Муниципальное бюджетное учреждение
«Большеболдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»
Утверждаю
директор МБОУ
«Б-Болдинская средняя школа
им.А.С.Пушкина»
Е.М.Родионова
приказ №159-о/д от 31.08.2020г
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа физкультурно-спортивной направленности общая физическая подготовка
«Спорт для всех»
Возраст обучающихся: 11-13 лет (ОВЗ)
Срок реализации: 1 год
Автор -составитель:
Переводова Галина Борисовна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
с.Большое Болдино,2020
Пояснительная записка
Рабочая программа для спортивного кружка общей физической подготовки «Спорт для всех» разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных кружков и секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2019 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2009.
Направленность дополнительной образовательной программы
Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями: обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в образовательных учреждениях. Благодаря этому обучающиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Успешно осваивая программу, могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.
Образовательная программа согласована с основными нормативными документами, регулирующими функционирование и развитие системы дополнительного образования детей:
Конституцией РФ, статья 43 которой гарантирует реализацию права на образование для всех граждан России;
Конвенцией о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.), определяющей направленность образования ребенка на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей его; воспитания уважения и понимания мировой и национальной культуры;
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г., №273-ФЗ), создающим правовые гарантии для функционирования и развития системы образования РФ;
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 02.08.2012 г., № 25082), регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
Нормативными документами Федерального, муниципального и институционального уровней по дополнительному образованию
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
На занятиях в кружке обучающиеся изучают основные элементы спортивных, правил игр.
На занятиях в кружке обучающиеся дисциплинируются, проявляют чувство товарищества, взаимовыручки поддержки.
На занятиях в кружке обучающиеся узнают и воспринимают новую информацию о видах спорта, о физических качествах и способах и методах их развития, развивают полезные качества, которые помогут ему и в учебе в дальнейшей профессиональной деятельности:
1) четкость и строгость мышления и делового общения;
2) умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;
3) осознание неизбежности расплаты за малейшую допущенную ошибку, неточность или обман;
4) самое главное — умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.
Цель программы
Формирование у учащихся основ общей физической подготовки, развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.
Занятия общей физической подготовкой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Задачи программы
Общими задачами секции являются:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию обучающихся с ОВЗ;
- обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
-подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по общей физической подготовки
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство образовательного учреждения или кружка.
Образовательный процесс кружка
Рассчитан на 1 год, где могут заниматься девочки и мальчики 5 классов. Количественный состав 10-15 обучающихся. Это позволяет уделить внимание каждому занимающемуся и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группах собираются обучающиеся с разным уровнем развития. Занятия проходят один раз в неделю, общая загруженность - 2 часа.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание заниматься . Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие обучающихся подготовленных слабее.
В процессе ОФП совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей.
ОФП имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма. Воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
1 | Теоретическая подготовка. Основы знаний. | 6 |
2 | Общая физическая подготовка | 16 |
3 | Специальная физическая подготовка | 4 |
4 | Технические приёмы в спортивных играх. | 22 |
5 | Тактика спортивных игр. | 20 |
6 | Контрольные испытания. | 4 |
7 | Итого: | 72 |
Занятия проводятся с нагрузкой 2 часа в неделю. Предполагается ознакомление с видами укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся. Воспитание интереса к занятиям, на создание базы разносторонней физической функциональной подготовленности. Развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, ознакомление с остальными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории.
Содержание программы дополнительного образования
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение физических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам спорта. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий . Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах спортивных игр.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжная подготовка. Лёгкая атлетика.
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
Тематический план
кружка общей физической подготовки « Спорт для всех»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Основы знаний | Общая подготовка и СФП | Техника и тактика игры |
1 | Т/б, правила поведения во время занятий. Расписание занятий. ОРУ. | 1 | 1 | |
2-3 | ОРУ без предметов. Развитие силы, выносливости. Упражнения для осанки. | | 4 | |
4 | Футбол. Т/б во время занятий. Ведение мяча правой, левой ногами. Обводка стоек. | | | 2 |
5 | Стойка игрока. Передвижение игрока с мячом, без мяча. Учебная игра. | | | 2 |
6 | Жонглирование мячом. Учебная игра. | | | 2 |
7 | Личные действия игроков. Удар неподвижного мяча. Учебная игра. | | | 2 |
8 | Учебная игра. | | | 2 |
9 | Баскетбол. Т/б во время занятий. Стойка игрока, способы передвижения. | 1 | | 1 |
10-11 | ОРУ, специальные упражнения на развитие прыгучести, выносливости. | | 4 | |
12 | Ведение мяча правой, левой руками. Остановка прыжком, двумя шагами. Передача мяча на месте. | | | 2 |
13 | Передача мяча в парах в движении. Бросок мяча в кольцо с места. | | | 2 |
14 | Учебная игра. | | | |
15-16 | Упражнения для мышц рук, ног, плечевого пояса: с набивным мячом, с гимнастической палкой. | | 4 | |
17 | Личная гигиена, способы закаливания, режим, питание спортсменов. ОРУ. | 1 | 1 | |
18 | Лыжная подготовка. Т/б во время занятий лыжной подготовкой. Прохождение дистанции 1км. | 1 | | 1 |
19 | Подготовка лыж для занятий. Попеременные лыжные ходы. Прохождение дистанции до 1,5 км. | | | 2 |
20 | Полуконьковый и коньковый лыжные ходы. Прохождение дистанции да 1,5 км. | | | 2 |
21 | Подъём лесенкой, ёлочкой. Спуск в низкой стойке. Преодоление препятствий. | | | 2 |
22 | Прохождение контрольной дистанции 2км. | | | 2 |
23 | Волейбол. Т/б во время занятий. Передача мяча на месте, в движении в парах: верхняя, нижняя передачи. Верхняя прямая, боковая, нижняя подачи мяча. | 1 | | 1 |
24 | Способы передвижения игроков, расстановка игроков. Учебная игра | | | 2 |
25 | Правила игры в волейбол. Действия игроков в защите. | | | 2 |
26 | Действия игроков в нападении. Нападающий удар. Блокирование мяча. Страховка блока. | | | 2 |
27 | Учебная игра. | | | 2 |
28-30 | ОРУ без предметов; развитие гибкости, выносливости. | | 6 | |
31 | Л/атлетика. Т/б во время занятий. Бег на короткие дистанции. | 1 | | 1 |
32 | Бег на отрезки: 15м., 30м. с максимальной скоростью. Бег 100 м. | | | 2 |
33 | Кроссовая подготовка, бег 1500 метров. | | | 4 |
34 | Розыгрыш стандартных ситуаций. Учебная игра. | | | 4 |
35-36 | Сдача контрольных нормативов: подтягивание, подъём туловища из положения лёжа, бег 30 м., бег 1500м. , прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения стоя | | 4 | |
| Итого: | 72 ч. | | |
Ожидаемый результат
Овладение основами техники всех видов двигательной деятельности.
Развитие физических качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и гибкость).
Укрепление здоровья.
Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни.
Формирование знаний об основах физкультурной деятельности.
Расширение и развитие двигательного опыта.
Формирование навыков и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений.
Формирование знания о функциональной направленности физических упражнений на организм человека.
Формирование знания об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения.
Совершенствовать функциональные возможности организма.
Расширение двигательного опыта.
Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.
Формирование навыки и умения использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.
Контрольные испытания
Цель:
Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся, овладения ими технических игровых действий и приёмов
Задачи:
Определение уровня и учёт общей и специальной физической подготовленности обучающихся отделений за учебный год.
Время и сроки проведения испытаний:
Контрольные испытания по ОФП, СФП обучающиеся отделения сдают
в мае учебного года на учебно-тренировочных занятиях, согласно учебно-тематического плана.
Программа контрольно-переводных испытаний:
Контрольно-переводные испытания представлены в виде нормативных требований по СФП,ОФП.
Указания к выполнению контрольных упражнений.
Физическая подготовка:
Используется для определения скоростно-силовых качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится из исходного положения, стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперёд с места на максимально возможное расстояние. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно. Результат фиксируется по ближней точке тела к линии старта (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка
Используется для определения скоростных качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый выполняет рывок от линии старта до преодоления полной
дистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер, рулетка
Используется для определения скоростной выносливости.
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег до преодоления полной дистанции. Без учёта времени.
Инвентарь: секундомер
Используется для определения силы
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится из виса на низкой перекладине хватом сверху, результат определяется согласно таблице тестирования возрастных категорий.
Инвентарь: перекладина, гимнастический мат
Используется для определения мышц брюшного пресса
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится на гимнастическом мате из положения лёжа на спине, руки за головой, локти вперёд, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнёром к полу. Обучающийся выполняем максимальное количество раз за 1 минуту, касаясь локтями бёдер (коленей) с последующим возвратом в исходное положение.
Инвентарь: гимнастический мат, секундомер
Используется для определения гибкости
Организационно-методические указания (ОМУ).
Тест проводится из положения стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. При выполнении испытания по команде судьи обучающийся выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд.
Инвентарь: гимнастическая скамья, линейка
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации рабочей программы используются:
Стадион
Спортивный зал
Спортивный инвентарь: гимнастические палки, скакалки,
Секундомер электронный
Скамейки гимнастические
Мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисные, малые мячи, большие мячи
Лыжный инвентарь: лыжи, лыжные палки
Волейбольная сетка
Баскетбольный щит, баскетбольная корзина
Гимнастическая стенка
Перекладина
Гимнастические коврики
Гимнастические маты
Стойки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1990г.
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1999г.
3. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 2000г.
4. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1998г.
5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.
6. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1997г.
7. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 2001г.
8. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 2015г.
Интернет-ресурсы |
kpolyakov.narod.ru |
metod-kopilka.ru |
infoschool.narod.ru |
klyaksa.net |
markbook.chat.ru |
Мы и образование. Физическая культура. |
Материалы для подготовки к экзаменам по физической культуре. |
Scholl-collection.edu.ru |
9. Htt://fcior.edu.ru |