СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Квадрокоптер. Основы аэродинамики" (стартовый уровень), "ТОЧКА РОСТА"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Квадрокоптер. Основы аэродинамики" (стартовый уровень), "ТОЧКА РОСТА"»


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» …….3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………...5

1.3. Содержание программы………………………………………………..6

1.4. Планируемые результаты………………………………………………9

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»..10

2.1. Календарный учебный график………………………………………..10

2.2. Условия реализации программы……………………………………...10

2.3. Формы аттестации………………………………………………….…..11

2.4. Оценочные материалы………………………………………………....11

2.5. Методические материалы………………………………………….......13

2.6. Список литературы……………………………………………………..16

Приложения

Иные компоненты Программы

1.1. Пояснительная записка

Программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, формирует базовые знания и навыки в области беспилотной авиации.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации требует интенсивное развитие передовых наукоемких дисциплин, актуализирует вопросы по совершенствованию инженерно-технического образования и усилению в нем роли практической составляющей. Промышленно- экономическому росту страны во многом способствует авиационная деятельность, которая всегда находилась на передовой научно-технического прогресса. Исследованиям и достижениям в области авиационной науки и технологий отведена значительная роль в становлении инновационной экономики государства, поэтому немаловажным на сегодняшний день является решение вопроса по подготовке ученых и инженерных кадров, специализирующихся в области аэронавтики.

Отрасль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – одно из наиболее перспективных и стремительно развивающихся направлений современной авиации. По мере развития технологий увеличивается степень функциональной насыщенности и повышается доступность БПЛА, благодаря чему происходит рост потенциала их использования в разных сферах экономики, в том числе в военном сегменте, индустрии развлечений, строительстве и сельском хозяйстве. Рост рынка беспилотной авиации формирует потребность в новой профессии – оператор беспилотных авиационных систем (БАС), что, в свою очередь, требует создания и развития системы обучения беспилотному пилотированию.

Актуальность настоящей программы заключается в том, что она решает ряд вопросов, связанных с ранней профориентацией и начальной подготовкой в конкретной предметной области – беспилотной авиации, развивает инженерно-техническое мышление, необходимые личностные и профессиональные компетенции для реализации разработок в области инновационных технологий.

Новизна программы заключается в применении новых педагогических технологий и нетрадиционных методик преподавания, а также использовании в процессе обучения высокотехнологичного оборудования. Программа закладывает основы проектной деятельности, научно-исследовательской и изобретательской работы. В ходе реализации программы особое внимание уделяется командной работе, используются приемы взаимообучения и взаимопроверки, что позволяет одновременно с формированием предметных компетенций (hard skills) развивать надпрофессиональные навыки (soft skills), необходимые для успешного участия в рабочем процессе. Значительную часть программы занимают учебные кейсы, благодаря которым происходит интерактивное вовлечение обучающихся в решение конкретных проблем, существующих в авиационной отрасли.

Адресат Программы

Данная программа рассчитана на детей 13 – 15 лет.

  • форма организации объединения: кружок «Квадрокоптер»;

  • статус, вид группы: комплексная;

  • состав группы: постоянный;

  • особенности набора детей: свободный;

  • форма занятий: индивидуальные, групповые, всем составом. - количество обучающихся: 10 человек, - возраст обучающихся: 7-11 лет.

  • место занятий: МКОУ Здвинская СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения в год 36 часов, в неделю учебная нагрузка – 1 час.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Основная часть программы реализуется в учебном кабинете «Точки Роста» – оснащенным специальным оборудованием. в котором располагаются 3D принтер, МФУ и другое оборудование, необходимое для выполнения ряда практических задач. Занятия проводятся в разновозрастных учебных группах с постоянным составом, не превышающим по численности 10 человек. Содержание программы предусматривает применение различных форм, методов и технологий обучения, основными из которых являются командная работа и проблемно-ситуативное обучение с применением метода кейсов. Преимущество метода кейсов заключается в его практической направленности, интерактивном формате и ориентации на ускоренное развитие конкретных навыков. Часть учебных занятий, в соответствии с содержанием программы, проходит в кабинете проектной деятельности, оснащённым оборудованием для защиты и демонстрации проектов.

Основные принципы обучения:

  1. принцип научности, который предполагает построение обучения на достоверных научных положениях и фактах, ориентацию на междисциплинарные связи, использование научных методов;

  2. принцип доступности, согласно которому обучение в кружке должно вестись на доступном для понимания обучающихся уровне, стимулируя и поддерживая интерес к предмету;

  3. принцип интеграции и дифференциации, который предполагает единство и взаимосвязь различных компонентов содержания образования, наличие индивидуального подхода;

  4. принцип сознательности и активности, согласно которому обучающиеся активно вовлечены в образовательный процесс, позитивно относятся к обучению, имеют четкое осознание его целей и практического значения;

  5. принцип наглядности, который предполагает активное использование на занятиях наглядных пособий, мультимедийных средств, проведение практических работ, демонстраций и т.д.;

  6. принцип взаимосвязи теории с практикой, который основывается на объективных связях между наукой и производством, подразумевает использование обучающимися приобретенных знаний в практической деятельности.

Для проведения занятий используются следующие формы учебной работы:

  • занятия, носящие ознакомительно-информативный характер;

  • практические занятия, на которых полученная информация закрепляется выполнением конкретных заданий;

  • исследовательская работа;

  • творческие проекты;

  • подведение итогов по темам;

  • разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении работ.

Контроль и оценка знаний и умений учащихся проводится на каждом занятии. Наряду с устным опросом с этой целью могут быть использованы карточки с вопросами, тесты.

Структура занятия: организационная часть (цели и задачи, ход занятия); вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности; подготовка к практической работе; практическая часть; заключительная часть (подведение итогов работы).

Большая роль в программе отводится межпредметным связям (физика, математика, экономика и т.д.).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;

1.2. Цели и задачи

Цель программы - создание условий для развития творческого и научно-технического потенциала обучающихся, профессионального самоопределения, формирования устойчивого интереса к исследовательской, изобретательской и инженерно-конструкторской деятельности посредством освоения начальных знаний и навыков в области проектирования, моделирования, программирования и эксплуатации БПЛА. Задачи:

Личностные задачи:

  • сформировать инженерную культуру;

  • сформировать у обучающихся творческий подход к выполнению задания, устойчивую, положительную мотивацию к активной познавательной деятельности, потребность к саморазвитию, самообразованию и самореализации;

  • сформировать у обучающихся интерес к познанию для развития творческого потенциала, индивидуальных способностей.

Метапредметные задачи:

  • сформировать знания техники безопасности при выполнении работ по применению БПЛА;

  • сформировать навыки программирования, конструирования и прототипирования;

  • сформировать навыки учебного труда, самоконтроля, самостоятельного добывания знаний;

  • сформировать навыки проектной и исследовательской деятельности;

  • сформировать умение оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности обучающимися, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.

Образовательные (предметные) задачи:

  • сформировать представление об областях применения БАС и перспективах развития беспилотной авиации;

  • сформировать знание основ электротехники, схемотехники, радиоэлектроники, аэродинамики, теории полета, дистанционного управления;

  • сформировать базовые знания устройств и функционирования мультироторных систем;

  • сформировать навык работы с электронными компонентами.

1.3. Содержание Программы

II. Сборка беспилотного летательного аппарата. 8 часов

Устройство и принцип работы Мини-конкурс.

      1. 2 2 4

мультикоптеров Устный опрос

Кейс «Сборка БПЛА». Работа с базовым

учебно-методическим комплексом Геоскан Результаты

      1. «Пионер мини» и открытой модульной 2 2 4 выполнения платформой на базе квадрокоптера кейса

Геоскан «Пионер Макс»

III. Пилотирование. 15 часов

Правовые основы. Правила безопасности и Обсуждение,

      1. 1 0 1

эксплуатации БПЛА устный опрос

Полет с использованием FPVFreerider -

      1. 1 3 4 Учебные гонки симулятора полета на квадрокоптере.

Результаты

      1. Кейс «Визуальное пилотирование БПЛА» 1 9 10 выполнения

кейса

IV. Инженерный практикум. 7 часов

      1. Проектная деятельность 1 4 5 Защита проектов

      2. Заключительное занятие 1 1 2 Обсуждение

ВСЕГО 12 24 36

Содержание Программы

I. Введение в Аэроквантум. 6 часов

    1. Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности.

История БПЛА

Теория. Цели, задачи и план работы на модуль. Правила поведения во время занятий. Инструктаж по технике безопасности. Краткий экскурс в историю воздухоплавания, авиации и покорения космоса. Возникновение, развитие и перспективы беспилотной авиации.

Практика. Игра на знакомство и командообразование. Дискуссия «Мультикоптерная революция», обсуждение перспектив применения БАС.

Демонстрационные полеты на БПЛА.

Форма контроля. Обсуждение.

    1. Основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов

Теория. Ключевые понятия и законы аэродинамики. Атмосфера земли. Аэродинамические силы. Равновесие и балансировка, устойчивость и управляемость летательных аппаратов.

Практика. Практическая работа «Физика бумажного самолетика». Решение простых задач по аэродинамике.

Форма контроля. Практическая работа. Решение задач.

    1. Электроника.

Теория. Электрический ток. Закон Ома. Электрические схемы.

Последовательное и параллельное соединения проводников. Виды АКБ, правила эксплуатации. Радиосигналы. Электронные компоненты. Датчики, элементы измерения и контроля.

Практика. Сборка простых электрических цепей. Работа с мультиметром. Лабораторная работа «Li-pol аккумуляторы». Практическая работа «Основы пайки». Лабораторная работа «Изучение работы датчиков».

Форма контроля. Практические и лабораторные работы.

II. Сборка беспилотного летательного аппарата. 8 часов

2.1 Устройство и принцип работы мультикоптеров.

Теория. Правила поведения и техники безопасности при сборке коптера. Виды мультикоптеров. Виды двигателей: коллекторные vs бесколлекторные. Рама. Пропеллер. Виды пропеллеров, порядок их подбора к электродвигателям. Полетный контроллер. ESC. Аккумулятор. Приемник и передатчик.

Практика. Конструирование. Мини-конкурс «Небывалый коптер», воплощение идеи оригинального коптера на бумаге с учетом полученных знаний о строении беспилотника.

Форма контроля. Мини-конкурс. Устный опрос.

2.2. Кейс «Сборка БПЛА». Работа с базовым учебно-методическим комплексом Геоскан «Пионер мини» и открытой модульной платформой на базе квадрокоптера Геоскан «Пионер Макс».

Теория. Состав и возможности конструктора: винтомоторная группа, датчики, АКБ, полетные контроллеры Принцип функционирования полётного контроллера. ТБ. Возможные неисправности квадрокоптера и способы их устранения.

Практика. Поэтапное создание функционирующего летательного аппарата: сборка рамы квадрокоптера, установка винтомоторной группы, установка контроллеров моторов, установка полетного контроллера, звуковая и световая индикация; дополнительное навесное оборудование. Зарядка батареи. Настройка БПЛА. Безопасный запуск.

Форма контроля. Результаты выполнения кейса.

III. Пилотирование. 15 часов

3.1 Правовые основы. Правила безопасности и эксплуатации БПЛА.

Теория. Действующие законодательные нормы, Воздушный кодекс РФ, проект законов о БПЛА, законодательство других стран в этой сфере. Основы техники безопасности полетов. Подготовка к полету. Диагностика и проверка после полета.

Практика. Рассмотрение спорных ситуаций и примеров нарушений законодательных норм в сфере авиации.

Форма контроля. Обсуждение, устный опрос.

3.2. Полет с использованием FPVFreerider - симулятора полета на квадрокоптере.

Теория. Виды тренажеров оператора БПЛА, авиасимуляторы. Интерфейс и настройки симулятора.

Практика. Тренировочные визуальные полеты на симуляторе. Отработка навыков, простые элементы пилотажа. Гонки на симуляторе.

Форма контроля. Учебные гонки.

3.3 Кейс «Визуальное пилотирование БПЛА».

Теория. ТБ при полете. Основы самолетовождения. Принципы управления БПЛА. Полетные режимы. Теоретические основы сложного маневрирования. Принципы управления аппаратом в различных погодных условиях. Настройка аппарата под индивидуальное пользование.

Практика. Учебные полеты. Взлет и посадка. Удержание высоты. Простые фигуры пилотажа. Движение в разных плоскостях. Точная посадка на удаленную точку, коробочка, челнок, восьмерка, змейка. Разбор полетов.

Форма контроля. Результаты выполнения кейса.

IV. Инженерный практикум. 7 часов

    1. Проектная деятельность.

Теория. Основы проектной деятельности.

Практика. Проектная работа, защита проектов.

Форма контроля. Защита проектов.

    1. Заключительное занятие. Теория. Подведение итогов.

Практика. Анализ проделанной работы. Форма контроля. Обсуждение.

1.4. Планируемые результаты Личностные результаты:

  • обучающиеся будут соблюдать инженерную культуру;

  • обучающиеся будут выполнять практические задания с элементами творчества, будут активно вести познавательную деятельность, саморазвиваться, самообразовываться, научатся самореализоваться;

  • будут положительно относиться к обучению, проявлять индивидуальные и творческие способности.

Метапредметные результаты:

  • будут сформированы знания техники безопасности при выполнении работ по применению БПЛА;

  • обучающиеся будут уметь программировать, конструировать и прототипировать;

  • обучающиеся будут уметь организовывать учебный труд, использовать приемы самоконтроля, самостоятельно добывать знания;

  • обучающиеся будут уметь выполнять проекты и исследования;

  • обучающиеся будут уметь оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности, работать в сотрудничестве, обладать хорошими коммуникативными и презентационными умениями и навыками.

Образовательные (предметные) результаты:

  • обучающиеся будут иметь представление об областях применения БАС и перспективах развития беспилотной авиации;

  • обучающиеся будут знать основы электротехники, схемотехники, радиоэлектроники, аэродинамики, теории полета, дистанционного управления;

  • обучающиеся будут знать устройство и функционирование мультироторных систем;

  • обучающиеся будут уметь работать с электронными компонентами.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

    1. Календарный учебный график (Приложение 1).

Количество учебных недель – 36, количество учебных дней – 36.

16, 17 недели – промежуточная аттестация.

35, 36 недели – итоговая аттестация.

    1. Условия реализации Программы

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в МКОУ Здвинская СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста», оборудованном:

  • посадочными местами по количеству обучающихся (10 мест);

  • рабочим местом преподавателя;

  • презентационным оборудованием;

  • персональными компьютерами с выходом в сеть Internet; • наборами ручного инструмента, расходными материалами;

  • необходимым лабораторным оборудованием:

Наименование


Кол-во

1


Геоскан «Пионер Макс» - открытая модульная


1

платформа на базе квадрокоптера.


2


Геоскан «Пионер мини» - базовый учебнометодический комплекс для первого знакомства с


3

автономными летательными аппаратами.


3

Зарядное устройство SKYRC E450


1

4

Зарядное устройство AOKoda для групповой зарядки


1

5

Пластик для 3D-принтера


10

6

Карта памяти


5

7

Ремкомплект совместимый с

Геоскан «Пионер Макс» и





Геоскан «Пионер мини»

Информационное обеспечение:

Для преподавания любой темы программы используются:

      • учебно-методические пособия;

      • соответствующие компьютерные программы, установленные на ПК;

      • теоретический материал по теме в электронном виде на каждом ПК;

      • методический материал по теме на бумажном носителе;

      • комплект раздаточного материала, для каждого обучающегося;

Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения:

      • тренажеры с регулируемой скоростью работы;

      • логические игры на компьютере;

      • компьютерные программы;

      • компьютерные энциклопедии.

Программные средства:

      • GEOSCAN Pioneer Station;

      • TRIK Studio PIONEER 2018;

      • FPVFreerider_demo;

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Принципы отбора содержания и последовательность изложения материала:

Доступность при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал преподаётся дифференцированно, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается по уровням: от простого к сложному.

Наглядность человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

2.3. Форма аттестации

В качестве форм отслеживания и фиксации образовательных результатов при реализации программы используются:

        1. журнал посещаемости;

        2. тестирование;

        3. портфолио с результатами выполнения лабораторных и

практических работ, кейсов;

        1. протокол соревнования, конкурса.

В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных результатов могут выступать:

        1. защита проекта;

        2. готовое изделие;

        3. выступление на конкурсе, соревновании.

2.4. Оценочные материалы

Оценка работы обучающихся определяется:

        1. посещением занятий;

        2. защитой проекта;

        3. результатами выполнения практических и лабораторных работ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

Наименование критерия

Максимальное кол-во баллов

Критерии оценки технологии проектной работы

8

1.

Выбор и обоснование темы проекта

2

2.

Выбор и обоснование проблемы проекта

2

3.

Поиск и управление ресурсами проекта

2

4.

Использование инструментов управления проектом

2

Критерии оценки научно-исследовательского уровня проекта

10

5.

Обоснование актуальности проекта

2

6.

Обоснование новизны проекта

2

7.

Умение работать с источниками информации

2

8.

Практическая значимость проекта

2

9.

Соответствие полученных результатов задачам проекта

2

Критерии оценки представления результатов

4

10.

Оформление паспорта проекта

2

11.

Форма и качество представления результатов проекта

2

Дополнительный критерий

8

12.

Креативность на отдельных этапах выполнения проекта

8

ИТОГО

30

Результаты освоения программы определяются по трем уровням:

  • высокий - обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, и научился применять полученные знания, умения и навыки на практике;

  • средний – усвоил почти все знания, но не всегда может применить их на практике;

  • низкий – овладел половиной знаний, но не умеет их правильно применять на практике.

Итоговое занятие проводится в форме защиты творческой работы.

Методические материалы

Методы обучения:

  • для формирования теоретических и практических знаний при объяснении нового материала необходимо использовать словесные методы обучения: объяснение, работа с печатным текстом, эвристическую беседу;

  • для развития наблюдательности, повышения и переключения внимания, эмоционального оживления - наглядные методы обучения;

  • для развития практических умений и навыков – практические;

  • для формирования знаний, умений и навыков – репродуктивные (знания формируются через заучивание, умения и навыки – через систему упражнений; подбор инструкций, алгоритмов);

  • для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода – проблемно-поисковые;

  • для развития умений обобщать – индуктивные;

  • для развития умения анализировать – дедуктивные;

  • для развития самостоятельности – самостоятельная работа, метод программированного обучения.

Среди методов демонстрации применяется демонстрация наглядных и графических изображений, натурных объектов и процессов, приёмов работы.

В течение года на занятиях проводятся тесты, конкурсы, викторины, тематические вечера. Для многих ребят тематический вечер становится началом нового увлечения, которое, если его поддержать, может перерасти в интерес к определённой профессии. Проводимые конкурсы и викторины позволяют установить качество усвоения учащимися программного материала, выявить имеющиеся способности. Кроме того, проводятся презентации. Презентация является важным стимулом для учащихся, эффективным средством активизации познавательной деятельности.

Формы учебного занятия:

Чемпионат, экскурсия, экспедиция, эксперимент, ярмарка, акция, аукцион, бенефис, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, КВН, конкурс, конференция, практическое занятие, представление, презентация, ринг, семинар, соревнование, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, праздник.

Педагогические технологии:

  • игровые – организация активизирующей деятельности обучающихся; - технология проблемного обучения – проблемное изложение программного материала;

  • педагогика сотрудничества – совместный поиск истины, сотворчество; - технология индивидуализации обучения – выбор способов, темпов,

приёмов обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей;

  • здоровьесберегающие технологии – формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в жизни;

  • информационно-коммуникационные технологии – формирование положительного отношения к учебной деятельности через просмотр презентаций, выполнение обучающимися упражнений, творческих заданий на компьютере.

  • технология индивидуального обучения – выбор способов, темпов, приемов обучения, обусловленный индивидуальными особенностями детей;

  • технология проектной деятельности – достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Методы воспитания:

  • метод создания воспитывающих ситуаций – перед ребёнком встаёт проблема выбора определённого решения;

  • ситуация успеха – предоставление каждому ребёнку максимальной возможности испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Алгоритм учебного занятия:

Занятия по данной программе имеют форму комбинированных занятий, которые проводятся согласно расписания, во время их проведения учитывается то, что детям приходится работать за компьютером и с мелкими деталями конструктора, поэтому режим занятий строится так, чтобы нагрузка на детей не была слишком большой. Работа за компьютером прерывается обсуждениями, беседами, физ. минутками, чтобы дети могли отдохнуть от компьютера. На каждом занятии даются задания на развитие логического мышления, смекалки, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Практические занятия по закреплению умений и навыков работы проходят в форме творческих занятий, занимают около 80 % от всего времени занятия.

Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Обучение ведется в течение года: 1 занятие в неделю.

2.6. Список литературы Нормативные документы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  2. Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения Здвинской средней общеобразовательной школы №1 (утвержден постановлением администрации Здвинского района от 16.11.2015 № 295 - па)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

  • Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/ doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016).

  • Василин, Н. Я. Беспилотные летательные аппараты. М.: Попурри, 2012. - 272 c.

  • Гальперин, М. В. Электротехника и электроника / М.В. Гальперин. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 480 c.

  • Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 No8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html(дата обращения

31.10.2016).

  • Мхитарян, А. М. Аэродинамика / А.М. Мхитарян. - М.: ЭКОЛИТ, 2012. -

448 c.

  • Понфиленок О.В., Шлыков А.И., Коригодский А.А. «Клевер. Кон- струирование и программиро-вание квадрокоптеров». Москва, 2016.

  • Прошин, В. М. Сборник задач по электротехнике. Учебное пособие / В.М.

Прошин, Г.В. Ярочкина. - М.: Academia, 2015. - 128 c.

  • Яценков В.С. Твой первый квадрокоптер, Теория и практика.

Издательство: БХВ- Петербург, 2016. - 256 с.

Литература для обучающихся

  1. Стасенко, А. Л. Физика полета / А. Л. Стасенко. – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1988. – 144 с.

  2. Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн. Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика Москва: ТЕХНОСФЕРА, 2015. – 312 c.

  3. Даль, Э.Н. Электроника для детей. Собираем простые схемы, экспериментируем с электричеством / Э. Н. Даль. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288с.

Интернет-ресурсы:

Документация Геоскан «Пионер»: https://pioneer-doc.readthedocs.io/ru/master/index.html Лекции от «Коптер-экспресс»:

https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344 https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0

Портал, посвященный квадрокоптерам: http://alexgyver.ru/quadcopters/
















Календарный учебный график

Приложение № 1

Составитель программы:

Гайдар Аркадий Михайлович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Здвинск, 2020

(Приложение 1).

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-

во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля





I. Введение в Аэроквантум. 6 часов


1

сентябрь


15:00-15:40

Беседа Теория.

1/1

Цели, задачи и план работы на модуль. Правила поведения во время занятий. Инструктаж по технике безопасности. Краткий экскурс в историю воздухоплавания, авиации и покорения космоса. Возникновение, развитие и перспективы беспилотной авиации.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

Обсуждение.

2

сентябрь


15:00-15:40

Практическое занятие.

1/2

Игра на знакомство и командообразование. Дискуссия «Мультикоптерная революция», обсуждение перспектив применения БАС.

Демонстрационные полеты на БПЛА.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

3

сентябрь


15:00-15:40

Беседа Теория.

1/3

Ключевые понятия и законы аэродинамики. Атмосфера земли. Аэродинамические силы. Равновесие и балансировка, устойчивость и управляемость летательных аппаратов.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

Практическая работа.

Решение задач.

4

сентябрь


15:00-15:40

Практическое занятие.

1/4

Практическая работа «Физика бумажного самолетика».

МКОУ Здвинская СОШ №1, учебный

опрос, практическое








Решение простых задач по аэродинамике.

кабинет «Точки Роста»

задание

5

октябрь


15:00-15:40

Беседа Теория.

1/5

Электрический ток. Закон Ома.

Электрические схемы. Последовательное и параллельное соединения проводников. Виды АКБ, правила эксплуатации. Радиосигналы. Электронные компоненты. Датчики, элементы измерения и контроля.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

6

октябрь


15:00-15:40

Практическое занятие.

1/6

Сборка простых электрических цепей. Работа с мультиметром. Лабораторная работа «Li-pol аккумуляторы». Практическая работа «Основы пайки». Лабораторная работа «Изучение работы датчиков».

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

практические и

лабораторные работы

II. Сборка беспилотного летательного аппарата. 8 часов

7

октябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/1

Правила поведения и техники безопасности при сборке коптера. Виды мультикоптеров. Виды двигателей: коллекторные vs бесколлекторные. Рама.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

8

октябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/2

Пропеллер. Виды пропеллеров, порядок их подбора к электродвигателям. Полетный контроллер. ESC. Аккумулятор.

Приемник и передатчик.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

9

октябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/3

Конструирование.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

опрос,

практическое задание









Роста»


10

ноябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/4

Мини-конкурс «Небывалый коптер», воплощение идеи оригинального коптера на бумаге с учетом полученных знаний о строении беспилотника.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

11

ноябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/5

Состав и возможности конструктора: винтомоторная группа, датчики, АКБ, полетные контроллеры

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

12

ноябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/6

Принцип функционирования полётного контроллера. ТБ. Возможные неисправности квадрокоптера и способы их устранения.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

13

ноябрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/7

Поэтапное создание функционирующего летательного аппарата: сборка рамы квадрокоптера, установка винтомоторной группы, установка контроллеров моторов, установка полетного контроллера, звуковая и световая индикация; дополнительное навесное оборудование.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

14

декабрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/8

Зарядка батареи. Настройка БПЛА. Безопасный запуск.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

III. Пилотирование. 15 часов


15

декабрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/1

Действующие законодательные нормы, Воздушный кодекс РФ, проект законов о БПЛА.

Подготовка к полету.

Диагностика и проверка после полета.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

опрос,

практическое задание

16

декабрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/2

Виды тренажеров оператора БПЛА, авиасимуляторы. Интерфейс и настройки симулятора.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

17

декабрь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/3

Тренировочные визуальные полеты на симуляторе.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

18

январь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/4

Отработка навыков, простые элементы пилотажа.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

19

январь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/5

Гонки на симуляторе.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

20

январь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/6

ТБ при полете. Основы самолетовождения. Принципы управления БПЛА. Полетные режимы. Теоретические основы сложного маневрирования.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

тест

21

январь


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/7

Принципы управления аппаратом в различных погодных условиях. Настройка аппарата под индивидуальное пользование.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки

Роста»

тест

22

февраль


15:00-15:40

Теория.

1/8

Учебные полеты.

МКОУ Здвинская

опрос,






Практическое занятие.



СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

23

февраль


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/9

Взлет и посадка.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

24

февраль


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/10

Удержание высоты.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

25

февраль


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/11

Простые фигуры пилотажа.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

26

март


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/12

Движение в разных плоскостях.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

27

март


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/13

Точная посадка на удаленную точку, коробочка.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

28

март


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/14

Восьмерка, змейка.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

практическое задание

29

март


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/15

Разбор полетов.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

IV. Инженерный практикум. 7 часов


30

апрель


15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/1

Основы проектной деятельности.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

31

апрель

11

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/2

Конструирование БПЛА для выполнения конкретной задачи.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

32

апрель

11

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/3

Сборка БПЛА для выполнения прикладной задачи.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

33

апрель

18

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/4

Настройка и пилотирование БПЛА для выполнения прикладной задачи.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

34

апрель

18

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/5

Защита проектов.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

35

май

25

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/6

Подведение итогов.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

36

май

25

15:00-15:40

Теория.

Практическое занятие.

1/7

Анализ проделанной работы.

МКОУ Здвинская

СОШ №1, учебный кабинет «Точки Роста»

опрос,

практическое задание

Иные компоненты Программы

23