть небольшой видеофильм «Полезные ископаемые». После просмотра фильма дети, используя прием Инсерт, заполняют таблицу с графами»: - уже знал,» + » - новое,» - » - думал иначе, » ? » - не понял, есть вопросы. Таким образом, классический прием технологии развития критического мышления - Инсерт я попробовала разнообразить, повысив тем самым эффективность технологии путем применения элементов ИКТ. Урок математики в 1 классе на тему: Закрепление (решение задач). Приём «Аквариумные рыбки», помогающий учащимся с помощью вопросов, определить тему урока – целеполагание. Приём – мозговая атака, мозговой штурм - проводимый на стадии вызова. Ромашка Блума – целью которой является научить учащихся задавать разного вида вопросы. Групповая и парная работы. Одним из эффективным приёмов по развитию критического мышления, считаю парную работу. Работая в паре учащиеся с удовольствием делятся своими мыслями, находят общие решения и затем делятся ими с классом. Парная работа – это хорошая практика для дальнейшей работе в группах На уроке русского языка во 2 классе на тему Имя существительное применила следующие приёмы: целеполагание - где разгадывая загадки учащиеся смогли назвать тему урока. Приём «Мозговая атака» - отвечали на вопросы высшего и низшего порядка типа: Что такое имя существительное? И что будет если исчезнут из нашей речи слова обозначающие предметы? Работали в парах – собирали слова множественного и единственного числа. И познакомила учащихся с приёмом: Жокеи и лошадки. Где дети находили себе пару, например жокеи – карточка мужской рода, а лошадки обозначали слово этого же рода. На следующем этапе урока учащиеся работая в группах выполнили кластер на тему: Имя существительное. И конечно же самая интересная для учащихся это стадия рефлексии. Когда учащиеся самостоятельно оценивают свои знания и свою работу на уроке. Для этого используются различные приёмы: лесенка успеха, сигнальные карточки - светофор, смайлики, оценочные таблицы, пальчиковое оценивание, геометрические фигуры. И конечно: обратная связь – когда учащиеся на стикерах пишут свои пожелания и отношение к уроку. Приятно читать мысли детей: мне урок понравился, было интересно, хотим ещё.

И в заключении мне хотелось бы прочитать следующие правила для учителя использующего критического мышления на уроках:

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованные в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Больше всего дети утомляются в бездействии.

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы.

  2. Из опыта работы педагогов по критическому мышлению.

  3. Статьи по критическому мышлению.