Пояснительная записка
Нормативные правовые документы:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 года №298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации для субъектов российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 №МР-81/02 вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД - 39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Программа «Юный эколог» имеет естественнонаучную направленность. Уровень Программы – ознакомительный.
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности эколого-биологической направленности.
Отличительная особенность данной программы
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю предоставляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть
завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в программе – учащиеся 7-9-х классов общеобразовательной школы, 13-16 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Объем программы
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа).
Формы организации образовательной деятельности
Форма обучения - очная
Виды занятий
групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
Развить умение проектирования своей деятельности;
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания;
Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
Продолжитьразвиватьтворческиеспособности.
Воспитательные:
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
Совершенствоватьнавыкиколлективнойработы;
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
Усиление контактов школьников с природой.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметнымирезультатами являются (УУД).
Регулятивные УУД
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлятьпричины и следствияпростыхявлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формы аттестации/контроля
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы аттестации
выставки рисунков
листовки, буклеты, газеты
тематические альбомы
Учебный план
Учебный план
№ п/п | Разделы, название темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Общая экология | 8 | 7 | 1 | практика |
2 | Прикладная экология | 30 | 29 | 1 | практика |
3 | Социальная экология | 33 | 32 | 1 | практика |
4 | Итоговая аттестация | 1 | | 1 | практика |
| Всего | 72 | 68 | 4 | |
Содержаниеучебного (тематическогоплана)
Раздел 1 «Общаяэкология» (8 часов)
Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия: Изучение календаря экологических дат; Диагностика экологической культуры учащихся.
Раздел 2. Прикладнаяэкология (30 часов)
Красная книга Смоленской области. Рациональное природопользование. Природные ресурсы. 11 ноября - День энергосбережения. Способы энергосбережения в домашних условиях.
15 ноября - День вторичной переработки. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Что такое охрана окружающей среды и меры по ее охране. 15 декабря - День образования ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Основные направления и задачи деятельности ЮНЕП. История возникновения праздника.
Практические занятия:
1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии», «Разделяй, культурный человек», «Формирование экологических привычек»; «Приоритет Смоленской области - обеспечение экологической безопасности», «Разделяй, культурный человек!», «Жизнь мусора» , «Сохранение редких видов животных и растений».
2. Выпуск плакатов, листовок «Бытовым отходам - вторую жизнь!»;
3. Подготовка и проведение игры для учащихся начальных классов «Как стать хозяином в доме?»
4. Акции: «Сохраним ёлочку», «Поможем птицам», «Покормите птиц домой»
Раздел 3. Социальнаяэкология (33час)
Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Алкоголь и организм.
Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Полезные и вредные привычки. Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика. В борьбе за чистый воздух. Реклама и антиреклама. Режим и правила питания. Основные правила рационального питания. Культура питания. Среда обитания и здоровье человека. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажнаяуборка.
Промежуточная аттестация - тест 1ч.
Практические занятия:
1. Практические работы:
№1 Соматометрические измерения человека;
№2 Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений;
№3 Определение формы стопы методом получения отпечатка.
2. Исследование «Питание в школьной столовой».
3. Кинолекторий: «История одного обмана: мифы и факты об алкоголе», «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции: табак».
4. Подготовка и проведение игры для учащихся младших классов «Полезные и вредные привычки».
5. Анкетирование: «Что я знаю о ЗОЖ», «Питание глазами учащихся».
6. Акции: «экологический субботник по уборке школьной территории»
Календарный учебный график
№ | Дата | Дата | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| П. | Ф. | | | |
1-2 | | | Вводное занятие. Что такое экология | | Беседа |
3-4 | | | Экология-наука о взаимоотношении живых организмов и окружающей среды | | Практическое задание |
5-8 | | | Диагностика состояния экологической культуры и знаний учащихся кружка | | Практическое задание |
9-10 | | | 4 октября - Всемирный День защиты животных. Просмотр видеороликов о защите животных | | Практическое задание |
11-12 | | | Красная книга Смоленской области | | Практическое задание |
13-14 | | | Рациональное природопользование. Природные ресурсы | | Практическое задание |
15-16 | | | Способы энергосбережения в домашних условиях. Альтернативные источники энергии. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» | | Практическое задание |
17-18 | | | 11 ноября Международный день энергосбережения. Проведение игры для учащихся начальных классов «Как стать хозяином в доме?» | | Практическое задание |
19-20 | | | 15 ноября - День вторичной переработки. Просмотр презентации «Разделяй, культурный человек», видеоролика «Жизнь без мусора» | | Беседа |
21-22 | | | Проведение экологических уроков с просмотров видеороликов. | | Практическое задание |
23-24 | | | Практическое занятие: выпуск плакатов, листовок «Бытовым отходам - вторую жизнь!» | | Практическое задание |
25-26 | | | Что такое охрана окружающей среды. | | Практическое задание |
27-28 | | | 15 декабря - День образования ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Основныенаправления и задачидеятельности ЮНЕП. Историявозникновенияпраздника | | Практическое задание |
29-30 | | | Проведение экологических уроков по охране окружающей среды. | | Практическое задание |
31-32 | | | Акция «Сохраним елочку» - выпуск листовок -мастер-классы по изготовлению альтернативных елочек | | Практическое задание |
33-34 | | | Экологическая акция «Поможем птицам»: познавательные беседы конкурс плакатов и рисунков. | | Практическое задание |
35-36 | | | Акция «Покормите птиц зимой!». Изготовление кормушек | | Практическое задание |
37-38 | | | Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека | | Беседа |
39-40 | | | Практическая работа «Соматометрические измерения человека». | | Практическое задание |
41-42 | | | Проведение мониторинга «Что я знаю о ЗОЖ» | | Практическое задание |
43-44 | | | Алкоголь и организм. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность | | Практическое задание |
45-46 | | | Просмотр «Секреты манипуляции. Алкоголь». Обсуждение | | Практическое задание |
47-50 | | | Полезные и вредные привычки. Занятие для учащихся начальной школы. | | Практическое задание |
51-55 | | | Секреты манипуляции: табак». Просмотр и обсуждение | | Практическое задание |
56-61 | | | Режим и правила питания. Основные правила рационального питания. Культурапитания. Проведениесоциологическогоопроса | | Практическое задание |
62-64 | | | Исследовательская деятельность учащихся «Здоровое питание - забота о здоровье школьника» | | Практическое задание |
65-69 | | | Среда обитание и здоровье человека. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. | | Практическое задание |
70-71 | | | Экологический субботник по уборке территории школы. | | Практическое задание |
72 | | | Итоговая аттестация | | Практическое задание |
Методическое обеспечение Программы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
Кабинет биологии №23
Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
Парты/ стулья- 15/30
Школьнаядоска- 1
Микроскопы - 15
Приборыдляисследований
Книжныеиздания - в наличии
Наглядныепособия - в наличии
Методикидляисследовательскойдеятельности
Материально - техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийные пособия
-интерактивная доска
Список используемой литературы
1.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.- сост. В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.;
2.Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт. Сост. Т.Н. Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.;
3.Журналы «Эколог и я»;
4.Журналы «Педсовет»;
5.Журналы «Последний звонок»;
6.Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт. – сост. Ю.Н. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 331 с.;
7.Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.М. Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.