Раздел V
Основы домоводства
(для мальчиков)
Тема урока: Домашняя экономика
Презентацию выполнил:
учитель трудового обучения
Каширская Елена Ивановна
Минск, 2021
Цель урока:
- научить рассчитывать, планировать и экономить семейный (личный) бюджет
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с понятием домашняя экономика, сформировать умения составлять алгоритм расчета семейного (личного) бюджета;
- развивать творческие способности, образное мышление, расширить значение термина «экономия»;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, бережное отношение к семейным ценностям, экономии семейного бюджета.
Экономика
Слово « экономика » произошло от древнегреческого, что пе реводится как «искусство ведения домашне го хозяйства». Дело в том, что первоначально э коном ика была делом семейным, регулирующим дохо д ы и расходы отдельной семьи.
В настоящее время очень мало с ем ей грамотно управляют семейным бюджетом. Н у жно понять, что если тратить семейный бюджет и м пульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необход им ое. Бю джет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.
Из чего состоит семейный бюджет?
Бюджет - распределение суммы доходов и расходов за определённый период времени (неделю, месяц, год).
Доход - деньги или материальные ценности, получаемые человеком от какого-либо рода деятельности.
Расход - затраты, необ хо димые для определённых целей.
Структура семейного бюджета
Доходы
Расходы
1. Заработная плата членов семьи.
2. Выплаты и льготы из общественных организаций.
1. Налоги.
3. Пенсии и стипендии.
2 . На питание.
4. Доходы от приусадебного
3 . На товары кратковременного пользования (одежда, обувь, галантерейные изделия, чулочно-носочные изделия, постельное белье и др.).
4. На товары длительного пользования (бытовая техника).
участка.
5. Доходы от сда чи недвижимости в аренду.
5. На услуги сферы обслуживания: транспорт, ремонт обуви, парикмахерская, химчистка, прокат.
6. Коммунальные услуги: квартплата, плата за электроэнергию, отопление, воду, канализацию, телефон, газ, вывоз отходов,
6. Доходы от ценных бу маг и вкладов.
пользование лифтом.
7. Доходы от индиви ду а льной трудовой деятельности.
8. Доходы из других источников
7. На культурно-бытовые расходы: театр, кино, выставки, концерты, путешествия, экскурсии.
8. Расходы на оздоровление: бассейн, спортивные секции, тренажёрные залы и др.
Источники доходов:
- Индивидуальная трудовая деятельность (де кора тивно-прикладное творчество, ра бота в школьных трудовых бригада х и т .д.);
- Коммерческая деятельность (продажа, например, пиро жков, газет и журналов и т.д.);
- Оказание у слуг (при смотр за ребёнком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т.д.)
Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание всеми доступными средствами – знаниями и умениями. В их числе не последние место занимает – экономия и бережливость.
Способы экономии ресурсов
Ресурс
Способы экономии
Электро-
энергия
- о тключение неиспользуемых в данное время электроприборов;
- у становка вык лючателей с автоматически м отключением электроэнергии че ре з определённый промежуток времени;
- замена ламп нак аливания на энергосберегаю щ ие и светодиодные;
- осве щение рабочей зо ны светильниками нап равленно го света (настольная лампа, торшер) вместо общего ос вещения всей комнаты потолочным светильником;
- устано вка нагревательной панели электроп литы и духового шкафа с автом атическим регулированием степени нагр ева
Тепловая
энергия
- окле йка и уп лотнени е окон;
- утепление две рей;
- установка регуляторов степе ни на гр ева бата рей отопления;
- установка счётчиков у чёта расхода тепло вой эн ергии
- установка счётчиков учёта расхода воды;
- рациональное использования воды (мытьё посуды, продуктов питания под небольшим напором воды, не оставлять открытыми краны без необходимости);
- содержание в исправном состоянии кранов, сливного бочка
Вода
Практическая работа Составление таблицы планирования личного бюджета
Цель: научиться составлять план рационального использования семейного бюджета.
Последовательность выполнения работы
3. Проанализируйте личный бюджет.
4. Проанализируйте свои расходы и определите, на чём можно сэкономить карманные деньги.
5. Заполните таблицу (в тетради):
Расчёт планирования бюджета за неделю ( дата )
Доход
№ п/п
1
Наименование
2
Мои накопления
Сумма
Расход
Остаток с прошлой недели
№ п/п
3
Карманные деньги полученые:
4
1
от мамы
Наименование
2
5
Сумма
от папы
Школьный буфет
Итого:
3
ОСТАТОК:
4
Личные нужды:
5
-
Итого:
-
-
Тест
- https://learningapps.org/display?v=poouhffa521