«РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»
по дополнительной профессиональной программе (переподготовка)
«Профессиональная деятельность в сфере общего образования: учитель технологии в соответствии с ФГОС»
Выполнила
Бабаян Милана Эдуардовна.
Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю вас с серединой учебного 2018-2019 учебного года. Чем этот год отличается от всех предыдущих? Тем, что уже как 4 года учителя 5 классов работают по новым стандартам. Уже 7 лет мы работаем в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, посещаем уроки, изучаем их опыт по реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
Любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не исключение. На протяжении нескольких лет я применяю в обучении метод проектов.
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы:
- стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
- развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения.
В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.
В ФГОС большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.
В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования, что требуют того ФГОС второго поколения.
Проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Также в проектной деятельности, считая, что «Проект – это «пять П», выделяют следующие этапы.
- Проблема;
- Проектирование (планирование);
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.
Независимо от типа проекта, все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
Этапы проектной деятельности
Этапы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Предпроектная подготовка | Определение темы, целей и содержание проекта. | Уточнение информации, обсуждение задания | Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. |
Планирование | Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Выработка планов действий, формулировка задач, уточнение источников информации. | Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности. | Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования. | Консультирование по необходимости, ненавязчивый контроль. |
Выполнение | Выполнение проекта. | Работа самостоятельно и активно над проектом и его оформлением, «добывают» недостающие знания. | Наблюдение, дает новые знания, когда возникает необходимость |
Оценка результатов | Оценка выполнения проекта: поставленных целей достигнутых результатов анализ причин недостаток | Обсуждение, формулирование выводов. | Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата. |
Защита проекта | Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов. | Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов. | Участие в представлении и оценке проекта. |
За несколько лет моими обучающимися подготовлен ряд проектов.
Остановлюсь на наиболее интересных СЛАЙДЫ 11,12,13, 14, 15
Проект Авагимовой Нарины по кожаной пластике «Тюльпаны» | |
Проект Никитюк Ксении по бисероплетению «Пушкинский дуб» | |
Проект Коноваленко Анастасии по вязанию «Плед для малыша» | |
Проект Шаповолова Артема на тему: Газетница | |
Применяя те или иные методы обучения, я всегда оцениваю то, насколько они приемлемы, эффективны для образовательной деятельности. По результатам опроса детей, я выяснила, что:
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект для меня, как для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении технологии, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.