СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Технологии личностно- ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Технологии личностно- ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы»

  Основой любой технологии является — понимание и взаимопонимание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живёт, прожить в ребёнке свое детство.

  В настоящее время существуют различные личностно-ориентированные технологии, такие как:

1.«Гуманно-личностная технология» Ш. А. Амонашвили.

 2.«Педагогика сотрудничества».

 3.«Целостного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности»

 4.«Проектной деятельности»

 5. «Руководства самостоятельной деятельностью детей» и др.

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности. Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.

Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.

Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:

  1. Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;

  2. Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;

  3. Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;

  4. Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;

  5. Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;

  6. Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;

  7. Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;

  8. Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.

Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка. Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребёнку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор. Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.




У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Учащему необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.

Личностно-ориентированная технология обучения основывается на следующих принципах:

  • Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.

  • Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.

  • Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.

  • Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к учащимся, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.

  • Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.

  • Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала учащихся, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».

Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения

Каждое учебное занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:

  1. Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый учащийся имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.

  2. Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.

  3. Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя учащихся на самостоятельную добычу знаний.

  4. Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.

Что предполагает? Личностно-ориентированное обучение – это инновационный подход, который фокусируется на понимании уникальных индивидуальных особенностей каждого ученика и использовании их в качестве основы для создания планов обучения.

Какие преимущества? Он учитывает такие факторы, как интересы, сильные и слабые стороны и даже эмоциональные реакции, чтобы создать образовательный опыт, отвечающий индивидуальным потребностям каждого учащегося. Таким образом, школьники могут получить максимальную отдачу от своего образования, поскольку уроки разрабатываются специально для них.

ФГОС нацелен на формирование такой личности ученика, которая готова к саморазвитию и самоопределению. Кроме того, он ориентирован на развитие осознанной мотивации ребенка к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, становление системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в его деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность опираться на полученный жизненный опыт.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор.

Выделяют три интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

1. Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

3. Методическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Выбор деятельности в процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.

Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдавать свое предпочтение одному из видов деятельности в свободное время. Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности). Выбор деятельности всегда ограничен, т. к. невозможно детям заниматься одновременно одним видом деятельности

 Один из примеров применения технологии личностно-ориентированного обучения — создание ситуации успеха на уроке.

Ещё несколько приёмов личностно-ориентированного обучения:

  • Использование заданий разного уровня сложности. Во время проверки домашнего задания ученикам предлагают разные форматы для ответа, которые позволяют опросить их в зависимости от подготовленности.  

  • Адаптация заданий под индивидуальные особенности ученика. Например, ученикам, которые любят задавать вопросы и скрупулёзно разбираться в деталях, предлагают помогать учителю и всему классу с расчётами в формулах. Учеников, которых можно назвать непоседами, больше привлекают во время проведения экспериментов и обсуждения практических вещей. 

  • Обращение к личному опыту учащегося. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, -  мечта любого учителя. К подобным  урокам  я шла в течение долгих лет работы в школе.

Принцип личностного подхода требует, чтобы в процессе обучения педагог:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать реальный уровень личностных качеств;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

5) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований помогает добиться хороших результатов в своей работе.

  • При проведении личностно ориентированных уроков я использую  разнообразные формы и методы, позволяющие раскрыть содержание субъектного опыта обучаемых относительно предложенной темы. Создаю  атмосферу  заинтересованности каждого учащегося в работе класса. Поощряю стремления предлагать свой способ работы. Применяю  задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала, проявлять инициативу и  самостоятельность.  Даю  подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы. Это способствует повышению качества образования.

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение прилагательного» является одним из серии уроков личностно ориентированной направленности.

  •  Цель: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.

  • Структура урока: 1) цель; 2) повторение материала по теме; 3) применение знаний в стандартной ситуации; 4) применение знаний в нестандартной ситуации; 5) обобщение материала; 6) формирование обобщенных знаний и способов деятельности; 7) подведение итогов урока; 8) домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

  • Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим.

  1. Первый этап. 

Цели урока. Использую  упражнение,  позволяющее  определить тип урока, способствующее  возникновению познавательного интереса к предмету.

  • Для решения поставленной задачи использую фронтальную форму работыВсё это стимулирует познавательную мотивацию, развивает речь учащихся, способствует организации внимания, подготавливает к формулированию главной цели урока – обобщить и систематизировать изученное в V классе об имени прилагательном.

  • Выбранные на данном этапе формы и методы позволяют учащимся  самостоятельно правильно сформулировать цель урока, определить тип урока.

  • II. На этапе повторения материала проверяются объем и качество знаний, готовность к   изучению новой темы.

  • Сообщение в начале плана урока формирует  целенаправленный характер учебной деятельности, актуализирует  субъектный опыт учащихся, что способствует эффективности проведения урока.

  • Для обобщения ранее полученных знаний использую тестовое задание. Оно способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе, актуализирует опорные знания.

  • III. Этап применения знаний в стандартной ситуации.  Закрепляются и  обобщаются  умения  и навыки  по теме с использованием следующего дидактического материала: 1) работа с текстом; 2) игра «Четвертый лишний»; 3) графическое упражнение.

  • Учителем постепенно охватываются все аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

  • На данном этапе  проверяются умения использовать свои знания на практике, устраняются обнаруженные пробелы.

  • Пошаговый контроль и самоконтроль позволяет выявить учащихся, недостаточно усвоивших тему урока и скорректировать их знания по теме.

  • На данном  этапе  применяю  фронтальные и индивидуальные формы  организации  учебно-познавательной деятельности.

  • В ходе работы предлагаю задания  репродуктивного, частично – поискового, творческого характера, ведущий метод  - частично – поисковый.

  • Использование художественного текста способствует развитию воображения, чувства прекрасного.

  • IV. На этапе применения знаний в нестандартной ситуации формируются умения и навыки поисковой и творческой деятельности в новой нестандартной ситуации.

  • Для решения поставленных задач организую деловую игру «Я - учитель».  Предлагаю такую форму работы, когда ученик становится на место учителя и готовит дидактический материал для урока. Ставлю перед учениками проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания.

  • Исследовательская деятельность учащихся на уроке – обязательное условие деловой игры. В данной ситуации исследуется текст с целью найти в нем как можно больше орфограмм по теме «Имя прилагательное». В процессе работы просматривается каждый ученик, его самостоятельность и инициатива.

  • Деловая игра приучает учащихся не только к контролю со стороны учителя, но и к самоконтролю, самоанализу деятельности, помогает планировать работу самостоятельно, а не по подсказке учителя.

  • Данное  упражнение вызывает интерес к заданию, придает ему проблемный  характер, развивает у учащихся саму потребность в творческой деятельности.

V. Заключительный  этап урока. Подведение итогов. При выставлении оценок учитываю не только правильность выполненного задания, но и самостоятельность, оригинальность ответа.  Результаты урока обсуждаю с учащимися:  что понравилось, запомнилось, что хотелось бы повторить.

  • Домашнее задание  дифференцированно с учетом реальных учебных возможностей учащихся.

  • Задачи воспитания коллектива данного класса осуществляются через созда­ние дружеской творческой атмосферы на уроке между учениками и учителем.

  • Таким образом, личностно ориентированный урок предстаёт как  единая система. Поставленные цели достигнуты.

  • Серьёзное внимание на уроках русского языка уделяю разноуровневому обучению. Использую дифференцированный подход. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. От ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

  • По теме «Гласные о - е после шипящих и ц»  предлагаю учащимся 6 класса выполнить одно задание по выбору (из 3). Напоминаю инструкцию:

  • 1. Если вы считаете, что не совсем усвоили тему урока, хотите еще потренироваться, то выбирайте задание первого уровня.

  • 2. Если  усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание второго уровня.

  • 3. Если  хорошо усвоили тему урока, уверенно себя чувствуете и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание третьего уровня.

  • 1 уровень. Задание: 1. Прочитайте, озаглавьте текст. 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы.

  • 2 уровень. Задание: 1. Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль. 2. Поставьте существительные в нужной форме, обозначьте изучаемую орфограмму.  3. Расставьте недостающие буквы, выделите орфограммы графически.

  • 3 уровень. Задание: 1. Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль и тип речи. 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы графически. 3. Допишите текст, используя опорные слова, обоснуйте выбор орфограммы.

  • Во время работы оказывается дифференцированная  помощь. Проверяется выполнение заданий всех уровней, происходит самооценка учащихся.

  • Использование таких заданий способствует актуализации субъектного опыта учащихся, стимулирует учеников к осуществлению индивидуального выбора учебного задания, создаёт для учащихся ситуацию успеха, положительного настроя на работу.

Использую  богатые возможности групповой работы на уроках русского языка. Воспитывается  умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даются дифференцированно.

III. Анализ работы с учётом своих педагогических проблем

Данная тема выбрана мной не случайно. Изучив  технологию личностно ориентированного обучения, пыталась использовать её на своих уроках. Постепенно применяла формы, методы и приёмы личностно ориентированного урока, которые позволили добиться определённых успехов. Имеются положительные результаты: учащиеся стали более активными, дисциплинированными и организованными. У них появился интерес к предмету, самостоятельность, творчество.

Для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету применяю на уроках русского языка технологию сотрудничества. Создаёт атмосферу взаимопомощи, помогает учащимся раскрыть свои возможности,  реализовать индивидуальные особенности.

Итак, технология  личностно ориентированного обучения  является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.

Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего. Со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, изучая индивидуальные особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности. Зная это, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Таким образом, технология личностно ориентированного обучения позволит:

1) повысить мотивированность учащихся к обучению;

2) построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося;

3) развить их познавательные способности и активизировать творческую деятельность;

4) создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5) дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6) создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7) отследить динамику развития учащихся;

8) учесть уровень обучаемости и  обученности практически каждого учащегося.