СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долганские игры - внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Долганские игры - внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие

«Долганские национальные игры»



Задача: продолжение народных традиций

ознакомление через игры с жизнью наших предков


Цель: научить играть в игры предков;

способствовать воспитанию активности, настойчивости в достижении цели, стремления к победе.

Оборудование: гимнастические палки, мячи, камни, обруч, крыло птицы, лыжи из картона, спортивные нарты


Мероприятие приурочено ко Дню Таймыра. Зал соответственно оформлен. Все игры были разучены на уроке физкультуры (3-ий час).


Ведущий: Всевозможные игры сопровождают человека всю жизнь.

У каждого народа есть свои национальные игры для детей и взрослых, для мужчин и женщин. Ни один традиционный народный праздник не обходится без игр.

Сегодня мы поиграем в долганские национальные игры. В них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, их наблюдения за повадками животных.

Наши предки через игры развивали физические способности детей. Это давало возможность расти сильными, ловкими, меткими, готовыми к суровым условиям жизни. Игры требовали не только физических способностей, также и психологических, и умственных.

Деления на весовые категории не было и часто случалось, что в паре с легковесом оказывался могучий тяжеловес. Условия единоборства были приближены к условиям схватки охотника с диким зверем.

Играя в игры наших предков, мы продолжаем традиции долганского народа, развиваемся физически, что очень важно в нынешней нашей жизни.

Сегодняшние игры будут носить соревновательный характер. Каждый из вас будет набирать очки. В конце нашего мероприятия мы выясним кто же из вас самый сильный, ловкий, меткий, быстрый.

Итак, скажем все вместе:

«Да здравствует игра!»

«Оонньуу биэк буоллун»

Наши предки игры проводили на свежем воздухе, где много простора. Наше занятие будет состоять из двух частей.

1 часть - игры без предмета.


1. «Выталкивание за линию» (6т62лэ4ии), второе название «Бой быков». Она взята из наблюдений за повадками оленей.

Методика: пара участников, упираясь головами, должны пытаться вытолкнуть противника за линию.

2. «Тройной прыжок» (Ойуккалыы)

Методика: тройной прыжок выполняется с ноги на ногу.

33. «Прыжки на одной ноге» (Биир атагынан ойуккалыы)

Методика: 5 прыжков производятся на одной ноге, заканчивается прыжок на двух ногах.

4. Катание на коленях. (Тобугунан калыйыы)

Методика: игра проводится на улице. Спуск с разбега на коленях в бакарях с покатой поверхности на дальность.


2 часть – игры с предметами.


1.Бег на лыжах (Каньы4арданыы)

Когда тундровики охотились в лесу, на оленьих упряжках не везде можно было проехать. Приходилось выходить на охоту на лыжах. Лыжи изготавливали сами из деревянных тонких широких досок, покрывали их камусом, чтобы лыжи легко скользили.

Примечание: ученики с родителями изготовили для этой игры картонные лыжи.


2. «Сбей камень» (Тааска табыы)

В те времена спортивного инвентаря не было, поэтому использовали камни разного размера, комья снега, палки деревянные, оленьи рога, маут, кости.

Методика: На крупный камень ставится камень среднего размера, который надо сбить мелким камнем. Развивается меткость, ориентация, глазомер.


3. «Поднятие камня» (Таа4ы к2т2г66) Развивает силу рук.

Методика: одной рукой поднимать камень среднего размера до полного выпрямления рук.


4. «Метание копья» (4ыалга бырагыы).

Для удачной охоты необходимо было обладать меткостью. Развивали её с детства.

Методика: метание гимнастической палки и попадание в обруч.


5. «Перетягивание палки» (Мас тардыы4ыта).

Житель тундры должен быть сильным духом и телом. Сила пригодится во время встречи с диким зверем, во время ловли оленя, в хозяйственных делах.

6. «Прыжки через нарты» (3ырга урдьунэн ойуккалыы). Развивает мышцы и силу ног, ловкость.


7. «Игра в птичку» (Чычаак).

Игры придумывали по наблюдениям за животными. Это игра по наблюдениям за повадками птиц, когда они бегали по земле.

Методика: Сидя на корточки захват палки сзади под локтями, движение на корточках.


8. «Бросок по качающемуся предмету» (Эйэнэлиир пэпкэ бырагыы). Игра на меткость.

9. «Прыжок в высоту» (624э ойуккалыы)

Методика: На веревке подвешивается крыло птицы. Подпрыгнув в высоту надо достать ногами крыло.

Сегодня мы показали малую часть наших игр. На уроке физкультуры будем продолжать разучивать долганские игры и игры других народов Севера, игры народов мира. Играйте с удовольствием, не теряйте связь со своими предками и через игру.


Рефлексия:


Какие игры вам больше всего понравились?

Какие игры вам показались наиболее трудными? Почему?

Какие качества вы проявили во время игр?


Итог:

Путем подсчета баллов, выявляется победитель среди мальчиков и девочек.




Подгорная Ксения Терентьевна, учитель начальных классов.