СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Мир в объективе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир в объективе» (далее программа) имеет художественную направленность и разработана для детей 13-14 лет, обучающихся в 7 классе. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, связанных с умением видеть красоту в окружающей действительности и уметь запечатлевать её проявления с помощью камеры.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Мир в объективе"»

Министерство образования Архангельской области

Частное общеобразовательное учреждение

«РЖД лицей № 1»





СОГЛАСОВАНО

«__» _______ 20_____г.


Подпись__________



УТВЕРЖДАЮ

___________ ________________

подпись ФИО

«__» _____________20_____г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«
Мир в объективе»

(художественная направленность)


Для обучающихся 7 класса

Срок реализации программы 1 год






Составитель программы:

Бачина Алена Сергеевна,

учитель информатики














г. Котлас, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир в объективе» (далее программа) имеет художественную направленность и разработана для детей 13-14 лет, обучающихся в 7 классе. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, связанных с умением видеть красоту в окружающей действительности и уметь запечатлевать её проявления с помощью камеры.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),

Устав частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 1»;

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения

Разработка данной программы вызвана происходящими в современном обществе изменениями, связанными с популяризацией творческих профессий, ориентированных на работу с аппаратурой для фото- и видеосъёмки (блогеры, фотографы, видеографы).

В РЖД лицее № 1 имеется потребность в регулярной, качественной съёмке проходящих мероприятий, что может стать хорошей практикой для формирования необходимых для этих профессий навыков.

Анализ педагогического опыта показал необходимость развития творческой активности обучающихся.

Возможность использования программы в других образовательных системах

Программа реализуется в частном общеобразовательном учреждении «РЖД лицей № 1».

Цель программы:

Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям фото- и видеосъёмки.


Задачи программы:

Предметные/обучающие:

  • формирование базовых знаний и умений в области фото- и видеосъёмки;

  • знакомство с историей развития фотографии;

  • формирование представлений о разнообразии выразительных средств, применяемых фотографами, и о существующих фотожанрах;

  • обучение приемам работы в фото- и видеоредакторах (в том числе мобильных приложениях);

Метапредметные/развивающие:

  • развитие познавательных умений (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и другое);

  • развитие регулятивных умений (ставить цели, планировать собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и коррекцию деятельности и другое);

  • развитие коммуникативных умений (планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умения в разрешении конфликтов и другое)

Личностные/воспитательные:

  • воспитание и развитие личностных качеств (трудолюбия, ответственности, коммуникабельности, целеустремленности и другое).


Отличительные особенности программы

Программа предполагает:

  • Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

  • Возможность индивидуального образовательного маршрута;

  • Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;

  • Возможность проектной и/или исследовательской деятельности.


Характеристика обучающихся по программе

В 13-14 лет ведущим видом деятельности становится общение (со сверстниками), характерным является стремление найти свое место среди сверстников, подростки пытаются утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость. Поэтому данная программа может стать опорой для них в вопросе самоопределения. Наполняемость групп до 13 обучающихся.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения, разделена на 7 разделов и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

Один год обучения – 34 часа.

1 раздел История фотографии – 5 недель, 5 ч.

2 раздел Основные настройки фотоаппарата – 4 недели, 4 ч.

3 раздел Выразительные средства – 7 недель, 7 ч.

4 раздел Фотожанры – 7 недель, 7 ч.

5 раздел Работа в графических редакторах – 4 недели, 4 ч.

6 раздел Основы видеосъёмки – 3 недели, 3 ч.

7 раздел Работа в программах монтирования видео – 4 недели, 4 ч.

Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-13 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, проектная и исследовательская деятельность.


Ожидаемые результаты и форма их проверки

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • как сделать отличную фотографию;

  • какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;

  • что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д.

  • методы и схемы фото и видеосъемки;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

Монтировать редактировать изображения в растровом графическом редакторе:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  • защитить реферат, доклад;

  • представить свои портфолио;

  • представить обработанные фотографии.

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;

  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фото и видеосъемки, закрепление материала на практике.


Формы контроля и подведения итогов реализации программы


Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и защита портфолио.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего


Раздел 1. История фотографии

4

1

5


1.

Свойства света.

1

-

1


2.

Камера – обскура.

1

-

1


3.

История открытия фотографии.

1

-

1


4.

Фотография сегодня.

1

-

1


5.

Цифровая фотография.

-

1

1



Раздел 2. Основные настройки фотоаппарата

-

4

4


1.

Устройство цифрового фотоаппарата.

-

1

1


2.

Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света.

-

1

1


3.

Определение экспозиции. Диафрагма. Выдержка. ISO.

-

1

1


4.

Первая съемка.

-

1

1



Раздел 3. Выразительные средства

2

5

7


1.

Композиция.

1

-

1


2.

Перспектива.

-

1

1


3.

Ракурс.

-

1

1


4.

Светотень. Освещение.

-

1

1


5.

Смысловой центр.

-

1

1


6.

Колорит.

1

-

1


7.

Контрасты.

-

1

1



Раздел 4. Фотожанры

3

4

7


1.

Пейзаж и архитектура.

1

-

1


2.

Репортаж.

-

1

1


3.

Портрет.

-

1

1


4.

Спортивный.

-

1

1


5.

Фотонатюрморт.

-

1

1


6.

Фотоэтюд.

1

-

1


7.

Специальные виды съемки.

1

-

1



Раздел 5. Работа в графических редакторах

2

2

4


1.

Основы компьютерной графики.

1

-

1


2.

Обзор программ по обработке фотографий. Программа GIMP.

-

1

1


3.

Мобильные приложения для обработки фотографий. Приложение Picsart.

-

1

1


4.

Обсуждение, просмотр снимков.

1

-

1



Раздел 6. Основы видеосъемки

1

2

3


1.

Основные настройки камеры. Базовые творческие приемы.

1

-

1


2.

Продумывание сценария видеоролика.

-

1

1


3.

Съемка видеоролика.

-

1

1



Раздел 7. Работа в программах монтирования видео

2

2

4


1.

Обзор программ для монтирования видео, в том числе мобильных приложений.

1

-

1


2.

Монтирование видеоролика по авторской задумке.

-

1

1


3.

Монтирование видеоролика по авторской задумке.

-

1

1


4.

Защита портфолио.

1

-

1

Итоговая диагностика

Итого

14

20

34









Календарный учебный график

урока п/п

        1. Раздел, тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения

План

Факт


История фотографии

5



1.

Свойства света.

1



2.

Камера – обскура.

1



3.

История открытия фотографии.

1



4.

Фотография сегодня.

1



5.

Цифровая фотография.

1




Основные настройки фотоаппарата

4



6.

Устройство цифрового фотоаппарата.

1



7.

Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света.

1



8.

Определение экспозиции. Диафрагма. Выдержка. ISO.

1



9.

Первая съемка.

1




Выразительные средства

7



10.

Композиция.

1



11.

Перспектива.

1



12.

Ракурс.

1



13.

Светотень. Освещение.

1



14.

Смысловой центр.

1



15.

Колорит.

1



16.

Контрасты.

1




Фотожанры

7



17.

Пейзаж и архитектура.

1



18.

Репортаж.

1



19.

Портрет.

1



20.

Спортивный.

1



21.

Фотонатюрморт.

1



22.

Фотоэтюд.

1



23.

Специальные виды съемки.

1




Работа в графических редакторах

4



24.

Основы компьютерной графики.

1



25.

Обзор программ по обработке фотографий. Программа GIMP.

1



26.

Мобильные приложения для обработки фотографий. Приложение Picsart.

1



27.

Обсуждение, просмотр снимков.

1




Основы видеосъемки

3



28.

Основные настройки камеры. Базовые творческие приемы.

1



29.

Продумывание сценария видеоролика.

1



30.

Съемка видеоролика.

1




Работа в программах монтирования видео

4



31.

Обзор программ для монтирования видео, в том числе мобильных приложений.

1



32.

Монтирование видеоролика по авторской задумке.

1



33.

Монтирование видеоролика по авторской задумке.

1



34.

Обсуждение, просмотр видеороликов.

1





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


История фотографии (5 часов)

Основные настройки фотоаппарата (4 часа)

Выразительные средства (7 часов)

Фотожанры (7 часов)

Работа в графических редакторах (4 часа)

Основы видеосъемки (3 часа)

Работа в программах монтирования видео (4 часа)



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

2. Оборудование: персональные компьютеры для каждого обучающегося и для педагога с установленными программами GIMP, ShotCut; интерактивная доска; мобильные телефоны обучающихся с установленными приложениями Picsart, Inshot; фотоаппараты (из расчета один на 3 человека, вместо фотоаппаратов может быть использована камера телефона).

3. Инструменты и расходные материалы: реквизит для съёмок (исходя из творческих идей обучающихся)

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Формы реализации: очная.



СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Список литературы для педагогов

  1. А. Соколов «Монтаж изображения (простейшие принципы)».

  2. Е. Карташов «Все основы фотографии для новичков».

Электронные образовательные ресурсы

Видеоуроки, опубликованные на аккаунте «Фотошкола Анны Никоноровой» в RUTUBE.



Нормативные документы и методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015).

  2. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 22.09.2021 № 652н

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).

  4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).

  5. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).

  6. Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).

  7. Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от 6.02.2020 № 202 «Об организации независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ».