Комитет образования и науки Курской области
ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области
Рассмотрено на заседании предметно-
цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
пр. № ___ от _________ 2013 года.
Председатель: А.С. Талдыкина
Доклад к IX Всероссийским научно-образовательным Знаменским чтениям
Тема:
«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»
Залетова Нина Александровна, преподаватель иностранного языка
ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области
Курск - 2013 г.
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Залётова Нина Александровна – автор, преподаватель ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум»
Курской области
Аннотация
Цель данной исследовательской работы показать, что, в связи с ростом агрессивности, инфантильности части молодежи, в ССУЗах уделяется большое внимание нравственному воспитанию студентов, что «Иностранный язык» вместе с другими дисциплинами обладает огромным потенциалом для осуществления процесса формирования личности, показать, как происходит развитие нравственных чувств средствами учебной дисциплины.
Доклад.
Главной задачей среднего специального учебного заведения является подготовка подрастающего поколения к профессиональной творческой деятельности, чтобы из стен техникума выходили образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Духовно-нравственное развитие студента является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни [1]. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка [2].
Юность – пора становления личности, ее гражданского и нравственного возмужания, пора профессиональной ориентации, определения интересов и стремлений, пора формирования тех устойчивых качеств, волевых, нравственных, личностных, которые в дальнейшем и будут основными мотивами поведения человека.
В настоящее время дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. Утрата людьми нравственных смыслов собственной жизни отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи. Вопросы нравственного развития подрастающего поколения должны быть определяющими в становлении его как личности.
Образовательное учреждение, решая задачи воспитания, опирается на разумное и нравственное в человеке, помогает каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому способствует каждый учебный предмет, в том числе и иностранный язык. Основной функцией иностранного языка как учебной дисциплины является развивающая функция, но не следует пренебрегать и воспитательной. Более того, воспитательный компонент в обучении иностранным языкам может быть ведущим.
Одной из составных нравственного воспитания являются нравственные чувства, которые условно можно разделить на три вида. Это, во-первых, чувства, отражающие наше отношение к социальным условиям, в которых мы живем – чувство любви к Родине и национальной гордости, чувство гуманизма, чувство интернационализма, любовь к людям, представляющим другие культуры и традиции. Во-вторых, это чувства, проявляющиеся в нашем отношении к окружающим людям, к коллективу, – чувства товарищества, долга, взаимопонимания, ответственности, симпатии, дружбы, привязанности, сострадания, сопереживания, сочувствия, доверия. Третий вид – это чувства, выражающие наше отношение к самому себе, к своим поступкам: совесть, стыд, честь, достоинство[4]. Источником нравственных чувств является общественная жизнь людей, их взаимоотношения, общая борьба за достижение поставленных целей.
Развитие нравственных чувств на уроках иностранного языка, на которых затрагиваются и обсуждаются такие насущные проблемы, как проблемы толерантности, образования, благотворительности, национальной культуры, проблемы современной семьи, проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом, нужно рассматривать положительно. На уроке преподаватель имеет возможность формировать мировоззрение обучающихся, их нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения молодых людей в той или иной жизненной ситуации [2].
Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Одним из многочисленных и разнообразных способов развития нравственных чувств средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы. Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения [3]. Чтение и обсуждение текстов о героизме русских людей в годы Великой Отечественной войны («Защитники Брестской крепости», «Жизнь в осажденном Ленинграде», «Подвиг Зои Космодемьянской») вызывает чувство национальной гордости, любовь к Родине. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло свое воплощение в повседневной жизни обучающихся, полезно проведение студентами конференций и докладов, представление проектов и написание эссе.
Существует так же иной способ развития нравственных чувств (любовь к природе, к родине, любовь между мужчиной и женщиной) – это использование поэзии, которая способствует развитию основных коммуникативных умений – чтению, аудированию, говорению, при чем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение[3]. Использование поэзии на уроках иностранного языка и в кружковой работе способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого. Интегрированный урок (Иностранный язык + Литература) на тему: «Любовь, музыка и стихи…(Роберт Бёрнс)» и открытое кружковое занятие «Искусство перевода. С.Я.Маршак», на которых звучат стихи в оригинале и в переводе, учат бережному отношению друг к другу, дружбе, любви к природе, к любимой девушке, к своей Родине, учат национальной гордости за свою страну, свой народ. Сопровождаемая музыка, песни и гимн Шотландии на стихи Бёрнса создают атмосферу одухотворенности, помогают глубже вникнуть в творчество поэтов У.Шекспира и Р. Бёрнса, понять их отношение к окружающему миру, при этом развивая в студентах возвышенные чувства. Коллективная беседа на этих занятиях, исследовательская деятельность в форме творческих проектов (презентации и видео), которую провели студенты, развивают чувство коллективизма.
Групповая и парная работа, часто применяемая на уроках иностранного языка, воспитывает чувство ответственности за выполнение задания, обучающиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма [3]. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра (например, Телемост «Яхрома – Калиновка», где студенты интересуются друг у друга жизнью молодежи в учебном заведении, учебной практикой, их досугом и т.д.). Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки, имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. В результате происходит своеобразный диалог культур устами учащихся. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, студенты выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в техникуме используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеаудиторной работы. Студенты участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работают с печатными материалами, проводят “круглые столы”. Например: урок-экскурсия в историко-этнографическом музее техникума по теме «История КСХТ» развивает чувства любви и уважения к родному учебному заведению, ко всем, кто работает в нем; сообщение о перезахоронении останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области, в братской могиле села Калиновка в 2009 году, заставляет задуматься о том, чтобы мы помнили о тех, кто погиб за наше будущее, чтили их память. По свидетельству преподавателей, студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества. Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш техникум». Среди возможных видов проектной работы по этой теме можно выделить подготовку и организацию экскурсии по техникуму; проведение интервью и сообщение его результатов; эссе (индивидуальное); составление презентации и т.д. При подготовке и проведении урока по теме «Наш техникум» можно сказать, что происходило развитие всех трех видов нравственных чувств: и чувства, отражающие наше отношение к социальным условиям, в которых мы живем, и чувства, проявляющиеся в нашем отношении к окружающим людям, к коллективу, а также чувства, выражающие отношение к своим поступкам.
Деловые игры на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.). Например: диалоги по теме «Этика и этикет», а также «Регистрация в гостинице», «В кафе», «Деловая встреча» и т.д. развивают у обучающихся вежливость, тактичность, уважительное отношение к партнеру, употребляя при этом в разговоре такую лексику, чтоб не обидеть собеседника. Такие занятия способствуют развитию не только нравственных чувств, но и эстетическому воспитанию обучающихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Изучение иностранного языка способствует развитию нравственных чувств, оказывает воздействие на духовное становление личности.
Развитие нравственных чувств таких как любовь, дружба, симпатии, доброта, на уроках иностранного языка происходит через чтение текстов общественно-политической, духовной и художественной литературы, через поэзию.
Ролевая игра, групповая и парная работа, проектная методика, деловые игры развивают у молодежи чувство товарищества, коллективизма, вежливого отношения друг к другу, взаимопонимания, ответственности, привязанности, сострадания, сопереживания, сочувствия, доверия.
Чувства долга, социальной ответственности развивается у студентов при добросовестной коллективной работе.
Средствами учебного предмета «Иностранный язык» формируется любовь к своему Отечеству, к своей малой родине, дому, семье, учебному заведению.
Иностранный язык открывает студентам непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, развивая в них чувство интернационализма, любви к людям, представляющим другие культуры и традиции.
Список литературы:
Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010.
Дегтярева Е. А. Воспитание нравственной личности на уроках иностранного языка / Статья. festival.nic-snail.ru›index.php?…task=item&item…57
Интернет-Википедия
3