Доклад
«Развитие навыков функционального чтения в ходе проблемного анализа литературного произведения»
Смысловое чтение - вид чтения, направленный на понимание читающим смыслового содержания текста, восприятие текстовой информации и ее переработку в личностно-смысловые установки. Приемы смыслового чтения применяются при освоении как научных, так и художественных текстов - текстов о фактах и текстов о ценностях. Но нельзя забывать, что научные тексты представляют собой знания о конкретном явлении, предмете, факте действительности, а художественные - о ценностях человека. От того, какой перед нами текст, будет зависеть путь его анализа, способ прочтения.
Тексты о фактах являются четкими, логичными, они однозначны при прочтении. К таким текстам обращаются на разных уроках.
● Тексты о ценностях сложны для понимания, и учатся читать их преимущественно на уроках литературы.
● Художественные тексты, в отличие от научных, допускают собственную позицию читателя, которая может не совпадать с авторской. Художественные тексты не могут быть просты и прозрачны, ведь они ориентированы на воздействие на ценности человека, на его внутренний мир и на самостоятельный поиск той или иной ценности.
Не случайно в литературоведении существуют различные подходы к прочтению произведений. При анализе текстов о ценностях мы опираемся на концепцию функционального анализа. Данная концепция позволяет проникнуть в суть текста. Это пошаговая работа с произведением, в результате которой учащиеся получают возможность понять, интерпретировать текст, определить авторскую позицию
Работа с текстом строится примерно по такой схеме:
1) определение исходной части текста, в которой дается традиционное представление о предмете, и основной, в которой содержится отношение автора к предмету изображения;
2) выявление противоречия;
3) соотнесенность языковых единиц в исходной и основной частях,
4) отношение к традиционному видению, выраженное от лица через мысли и чувства персонажей;
5) определение авторского смысла.
Изучение художественного произведения — сложный процесс, предполагающий серьезную работу читателя, поэтому изучение биографии писателя оказывается необходимой опорой для объективного понимания текста
Биография писателя — это прежде всего подступ к чтению текста, например, учитель может остановиться на тех эпизодах из его жизни, которые имеют непосредственное отношение к произведению. Так, в восьмом классе, изучая повесть «Капитанская дочка», необходимо рассказать ученикам о работе А. С. Пушкина над книгой «История Пугачёвского бунта», которая вышла в свет в 1834 году и вызвала критику со стороны властей. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани пушкинского таланта. Собрав воедино исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал значимый исторический труд
При изучении писательских биографий решается ряд воспитательно - образовательных задач:
-понимание современных проблем общества;
-наблюдение за жизненным материалом;
-расширение представления о жизненных ценностях;
-реализация межпредметных связей (например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга);
-стимулирование познавательной и творческой активности учащихся;
-умение ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы. Все эти задачи можно решить с помощью функционального чтения
С помощью функционального чтения при изучении биографии и творчества писателей на уроках литературы формируются такие умения:
- синтез и переработка предметных знаний по истории и литературе в новой ситуации;
- готовность к анализу информационных источников, способствующих определению путей решения проблемы;
- способность конкретизировать предложения по решению проблемы, исходя из условий задач.
Исходя из выше сказанного, организованная учителем работа по изучению биографии с творчеством приводит школьников к самостоятельным выводам, что в художественном произведении нет ничего, что не имело бы отношения к автору, его личности.
Развитие навыков функционального чтения учащихся не должно становиться самоцелью, необходимо помнить о важности базовой подготовки, на которой и основывается дальнейшая познавательна