СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП юноши 14-17 лет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОП разработана в связи с внедрением ПФДО. Программа состоит из 2 модулей.

Просмотр содержимого документа
«ДОП юноши 14-17 лет»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица

муниципального района Большеглушицкий Самарской области


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Решение от _________________

протокол № ___________

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ___________

СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Начальник СП-ДЮСШ

________________С. В. Романов





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

« Летящий мяч» (основы волейбола)







Возраст обучающихся: 14-17 лет




Срок реализации: 10 месяцев

   

Автор/разработчик программы: тренер-преподаватель

первой квалификационной категории:

Гусев Петр Анатольевич









с. Большая Глушица

2019 г



ОГЛАВЛЕНИЕ

Образовательная программа включает следующие структурные компоненты:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Учебный план

  4. Контроль и оценка результатов обучающихся

  5. Ресурсное обеспечение программы

  6. Календарно-тематический план















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Летящий мяч» (далее - программа) разработана на основании нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

  • Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

  • «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ), Уставом школы, Порядком разработки, утверждения и обновления образовательной программы СП - ДЮСШ.

В настоящее время волейбол как вид спорта получил широкое
распространение в России и мире. Волейбол включён в урочные
занятия, широко практикуется во внеклассной работе - это занятия в
спортивной секции, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
(соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района,
области, округа, матчевые встречи). Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса является модульной.

Отличительные особенности программы. В данной программе отличие в том, что наряду с общефизической, технико-тактической подготовкой довольно большое место в программе отведено психологической подготовке. Кроме того, в нее включен достаточно значительный блок теоретических знаний (в т.ч. судейская практика) из области волейбол. Это сделано для расширения кругозора и развития у детей интереса к данному виду спорта.

Актуальность программы. Волейбол, является отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств человека. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка,
сетка, мяч. Данная программа способствует овладению элементами
техники и тактики игры, развитию физических способностей, которые можно
реально использовать в учебно-тренировочных занятиях по волейболу и в
самостоятельных занятиях.

Педагогическая целесообразность. Программа позволяет решить
проблему занятости свободного времени обучающихся, формированию
физических качеств, пробуждение интереса к новой деятельности в области
физической культуры и спорта.  Широко используется игровой метод, круговая тренировка, эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Занятия спортивными играми развивают не только все физические качества, но и смекалку, умение взаимодействовать в коллективе, помогают подросткам оценить свои возможности, развить чувство собственного достоинства, целеустремленность и волю к победе. Развитие этих качеств, в свою очередь, способствует успешному выполнению учебных программ.

Цель программы: формировать у детей и подростков устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать культуру движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в волейболе;

  • обучить правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой и спортом;

  • освоить знания о волейболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучить техническим приёмам;

  • обучить тактическим действиям;

  • научить работать индивидуально, в парах, группах при использовании различных комбинаций и упражнений;

  • обучить самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • обучить навыкам регулирования психического состояния.

Развивающие:

  • способствовать укреплению здоровья;

  • развивать основные физические качества и повышать уровень функциональных способностей;

  • повышать уровень общей физической подготовки;

  • способствовать укреплению мышц опорно–двигательного аппарата;

  • формировать интерес к занятиям волейболом;

  • развивать и совершенствовать навыки и умения игры.

Воспитательные:

  • приобщать воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела;

  • содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

  • воспитывать морально-волевые качества: ответственность, коллективизм, уважение к партнеру и сопернику;

  • воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья, закаливанию;

  • воспитывать целеустремленность и ответственность за свои действия;

  • воспитывать умение работать в группе, команде;

  • воспитывать психологическую устойчивость.

Возраст детей:

Для реализации данной программы привлекаются юноши в возрасте 14 – 17 лет. Для зачисления в объединение специальных знаний и подготовки не требуется. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Наполняемость группы 15 человек.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 40 недель, что составляет 140 часов и разбита на 2 модуля:


Первый модуль «Базовый» на 17 недель: с 1 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года (59,5 часов).

Второй модуль «Углубленный» на 23 недели: с 1 января по 30 июня 2020 года (80,5 часов).

Формы обучения: Очная. На бесплатной основе.

Формы организации деятельности:

Используется фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации деятельности обучающихся.

Режим занятий:

На реализацию программы выделяются 3,5 часа (академический час - 45 минут) в неделю при 2-х разовых занятиях. Перерыв 10 минут после каждого учебного часа.

Планируемые результаты:

По окончании 1 модуля «Базовый» обучающиеся должны

знать:

  • историю возникновения волейбола как игры;

  • основные правила игры в волейбол;

  • базовую тактику и базовую технику игры;

  • принципы здорового образа жизни спортсмена;

  • значение общеразвивающих упражнений.

уметь:

  • выполнять базовые технические и базовые тактические приемы игры;

  • выполнять отдельные общеразвивающие упражнения;

  • правильно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений;

  • правильно выполнять специальные упражнения.

По окончании 2 модуля «Углубленный» обучающиеся должны

знать:

  • особые правила игры;

  • основные технические и тактические приемы игры;

  • правила составления распорядка дня спортсмена;

  • правила восстановления организма после тренировок;

  • назначение комплекса специальных упражнений;

  • способы разрешения нестандартных ситуаций во время соревнований.

уметь:

  • правильно составлять и выполнять комплекс общеразвивающих упражнений;

  • правильно подбирать и выполнять специальные упражнения;

  • правильно восстанавливаться после тренировок;

  • правильно составлять свой распорядок дня.

Личностные результаты:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания ДОП «Летящий мяч» универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности с помощью тренера;

  • Проговаривать последовательность действий во время занятий;

  • Учиться работать по определенному алгоритму;

  • Адекватно воспринимать оценку тренера и коллектива.

Познавательные УУД:

  • Уметь делать выводы в результате совместной работы тренера и

  • обучающихся;

  • Осуществлять анализ выполненных действий при игре;

  • Активно включаться в процесс по выполнению заданий;

  • Выражать творческое отношение к выполнению заданий.

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

  • Участвовать в коллективном обсуждении.

  • Проявлять индивидуальность и самостоятельность.


Критерии и способы определения результативности.

В процессе обучения предусматриваются: текущая, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления и устранения ошибок, и получения качественного результата освоения программного материала (анализ, беседа, наблюдение, контрольное задание).

Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче тестов по ОФП, проводимых в начале и конце обучения. Уровень развития физических и морально-волевых качеств, технической и тактической подготовленности оценивается по результатам участия в школьных, районных, межрайонных и областных соревнованиях. Критериями успешности обучения служит положительная динамика уровня подготовленности обучающихся.


Формы подведения итогов реализации ДОП:

  1. Сдача нормативов (тестов) по ОФП (в начале и конце года).

  2. Участие в соревнованиях.

По сроку реализации программа краткосрочная (сроки реализации до одного года).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал программы дается в четырех разделах: теоретическая подготовка; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры; психологическая подготовка.

В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал по исто­рии развития волейбола, правилам соревнований, а также элементарные знания анатомии и физиологии человека и самоконтроля.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической нагрузке, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим прие­мам игры.

Раздел «Психологическая подготовка» составляют командные взаимодействия в период подготовки к соревнованиям, самих соревнований и товарищеских встреч.

Содержание самостоятельной работы включает в себя вы­полнение комплексов упражнений для повышения общей и спе­циальной физической подготовки.


Содержание раздела «Теоретическая подготовка»


История развития волейбола

История развития волейбола и зарождение волейбола в России. Становление волейбола как вида спорта. Обзор основных этапов его развития. Выступления отечественных волейболистов на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд.

Правила игры и методика судейства соревнований

Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Упрощенные правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. Ведение документации соревнований.

Элементарные знания анатомии и физиологии

Строение тела человека. Антропометрические данные. Влияние физических упражнений на организм. Режим дня. Гигиена спортсмена. Рацион питания. Медицинский контроль и самоконтроль.

Техника и тактика игры

Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки тактической подготовки игроков и команды. Особенности тактической подготовки с начинающими.

Физическая подготовка

Задачи физической подготовки. Значение физической подготовки волейболистов в связи с особенностями современной игры.


Содержание раздела «Физическая подготовка»


Общая физическая подготовка

Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие различных качеств, необходимых для дальнейших занятий в спортивных группах, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат)

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения включают в себя упражнения в беге, прыжках и метаниях.

  • Бег: на короткие дистанции, повторный бег, с горизонтальными и вертикальными препятствиями, кросс 1000-3000 м.

  • Прыжки: через препятствие с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

  • Метания: малого мяча с места в стенку или мишень на дальность отскока, на дальность; метание набивного мяча из разных исходных положений.

Спортивные и подвижные игры.

  • Баскетбол,

  • Ручной мяч,

  • Футбол,

  • Подвижные игры с мячами,

  • Игры-догонялки и др.

Ходьба на лыжах и катание на коньках, плавание применяются при наличии соответствующих условий. В основном в качестве самоподготовки и закаливания организма.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме.

Специальная физическая подготовка

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств,

  • Упражнения для развития выносливости,

  • Упражнения для развития ловкости,

  • Упражнения для привития навыков быстроты реакции,

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи мяча,

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча,

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов,

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.


Содержание раздела «Техническая подготовка»


Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения их техникой. Специфической особенностью волейбола является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно, так как он связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по команде, либо соперником.

Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в нападении и защите идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низкой или высокой стойке игрока.

Техническая подготовка включает в себя

  • Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

  • Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом.

  • Техника передачи двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте, после перемещения.

  • Техника нижних подач: прямая, боковая, свечой, методика обучения технике нижних подач. Подача на точность.

  • Техника передачи двумя сверху над собой, назад (короткие, средние, длинные).

  • Техника передачи в прыжке: двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

  • Техника приема снизу двумя, одной (на месте, после перемещения).

  • Техника приема сверху двумя руками после перемещения с падением: на спину, бедро-спину.

  • Техника приема мяча с падением: кувырком (вперед, назад, в сторону), на руки-грудь.

  • Техника верхней прямой подачи: силовая, с планирующей траекторией полета мяча.

  • Техника прямого нападающего удара на силу.

  • Техника нападающего удара с переводом (кистью, с поворотом туловища).

  • Техника нападающего удара с имитацией передачи.

  • Техника обманного удара.

  • Техника блокирования: одиночное, групповое.


Содержание раздела «Тактическая подготовка»


Решение определенных тактических задач в игровых ситуациях предопределяется методикой подготовки. Здесь можно выделить основные методически взаимосвязанные задачи:

1. Создание предпосылок для успешного обучения так­тике игры. Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозирования при решении различных двигательных задач.

2. Обучение индивидуальным действиям и взаимодей­ствиям с партнерами в нападении и защите, командным действиям, которые характеризуются расположением иг­роков на площадке и их функциями.

3. Формирование умения наиболее эффективно исполь­зовать технические приемы и тактические навыки в за­висимости от своих возможностей, особенности игры про­тивника и внешних условий.

4. Развитие способностей гибко и быстро переклю­чаться с одних систем и вариантов командных действий в нападении и защите на другие.

Тактическая подготовка включает в себя:

  • Тактику нападающих ударов,

  • Нападающий удар с задней линии,

  • Индивидуальные тактические действия при приеме подач,

  • Индивидуальные тактические действия при приеме нападающих ударов,

  • Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока,

  • Отвлекающие действия при нападающем ударе,

  • Технико-тактические действия нападающего игрока (блок-аут),

  • Групповые действия в защите,

  • Групповые действия в нападении,

  • Технико-тактические действия в защите «углом вперед»,

  • Технико-тактические действия в защите «углом назад»,

  • Взаимодействия нападающего и пасующего,

  • Групповые действия в нападении через игрока передней линии,

  • Групповые действия в нападении через выходящего игрока задней линии,

  • Командные действия в нападении,

  • Командные действия в защите,

  • Двусторонние игры.


Содержание раздела «Психологическая подготовка»


Требования, предъявляемые тем или иным видом спортивной деятельности к человеку, развивают и различные психические функции, волевые качества, которые приобретают определенную конкретную специфику. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности, что поможет целенаправленно и планомерно воспитывать психические качества и функции, необходимые для успешного выступления в соревнованиях.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность.

Основные виды двигательных актов волейболистов — быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Их выполнение связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества игровых приемов в защите и нападении. Сложность игровых действий заключается в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, требующих быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по режиму, скорости и характеру.

Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развития быстроты реакции, быстроты движений. Под влиянием тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода, как момент различения, узнавания и особенно выбора действия за счет выработки соответствующего динамического стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной скорости реакции. Необходимо вырабатывать и умение предвидеть, предвосхищать возможные игровые моменты, что связано с вероятностным прогнозированием будущих ситуаций.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий — все это предъявляет высокие требования к психике волейболистов, особенно к их мышлению.

Быстрый темп игры, ее напряженность, чередование успехов и неудач, готовность к выполнению ответных действий в условиях дефицита времени и ответственность за каждое действие, каждый прием, бурная реакция зала — все это вызывает столь же сильные, сколь и разнообразные эмоции игроков. Одни эмоции оказывают положительное влияние на игру волейболистов, другие — отрицательное. Преодолению отрицательных воздействий помогают самообладание, выдержка.

Морально-волевая подготовка включает:

  • Лекции, беседы, диспуты,

  • Личный пример тренера,

  • Убеждение,

  • Побуждение к деятельности,

  • Поощрение,

  • Наказание,

  • Поручение,

  • Обсуждение в коллективе,

  • Приучение к условиям соревнований,

  • Проведение совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более сильным соперником,

  • Контрольные игры с «гандикапом»,

  • Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях,

  • Соревновательный метод,

  • Составление волейболистом плана тренировочного занятия и самостоятельное проведение,

  • Превышение какого-то задания по сравнению с предыдущим занятием.

Знание тренером основ методики обучения и тренировки позволит ему правильно планировать учебно-тренировочный процесс, добиваться быстрого и правильного овладения волейболистами рациональной техникой и, в конечном счете, добиваться успеха на соревнованиях.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Учебно-тематический план модуля «Базовый»


№№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

(теория)

Кол-во часов

(практика)

Кол-во часов

(всего)

1.

Теоретическая подготовка

5,5

2

7,5

2.

Общая физическая подготовка

1,5

11

12,5

3.

Специальная физическая подготовка

1,5

11

12,5

4.

Техническая подготовка

1

15

16

5.

Тактическая подготовка

1

8

9

6.

Психологическая подготовка

в течение учебного года

7.

Соревнования и товарищеские встречи

в течение учебного года

8.

Контрольно-переводные испытания

-

2

2

9.

Воспитательная работа

в течение учебного года

10.

Педагогический и медицинский контроль

в течение учебного года


Итого:

10,5

49

59,5



Учебно-тематический план модуля «Углубленный»


№№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

(теория)

Кол-во часов

(практика)

Кол-во часов

(всего)

1.

Теоретическая подготовка

3,5

4

7,5

2.

Общая физическая подготовка

1

14,5

15,5

3.

Специальная физическая подготовка

1

14,5

15,5

4.

Техническая подготовка

1

19

20

5.

Тактическая подготовка

3

17

20

6.

Психологическая подготовка

в течение учебного года

7.

Соревнования и товарищеские встречи

в течение учебного года

8.

Контрольно-переводные испытания

-

2

2

9.

Воспитательная работа

в течение учебного года

10.

Педагогический и медицинский контроль

в течение учебного года


Итого:

9,5

71

80,5


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Важной составляющей спортивной подготовки в ДЮСШ является выполнение занимающимися в начале и конце учебного года контрольных нормативов, позволяющих анализировать и моделировать характер процесса обучения на следующий учебный год. Примечательно, что, несмотря на изучаемый материал, нормативные требования составлены именно для обучающихся в ДЮСШ. Приведённые в программе тесты позволяют оценить уровень подготовки каждого ученика, и разработаны в соответствии с целями и задачами данной программы.

Следует обратить внимание, что в некоторых пунктах контрольных испытаний отсутствуют показатели для оценки. Это означает, что данный вид испытаний не входит в обязательную программу контрольных испытаний данного года обучения, но имеет смысл произвести пробные контрольные замеры, с целью определения наиболее успешных учеников.


Содержание и методика проведения контрольных испытаний


Физическая подготовка

1. Бег 30 м (5 х 6 м). На расстоянии 6 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м, пять раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

2. Бег 92 м (елочка). На волейбольной площадке расположить 7 набивных мячей (1 кг), мяч № 7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен располагается за серединой лицевой линии. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей по одному (№ 1,2,3,4,5,6). Игрок должен каждый раз касаться мяча за лицевой линией (№7). Начинают бег из низкой стойки. Время засекается по секундомеру. Фиксируется время преодоления всей дистанции.

3. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трёх попыток учитывается лучший результат.

4. Прыжок вверх толчком двух ног с места с взмахом обеих рук. Отталкивание и приземление не должны выходить за пределы квадрата 50 х 50 см. Число попыток – 3. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчёта при положении стоя на всей ступне).

5. Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками сидя на полу. Испытуемый сидит на линии, ноги врозь, держа мяч двумя руками перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же бросок вперёд. Три попытки, учитывается лучший результат.

6. Поднимание туловища из положения «лежа на спине». Исходное положение: руки за голову, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений (до касания локтями коленей) за 30 сек.

7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Исходной положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги.

8. Подтягивание на высокой перекладине. Исходное положение: вис на перекладине на прямых руках. Сгибая руки, обучающийся плавно поднимается до тех пор, пока его подбородок не окажется выше перекладины.

9. Бег на 2000м. Проходит по беговой дорожке или ровной площадке.


Техническая подготовка

1. Верхняя передача на точность из зоны 3 в зону 4. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. Подброс мяча выполняется из зоны 6. Каждый учащийся выполняет 10 попыток: учитывается количество передач, отвечающее требованиям по точности и качеству выполнения передачи (передачи с нарушением правил игры не засчитываются).

2. Передача мяча двумя руками стоя у стены. Учащийся располагается на расстоянии 2,5 м от стены, на высоте 3 м делается контрольная линия. Учащийся подбрасывает мяч над собой, верхней передачей посылает мяч в стену, после отскока от стены снова выполняет передачу в стену. При выполнении необходимо соблюдать расстояние до стены и высоту передачи не ниже контрольной линии. Учитывается количество передач, выполненных подряд с двух попыток (учитывается лучшая).

3. Вторая передача на точность стоя спиной из зоны 3 в зону 2. См. п.1. (вместо зоны 4 – зона 2).

4. Приём мяча после подачи через сетку и первая передача в зону 3. Нацеленная подача выполняется в зону задней линии, где расположился испытуемый. Принимая мяч в своей зоне (специально ограниченной контрольными линиями), учащийся должен направить её через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зоне 3. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то попытка не засчитывается. Ученику даётся 10 попыток.

5. Нападающие удары прямой по ходу и с переводом из зоны 4 после второй передачи. Требования в данном виде испытаний сводятся к качественному в техническом отношении выполнению нападающего удара в прыжке после разбега, производимого со второй передачи из зоны 3. Высота передачи не менее 3 м. Испытуемый может выполнять прямые удары как по ходу, так и с переводом. Из 10 попыток учитываются только удары в прыжке после разбега с двух шагов, попавшие в пределы противоположной площадки. Действие необходимо выполнять в соответствии с правилами игры.

6. Одиночное блокирование прямого удара по ходу из зон 4 и 2. Учащийся располагается в зоне 3. Нападающие удары в прыжке после разбега с противоположной стороны площадки выполняются поочерёдно с зон 4 и 2 с высоких передач. Из 10 попыток учитываются мячи, отскочившие от рук блокирующего обратно в площадку соперника. При касании сетки блокирующим попытка не засчитывается.

7. Верхняя подача в пределы площадки. Основные требования: при качественном техничном исполнении верхней подачи из-за пределов площадки послать мяч в противоположную часть волейбольной площадки. 10 попыток.


Тактическая подготовка

1. Вторая передача из зоны 3 в зону 4 стоя лицом или 2 стоя спиной в соответствии с сигналом. Сигналом служат положение рук преподавателя (учащегося) за сеткой. Мяч перед передачей посылается из глубины площадки. Сигнал подаётся в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Испытуемый должен выполнить вторую передачу в зону, противоположную направлению смещения сигнала (отвести от блока). 10 попыток.

2. Нападающий удар или обманный удар (или скидка) в зависимости от того, поставлен блок или нет. В отсутствие блока необходимо выполнить нападающий удар. При появлении над сеткой блока, выполняется «обман» в прыжке одной рукой. Блок появляется во время отталкивания испытуемого при прыжке. Учитывается количество правильно выполненных заданий и точность полёта мяча. Перекрытый блоком «обман» не учитывается. 10 попыток.

3. Защитные действия (блокирование или отскок от сетки) при атаке с противоположной стороны площадки. Испытуемый располагается у сетки в зоне 2 на расстоянии 1 м. С противоположной стороны площадки учащиеся выполняют атакующие действия в зоне 4. При условии нападающего удара в прыжке, испытуемый выполняет блокирование. Если испытуемый определяет, что будет выполнена скидка или атака без прыжка, то он должен отскочить от сетки для приёма мяча в защите. Из 10 попыток учитываются те, в которых учащийся принял правильное решение и выполнил действия в соответствии с правилами игры.

Оценочные и методические материалы




п/п






Контрольные

упражнения




Возрастная категория (юноши)

СОГ (13-14лет)

СОГ (14-15лет)

СОГ (15-16лет)

СОГ (16-17 лет)

оценки

оценки

оценки

оценки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Прыжок в длину с места (см)

205

170

155

210

180

165

220

190

180

230

195

185

2

Подтягивание на перекладине (раз)

7

5

3

8

6

3

9

7

4

10

7

4

3

Кросс без учета времени

2000 м

4

Бег 30 м (5x6м), сек.

11.1

11.6

11.8

10.8

11.3

11.6

10.4

10.8

11.1

10.0

10.6

10.8

5

Бег 92 м с изменением

направления (сек.)

29.0

29.5

30.0

28.5

29.0

29.5

27.5

28.0

28.5

27.0

27.5

28.0








РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Образовательное учреждение, реализующее дополнительную образовательную общеразвивающую программу, располагает материально- технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретических и практических занятий, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень спортивных сооружений


Наименование

1

Спортивный зал

2

Спортивная площадка


Материально – техническое оснащение программы.


Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

1. Спортивный зал с волейбольной площадкой размером 9х18м

2. Волейбольная сетка.

3. Гимнастические скамейки

4. Скакалки

6. Волейбольные мячи

7. Свисток судейский

8. Фишки

9. Маты гимнастические

10. Секундомер

Санитарно-гигиенические условия удовлетворительные. Аптечка для оказания первой медицинской помощи имеется. Освещенность в нормах СанПиН.


Список литературы


Информационные ресурсы для педагогов:

1. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол», М-«Просвещение» 2011 г.

2. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 2010 г.

3. Видеоматериалы Учебное пособие Мастер класс – 2 в/б М.2005г.

4. Видеоматериалы Учебное пособие Мастер класс – 1 в/б М.2003г.

5.Видеоматериалы Учебное пособие «пасует В.Зайцев» М. 2000г.

6. Ю.Д.Железняк, В.А.Кунянский, А.В.Чачин. Волейбол: методические пособие по обучению игре.М-2005г.

7. В.В.Рыцаев. Волейбол.Попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов.М-2005г.

8. Б.Л.Виера, Б.Д.Фергюсон. Практическое руководство для начинающих. Волейбол: шаги к успеху.М-2004г.

9. Госкомспорт РФ. Е.Кириллов. Учебное пособие. Методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе. Чайковский-2003г


Информационные ресурсы для обучающихся:

1. Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского Просвещение 2018г
2. Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных
учреждений под редакцией В.И.Ляха Просвещение 2018г

3. Физическая культура 10-11 классы, Учебник для общеобразовательных
учреждений под редакцией В.И.Ляха Просвещение 2019г

4.Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.

5.Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

6.Фидлер М. Волейбол. М., 2002 г.

7.Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

8.Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.

Интернет ресурсы:

Министерство спорта РФ


www.minsport.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

http://минобрнауки.рф/






































Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица

муниципального района Большеглушицкий Самарской области



УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ___________

СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Начальник СП-ДЮСШ

________________С. В. Романов





Календарный тематический план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

физкультурно-спортивной направленности

«Летящий мяч» (основы волейбола)

название

на

____2019-2020_____

Учебный год





Для спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения

Гусев Петр Анатольевич













Календарный тематический план модуля «Базовый»

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Техника безопасности на занятиях. Гигиена спортсмена. Правила игры. Стойки и перемещения. Передача мяча сверху.

2



2

Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча сверху над собой, после отскока от пола, в стену. Учебная игра

1,5



3

Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча сверху в парах,1-я над собой, 2-я партнеру. Учебная игра

2



4

Верхняя прямая подача. Прием мяча снизу. Учебная игра

1,5



5

Верхняя прямая подача. Передача мяча в парах сверху через сетку. Учебная игра

2



6

Верхняя прямая подача. Прием мяча снизу с подачи. Учебная игра

1,5



7

Верхняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра.

2



8

Боковая подача. Прием подачи. Учебная игра

1,5



9

Совершенствование приёма, передач мяча в парах, в тройках. Учебная игра.

2



10

Подвижные игры. Передача мяча сверху, двумя руками вверх, вперед, над собой. Учебная игра.

1,5



11

Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра

2



12

Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. Прием мяча снизу и сверху во встречных колоннах. Учебная игра

1,5



13

Сведения о строении и функциях организма. Отбивание мяча через сетку стоя и в прыжке. Учебная игра

2



14

Остановка шагом, прыжком, скачок. Передача сверху двумя руками с выпадом в сторону. Учебная игра.

1,5



15

Сочетание способов перемещения. Верхняя прямая подача. Учебная игра.

2



16

Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Нападающий удар. Учебная игра

1,5



17

Освоение техники нападающего удара в парах. Учебная игра.

2



18

ОФП. Верхняя прямая подача. Техника разбега в нападающем ударе. Учебная игра

1,5



19

Сочетание способов перемещений, прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра.

2



20


Передача мяча снизу двумя руками. Нападающий удар. Учебная игра.

1,5



21

ОФП. Прыжковые упражнения. Техника выполнения второй передачи. Выбор места для выполнения второй передачи. Учебная игра.

2



22

Верхняя и нижняя подачи мяча. Прием снизу двумя руками. Совершенствование передач мяча в парах в движении. Освоение техники выполнения 2-ой передачи. Нападающий удар. Учебная игра.

1,5



23

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Совершенствование приёма и передач мяча в тройках. Учебная игра.

2



24

Спортивные игры. Учебная игра.

1,5



25

Чередование способов передачи мяча. Освоение нападающего удара через сетку. Учебная игра.

2



26

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра.

1,5



27

ОФП. Совершенствование техники выполнения второй передачи. Нападающий удар. Учебная игра.

2



28

Совершенствование подач мяча сверху и приема с подачи в зону 3. Учебная игра.

1,5



29

Нападающий удар с линии защиты. Учебная игра.

2



30

СФП. Индивидуальные упражнения с мячом (техника) на месте и в движении. Учебная игра.

1,5



31

Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

2



32

Упражнения на точность выполнения передач, техника выполнения передач. Упражнения в тройках, колоннах. Игра.

1,5



33

Выбор места для выполнения удара. Разучивание блокирования. Учебная игра.

2



34

ОФП: скоростно-силовые, силовые и прыжковые упражнения. Верхняя прямая подача. Учебная игра.

1,5



Итого: 17 недель

59,5 часов



Календарный тематический план модуля «Углубленный»

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Выбор места для выполнения подачи. Имитация второй передачи. Учебная игра.

2



2

Выбор способов отбивания мяча через сетку. Чередование подач на силу и точность. Учебная игра.

1,5



3

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра.

2



4

Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар. Одиночное блокирование. Учебная игра.

1,5



5

Возврат мяча в игру с отскоком от сетки. Учебная игра.

2



6

Чередование способов приема мяча. Одиночное блокирование. Учебная игра.

1,5



7

Чередование способов передачи мяча. Групповое блокирование. Учебная игра.

2



8

Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра.

1,5



9

СФП: метод «круговой» тренировки. Двусторонняя игра. Страховка. Учебная игра.

2



10

ОФП. Выбор места при приеме подачи. Прием мяча в зону 2. Учебная игра.

1,5



11

Выбор способа приема мяча. Перемещение игроков во время игры. Учебная игра.

2



12

Чередование способов передачи мяча. Совершенствование нападающего удара из зон защиты. Учебная игра.

1,5



13

Понятие «заслон». Правила выполнения «заслона». Учебная игра.

2



14

Взаимодействие блокирующего и страхующего. Учебная игра.

1,5



15

Совершенствование стоек и перемещений. Действия игроков в защите. Учебная игра.

2



16

Передача мяча сверху после перемещения. Выбор места при страховке партнера. Учебная игра.

1,5



17

СФП. Имитация второй передачи, обман. Учебная игра.

2



18

ОФП. Чередование способов подач. Планирующая подача. Учебная игра.

1,5



19

Подвижные игры. Прыжковые упражнения. Учебная игра.

2



20


ОФП. Чередование способов подач и приемов мяча. Учебная игра.

1,5



21

СФП: метод «круговой» тренировки. Двусторонняя игра. Контрольные испытания. Учебная игра.

2



22

Прием мяча снизу двумя руками от сетки, Одиночное блокирование. Учебная игра.

1,5



23

Тактика игры в защите. Групповое блокирование. Учебная игра.

2



24

Тактика игры в нападении. Взаимодействие игроков.. Учебная игра.

1,5



25

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра.

2



26

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Учебная игра.

1,5



27

Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра.

2



28

Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра.

1,5



29

Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

2



30

ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра.

1,5



31

Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра.

2



32

Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра.

1,5



33

Действие игроков в защите, в нападение при игре. Учебная игра.

2



34

Упражнения на перемещения, точность и скорость выполнения передач: в парах, тройках, колоннах. Подача по заданию (1 и 5 зоны). Учебная игра

1,5



35

Развитие силы, ловкости, быстроты, прыгучести. (ОФП), упражнения в парах, тройках; н/удар из различных зон по заданию. Учебная игра

2



36

Совершенствование техники нападающего удара. Учебная игра.

1,5



37

Прием мяча снизу одной рукой. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра.

2



38

Возврат мяча в игру с отскоком от сетки. Обманный удар (скидка) в обвод блока. Игра.

1,5



39

Передача мяча одной рукой сверху. Нападающий удар с переводом вправо. Учебная игра.

2



40

Передачи мяча, различные по высоте. Нападающий удар после остановки. Учебная игра.

1,5



41

Передачи мяча, различные по расстоянию. Нападающий удар после прыжка с места. Учебная игра.

2



42

Индивидуальные упражнения с мячом (техника) на месте и в движении. Планирующая подача. Учебная игра.

1,5



43

Выбор места для выполнения подачи. Имитация второй передачи. Учебная игра.

2



44

Контрольные испытания. Чередование подач на силу и точность. Учебная игра.

1,5



45

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра.

2



46

Подведение итогов учебного года. Учебная игра.

1,5



Итого: 23 недели

80,5 часов