СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы предпринимательства: просто о сложном»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с предпринимательством и основами бизнеса полезно не только с точки зрения того, чтобы получить знания и научиться их использовать на практике, но и развить лидерские качества.

Дополнительная образовательная программа «Основы предпринимательства: просто о сложном» является дополнительной общеразвивающей программой. ДОП имеет общеразвивающую направленность.

При реализации ДОП предусматриваются как аудиторные занятия, которые проводятся с обучающимися, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия учащихся.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы предпринимательства: просто о сложном»»

Министерство образования и науки Смоленской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Смоленская академия профессионального образования»















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы предпринимательства: просто о сложном»
















Смоленск, 2024 г.

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»



Организация разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»





Разработчик: Малуева А.С., преподаватель

























СОДЕРЖАНИЕ



1. Общая характеристика дополнительной образовательной программы 4

1.1. Область применения 4

1.2. Цель дополнительной образовательной программы 5

1.3. Результаты обучения по дополнительной образовательной программе 5

2. Учебный план 8

3.Информационное обеспечение обучения 13





































1. Общая характеристика дополнительной образовательной программы


1.1. Область применения

В настоящее время развитие сферы малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений модернизации экономики в Российской Федерации. Этот сектор способствует развитию самозанятости населения и снижает безработицу, расширяя спрос на рынке труда; является существенным фактором повышения доходов населения.

Актуальность программы заключается и в том, что в России наблюдается рост интереса к предпринимательству, особенно среди молодежи. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития страны становится важным средством самореализации молодежи. В этой связи, нужно помочь обучающимся развить навыки экономического мышления и решения проблем профессионального самоопределения. Эти навыки они смогут использовать в повседневной жизни как потребители, бережливые люди, инвесторы, заемщики, члены трудовых коллективов, ответственные граждане, предприниматели и грамотные участники глобальных экономических процессов.

Программа ориентирована на изучение экономических понятий, формирование у обучающихся общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Знакомство с предпринимательством и основами бизнеса полезно не только с точки зрения того, чтобы получить знания и научиться их использовать на практике, но и развить лидерские качества.

Дополнительная образовательная программа «Основы предпринимательства: просто о сложном» (далее – ДОП) является дополнительной общеразвивающей программой. ДОП имеет общеразвивающую направленность.

При реализации ДОП предусматриваются как аудиторные занятия, которые проводятся с обучающимися, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия учащихся.


1.2. Цель дополнительной образовательной программы


Цель программы – создание условий для выявления и поддержки предпринимательских и управленческих способностей обучающихся, мотивация их к активной жизненной позиции, содействие профориентации.

Задачи:

Обучающие:

– способствовать ознакомлению с основной терминологией: целевая аудитория, проект, продукт проекта, проблемная ситуация, гипотеза, проблемное интервью, бизнес-модель и прочими;

– познакомить с современными методологиями разработки проектов.

Развивающие:

– развивать навыки критического мышления, логики, навыки самоорганизации и самопрезентации у обучающихся;

– развивать навыки проектной деятельности.

Воспитательные:

– сформировать лидерский потенциал обучающихся;

– содействовать воспитанию гармоничной развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций;

– сформировать представление о современном предпринимателе и его образе мышления.


1.3. Результаты обучения по дополнительной образовательной программе

Личностные результаты

  • ценностная ориентация, избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении;

  • способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;

  • культура предпринимательской деятельности, стремление к совершенствованию профессиональной компетенции, инновационная потребность, владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии;

  • адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

Предметные результаты

– осознание роли малого предпринимательства для развития экономики РФ и региона;

– формирование целостного представления о предпринимательстве, сущности экономики, маркетинга и менеджмента в развитии малого бизнеса;

– развитие бизнес-планирования в малом предпринимательстве;

– формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач курса;

– развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

– формирование представлений о мире профессий, связанных с предпринимательством, их востребованность на рынке труда.





2. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

Самостоятельная

работа

Обязательная аудиторная

1

Раздел 1. Введение в предпринимательство.

8

2

6

1.1

Тема 1.1. Понятие и история предпринимательства.

4

2

2

1.2

Тема 1.2. Предпринимательское мышление.

2


2

1.3

Тема 1.3. Виды и формы предпринимательства.

2


2

2

Раздел 2. Исследование рынка и бизнес-идеи.

8

4

4

2.1

Тема 2.1. Исследование рынка.

4

2

2

2.2

Тема 2.2. Генерация идей и оценка их жизнеспособности.

4

2

2

3

Раздел 3. Планирование бизнеса.

10

4

6

3.1

Тема 3.1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации.

4

2

2

3.2

Тема 3.2. Финансовое планирование.

4

2

2

3.3

Тема 3.3. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов

предпринимательской деятельности.

4


2

4

Раздел 4. Организация и управление бизнесом.

4


4

4.1

Тема 4.1. Формирование стиля управления и профессионального бренда.

2


2

4.2

Тема 4.2. Ключевые принципы работы в команде. Роли в проектной команде.

2


2

5

Раздел 5. Маркетинг и продвижение.

8

4

4

5.1

Тема 5.1. Основы маркетинга.

2

2

2

5.2

Тема 5.2. Инструменты продвижения.

4

2

2

6

Раздел 6. Правовые аспекты предпринимательства.

4


4

6.1

Тема 6.1. Регистрация бизнеса.

2


2

6.2

Тема 6.2. Защита прав предпринимателя.

2


2

7

Презентация проекта «Моя бизнес-идея»

6

4

2


Всего:

48

18

30


Раздел 1. Введение в предпринимательство.


Тема 1.1. Понятие и история предпринимательства.

Теория. Понятие и сущность бизнеса и предпринимательства. Роль предпринимательства в экономике. История предпринимательства в России и мире. Известные предприниматели России.

Практика. Входная диагностика. Тест «Можешь ли ты стать предпринимателем». Тест «Предпринимательские способности».

Самостоятельная работа. Подготовка мультимедийной презентации «Известные предпринимательские династии России».


Тема 1.2. Предпринимательское мышление.

Теория. Основные качества, присущие предпринимателю. Черты успешного предпринимателя. Психология предпринимательства. Характерные черты и типы личности предпринимателя. Культура предпринимательства как неотъемлемый элемент организации предпринимательской деятельности.


Тема 1.3. Виды и формы предпринимательства.

Теория. Производственное предпринимательство. Коммерческое предпринимательство. Финансовое предпринимательство. Консалтинговое предпринимательство. Индивидуальное, коллективное, корпоративное предпринимательство. Производственное предпринимательство – выгодность и надежность. Коммерческое предпринимательство. Финансовое предпринимательство. Финансовая коммерция и банки. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.


Раздел 2. Исследование рынка и бизнес-идеи.


Тема 2.1. Исследование рынка.

Теория. Рынок, как источник информации. Методы сбора информации о рынке. Анализ конкуренции. Сущность и классификация рисков. Способы снижения предпринимательских рисков.

Самостоятельная работа. Анализ приоритетных сфер деятельности в малом и среднем бизнесе для Смоленской области.


Тема 2.2. Генерация идей и оценка их жизнеспособности.

Теория. Источники жизнеспособных бизнес-идей. Предпринимательская идея и ее выбор. Технология накопления идей. Техника работы предпринимателя по анализу идей. Основные экономические и технико-организационные показатели, влияющие на отбор идей.

Самостоятельная работа. Определение собственных навыков, умений, увлечений, склонностей и ресурсов, где могут лежать будущие бизнес-идеи.


Раздел 3. Планирование бизнеса.


Тема 3.1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации.

Теория. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Цели, задачи, предмет бизнес-планирования. Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией. Значение бизнес-плана для старта и развития бизнеса. Структура бизнес-плана.

Практика. Разработка структуры бизнес – плана для конкретного проекта.

Самостоятельная работа. Обзор прикладных программ в бизнес-планировании.


Тема 3.2. Финансовое планирование

Теория. Прибыль как цель предпринимательской деятельности, ее формирование и распределение. Анализ безубыточности. Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность. Собственные и заемные финансовые ресурсы. Источники финансирования малого предпринимательства.

Практика. Составление бюджета.

Самостоятельная работа. Обзор региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса среди молодежи.


Тема 3.3. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов предпринимательской деятельности.

Теория. Особенности ведения бухгалтерского учета для малого и среднего бизнеса. Общая характеристика систем налогообложения. Виды налогов, подлежащие уплате в соответствии с выбранным режимом налогообложения.

Практика. Выбор оптимального варианта налогообложения.


Раздел 4. Организация и управление бизнесом.


Тема 4.1. Формирование стиля управления и профессионального бренда.

Теория. Лидерство и руководство: главные роли управленца. Стили управления. Стратегия создания профессионального бренда руководителя. Виды организационных структур.

Практика. Построение организационных структур на разных стадиях реализации проекта.


Тема 4.2. Ключевые принципы работы в команде. Роли в проектной команде.

Теория. Роли и ответственности в команде. Делегирование полномочий. Системы мотивации и стимулирования персонала. Управление конфликтными ситуациями. Правовое регулирование трудовых отношений.

Практика. Работа в проектных командах над распределением ролей в проектной команде.


Раздел 5. Маркетинг и продвижение.


Тема 5.1. Основы маркетинга.

Теория. Основные задачи, цели и функции маркетинга. Место маркетинга среди других организационных бизнес-процессов. Понимание целевой аудитории. Разработка маркетинговой стратегии. Организация эффективных продаж. Маркетинговые исследования. Виды маркетинга.

Практика. SWOT-анализ.

Самостоятельная работа. Составление портрета идеального клиента.


Тема 5.2. Инструменты продвижения.

Использование социальных сетей и онлайн-маркетинга.

PR – компании. Реклама. Понятие рекламы. Виды рекламы: информационная реклама, увещевательная реклама, сравнительная реклама, напоминающая реклама, подкрепляющая реклама. Российское законодательство о применении рекламы. Авторское право и смежные права на рекламу. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Право доступа к информации.

Практика. Оценка эффективности рекламных кампаний.

Самостоятельная работа. Изготовление наружной рекламы на формате листа А3.


Раздел 6. Правовые аспекты предпринимательства


Тема 6.1. Регистрация бизнеса.

Теория. Организационно-правовые формы бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства. Пороги и процедуры. Лицензирование.

Практика. Изучение порядка регистрации бизнеса.


Тема 6.2. Защита прав предпринимателя

Теория. Изучение нормативных документов регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства. Споры и разрешение конфликтов.

Практика. Изучение нормативных документов определяющих ответственность субъектов предпринимательской деятельности.


Раздел 7. Презентация проекта «Моя бизнес-идея».

Теория. Оформление разделов бизнес-плана. Презентация бизнес-плана и инвестиционного предложения.

Практика. Подготовка мультимедийной презентации для защиты проекта.



3. Информационное обеспечение обучения:

- учебные рабочие места, оснащенные ПЭВМ с лицензионным программным обеспечением;

- ноутбук;

- проектор переносной;

- принтер HP Laser;

- сетевое оборудование;

- выход в Internet;

- дидактический материал по темам.