СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Живая глина"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Живая глина"»

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина  ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области



Принята на заседании педагогического совета от «___» ______________ 20______ г.

Протокол № _____________


Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ___________________Харымова Л.Н. «______» _________________20_____ г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Живая глина»

Возраст детей: 8-14 лет.

Срок реализации: 1 год.






Разработчик:

Гаранина Людмила Анатольевна, педагог дополнительного образования








Клявлино, 2019 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………

1.1. Актуальность, новизна и преимущества программы…… ………………………...

1.2. Педагогическая целесообразность………………..………………….……………..

1.3.Цель и задачи программы ……………………………………………………………….

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………………….

1.5. Срок реализации программы …………………………………………………………

1.6. Форма обучения…………………………………………………………………………

1.7. Формы организации учебной деятельности…………………………………………..

1.8. Режим занятий……………………………………………………………………………

1.9. Ожидаемые результаты………………………………………………………………….

1.10. Система оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения по основной общеобразовательной программе………………………………………

1.11. Критерии и способы определения результативности………………….....................

1.12. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………… …………………………………….

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОП «Живая глина»

2.1 Модуль «Школа лепки»

2.2. Учебно-тематический план модуля «Школа лепки»……………………..

2.3 Модуль «В мастерской глиняной игрушки»

2.4.Учебно-тематический план модуля «В мастерской глиняной игрушки»………..

2.5 Модуль «В гостях у гончаров»

2.5. Учебно-тематический план модуля «В гостях у гончаров»…………………..

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………….......................

3.1. Методы и приемы обучения………………………………………………………………....

3.2. Нетрадиционные техники обучения……………………………………………………….

3.3. Формы занятий……………………………………………………………………………......

3.4. Формы организации творческой деятельности………………………………..................

3.5. Здоровьесберегающие мероприятия………………………………………………………...

3.6. Содержание учебно-методического комплекта…………………………………………….

3.7. Ресурсное обеспечение программы………………………………… ……………….

3.8. Работа с родителями……………………………………………………....................

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

4.1. Литература для обучающихся…………………………………………………..

4.2. Литература для родителей……………………………………………………………..

4.3. Рекомендуемые для использования сайты интернет-группы………………………

5.ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1. Календарно-тематический план на 1 год обучения………………………………..

5.2.Мониторинг уровня освоения обучающимися программы……………………………





























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Керамика – один из древнейших видов художественного творчества. Пластичность глины, ее повсеместное распространение, способность в соединении с водой принимать любые формы, а также свойство приобретать камнеподобное состояние в «высоком огне» - определили ее большое значение в быту человека. Неподвластная разрушению временем, глина хранит в себе множество тайн. Она питает, согревает, лечит. В ней гончар и скульптор воплощает свои замыслы. Занятия керамикой – это, можно сказать, непосредственное прикосновение к Земле, Природе.

По программе «Живая глина» могут обучаться школьники младшего и среднего возраста, которые в доступной форме могут приобщиться к искусству лепки из глины, познать культуру своей страны, родного края, приобрести практические навыки изобразительного творчества.

Программа разработана в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и Федеральным законом "Об образовании", имеет художественную направленность.

Занятия по лепке из глины дают возможность детям моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Ребенок не только видит то, что он создал, но и берет в руки и, по мере необходимости, изменяет. Через занятие лепкой он учится наблюдать, воспроизводить увиденное в объеме. В процессе занятий у детей постепенно развиваются творческое мышление, внимательность, аккуратность, усидчивость, самостоятельность. В то же время воспитывается стремление сохранять и украшать окружающий мир. Научиться тонко и чутко подмечать красоту окружающего мира, отражать ее в искусстве, в духе своего народа, культуры - очень важно для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Данная программа ориентирована на развитие творческих способностей детей, передачу духовного и культурного опыта посредством приобщения обучающихся к лепке из глины как декоративному творчеству.

Лепка из глины является одним из наиболее приемлемых детских объединений учреждений дополнительного образования. Тем более что кружок недорогой – материал, необходимый для изготовления керамических изделий, легкодоступный. Для лепки не требуется специальных инструментов. Главное руки и набор нехитрых приспособлений.

При разработке программы учитывались документы:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.

  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

  • «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ)

Актуальность программы. Занятия с глиной имеет важное прикладное значение для развития ребенка, для его психологически комфортного существования в условиях нынешней перегруженности информационными технологиями. На занятиях, обучающиеся не только познают мастерство традиционного декоративно-прикладного искусства, но и получают информацию об истории развития русского искусства, его многообразии знакомятся с народными традициями и праздниками. В данной программе преобладают практические занятия, т. к. психологические особенности данной возрастной группы предполагают необходимость учащегося постоянно реализоваться на практике – видеть результат через короткий промежуток времени. Таким образом, лепка становится для учащегося захватывающим процессом, через который развивается трудолюбие, усидчивость, воображение, мышление, художественный вкус.

Новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из трех модулей: «Школа лепки », «В мастерской глиняной игрушки», «В гостях у гончаров».

Программа рассчитана на полную реализацию в течение 1 года, ориентирована на обучение школьников 8-14 лет. Объем программы – 108 часов. Режим занятий 2 раза в неделю, 2 и 1 академический час, при наполняемости 15 обучающихся в группе. Набор в группу свободный.

Педагогическая обоснованность построения программы

Учебный материал для занятий подобран с точки зрения развивающей и воспитательной функции процесса обучения. Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании.

Теоретическое изложение программного материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий.

При обучении основам изобразительного искусства основной упор делается на практическую работу. Теоретический материал усваивается детьми через объяснения педагогом, мультимедийную презентацию, через игру.

Цель программы - развитие творческих способностей, формирование художественно-эстетического вкуса и духовно- нравственных качеств обучающихся через освоение искусства народного промысла лепки из глины.

Достичь поставленную цель возможно через реализацию следующих задач:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с народным искусством лепки, различными традициями, техниками;

  2. научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки;

  3. сформировать знания, умения и практические навыки, необходимые для изготовления изделий из глины;

  4. обучить основам цветоведения и композиции;

Развивающие:

  1. способствовать развитию любознательности, расширению духовного и интеллектуального кругозора обучающихся;

  2. развивать фантазию, внимание, память, воображение;

  3. способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера;

  4. способствовать наработке опыта в создании новых форм, образцов, поиске оригинальных решений;

  5. развивать креативные и коммуникативные способности.

Воспитательные:

  1. формировать интерес к народному искусству;

  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту, ответственность, терпение, усидчивость, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, приучать к аккуратности в работе, умение работать в коллективе.

  3. воспитывать бережное отношение к традициям нашего народа;

  4. воспитывать духовно-нравственное отношение к окружающему миру;

  5. повысить общую культуру ребенка.

Форма обучения очная. Занятия проводятся во второй половине дня.


Формы организации учебной деятельности

  • Фронтальная.

  • Групповая (выполнение определённой работы по группам).

  • Индивидуальная (ребёнок получает самостоятельное задание с учётом его способностей и возможностей)

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

  • дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

  • работа в парах;

  • фронтальные.

  1. Ожидаемые результаты ДОП «Живая глина»


Личностные

-  проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознано выбирают вид деятельности;

- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать;

- дают адекватную самооценку и корректную оценку качества выполнения работ другими людьми; 

- проявляют духовно-нравственными качества личности: патриотизм, гражданственность, ответственность, доброту, эмоциональную отзывчивость, терпимость, трудолюбие, верность, вежливость, бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

познавательные











- активно используют средства информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач;

- умеют работать в материальной и информационной среде образования в соответствии с содержанием;

регулятивные

- понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявляют способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

коммуникативные

- корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; ищут способы их устранения;

- самостоятельно определяют цели деятельности и составляют планы деятельности; самостоятельно осуществляют, контролируют и корректируют деятельность;

- адекватно используют коммуникативные, речевые средства, строят монологические высказывания, владеют диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;

Предметные

-Формирование устойчивого интереса к занятиям лепки из глины, к художественным традициям своего народа, к различным видам декоративно-прикладного творчества;

- освоение мастерством лепки из глины как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей декоративно-прикладного искусства.

После окончания программы обучения учащийся должен:

Знать:

- традиционный способ добычи глины;

- способ приготовления глиняного теста;

- основные инструменты, используемые мастерами прошлого для работы с глиной;

- основные свойства красной глины и режим сушки;

- отличительные особенности формы и росписи традиционных русских игрушек;

- определения рельефа, декора, композиции, симметрии;

Уметь:

- приготовить тесто из красной глины - сырца традиционным способом с помощью педагога;

- определить состояние сырцового раствора к работе;

- отмять готовую глину, очистив от твёрдых примесей.

- создать узнаваемую форму и образ;

- расписать изделие в соответствии с традицией.

- создавать несложную рельефную композицию;

- изготовить предмет кухонной утвари с простым рельефным декором;


    1. Контрольно-оценочный блок
    2. Формы подведения итогов реализации программы
  1. Контроль результативности усвоения программы осуществляется следующим образом:
  2. - педагогическое наблюдение;
  3. - анализ;
  4. - опрос;
  5. - практическое задание;
  6. - участие в конкурсах и выставках.
  7. Критерии и способы определения результативности
  8. Регулярный анализ и обсуждение творческих работ учащихся.
  9. Формы контроля:
  10. - оперативный контроль. Осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим для усвоения теоретических знаний (опрос).
  11. - текущий контроль. Осуществляется в виде контроля правильности выполнения различных практических заданий в момент их выполнения (наблюдение).
  12. - срочный контроль. Проводится в виде анализа качества работ при подготовке к участию в конкурсах и выставках.
  13. В практической деятельности результативность оценивается качеством и количеством выполненных работ. После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность учащихся объединения. Определение качества изделий в конце каждой темы позволяет объективно оценить результат учебной деятельности детей.








Параметры

Критерии

Показатели

Методы

Практические умения и навыки

Уровень выполнения практических работ

Соблюдение ТБ при работе, самостоятельность выполнения работы

Анализ практических работ




Познавательная деятельность

Потребность посещать занятия, способность реализовывать свои идеи

Хорошее усвоение учебного материала, отсутствие пропусков занятий, качественные авторские работы, участие в конкурсах.

Анализ работ, статистика посещения занятий, анализ активности участия в коллективных работах, результаты участия в конкурсах

Логическое мышление, память, воображение, наблюдатель-ность

Уровень развития зрительной и др. видов памяти, способность фантазировать, оригинальность образов

Способность быстро запоминать информацию, способность передавать пропорции, осуществлять деталировку сувениров.

Беседы, наблюдение, анализ работ, коллективное обсуждение

Развитие речи

Содержательность, выразительность, словарный запас

Грамотная речь, правильное употребление терминов, связанных с процессом лепки

Беседы, индивидуальные собеседования, коллективное обсуждение

Система диагностики развития качеств личности


Предмет исследования

Форма диагностики

Использованная методика

Срок проведения

Место проведения

Интерес

Анкетирование

«Степень удовлетворенности обучающихся занятиями в ДОД» (Андреева А.А.)

Январь,

Май

Учебный кабинет

Коллективизм

Тестирование

«Какой у нас коллектив» (Лутошкин А.Н.)

Декабрь, апрель

Учебный кабинет

Целеустремленность

Анкетирование, педагогическое наблюдение

«Потребность в достижениях»

(Орлов Ю. М. и др.)

Сентябрь - октябрь

Учебный кабинет

Самооценка

Анкетирование

Методика исследования самоценки
(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон)

Март

Учебный кабинет

См. Приложение


  1. Учебный план ДОП «Живая глина»


№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Школа лепки»

36

14

16

2.

«В мастерской глиняной игрушки »

36

12

12

3.

«В гостях у гончаров»

36

12

12


ИТОГО

108

48

60


1.Модуль «Школа лепки»

Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам лепки, приобретение навыков работы с пластичными материалами. Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с пластилином, пластической массой, бумажным тестом, полимерной глиной, гипсом . Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность поработать с каждым из видов материалов, выбрать наиболее приемлемый для него. Формирование у обучающихся художественных знаний, умений и навыков создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации обучающегося в окружающем мире.

Цель модуля: создание условий для развития творческой активности и творчества детей в процессе лепки из пластических материалов.

Задачи модуля:

Образовательные:

-развитие элементарных изобразительных навыков и умений в лепке;

-знакомство с различными пластичными материалами и техниками;

-знакомство со способами выразительной передачи образов.

-способствовать развитию творческих способностей детей,

Развивающие:

-развитие воображения как основы творческой деятельности;

-развитие образной, ассоциативной памяти, внимания, мышления;

-развитие координации движений обеих рук, действий руки и глаза, мелкой моторики.

Воспитательные:

-учить бережно и экономно использовать материал и оборудование;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность детей;

-формирование умений доброжелательно и конструктивно оценивать результаты собственной деятельности, деятельности других детей;

-развитие коммуникативных качеств и умений взаимодействовать в группе сверстников.

На занятиях формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.


















Учебно-тематический план модуля «Школа лепки»


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты , санитарии и гигиены на занятиях детского объединения «Живая глина». Презентация «Путешествие волшебного комочка».

1

1

-

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

2.

Лепка из пластилина. История пластилина. Знакомство с базовыми формами , и инструментами используемыми при лепке .

2

1

1

Наблюдение, беседа

3.

Беседа «Дары осени» . Лепка овощей и фруктов из пластилина.

2

1

1

Наблюдение, беседа

4.

«Корзинка с грибами». Лепка композиции из пластилина.

2

1

1

Наблюдение, беседа

5.

Беседа о пользе насекомых , местах их обитания. Лепка гусениц и пчёлок.


2


1


1

Наблюдение, беседа

6 6.

Беседа о птицах, среде их обитания . Лепка птиц.


2

1

1

Наблюдение, беседа

7.

Цветы из пластилина.

2


1


1


Наблюдение, беседа

8

Лепка из бумажного теста (бумагапластика).

История лепки из бумажного теста. Приготовление бумажного теста. Лепка геометрических фигур.

2

1

1

Наблюдение, беседа

9.

Лепка посуды из бумажного теста.

3

1

2

Наблюдение, беседа

10.

Лепка животных из бумажного теста.

3

1

2

Наблюдение, беседа

11.

Лепка из пластической массы.

Технология лепки из пластической массы . Лепка цветка .

2

1

1

Наблюдение, беседа

12.

Лепка из пластической массы «Игрушки-зверушки».

4

1

3

Наблюдение, беседа

13.

Лепка из полимерной глины Технология лепки из полимерной глины . Изготовление цветов из полимерной глины.

3

1

2

Наблюдение, беседа

14.

Лепка «Украшения из полимерной глины ».

3

1

2

Наблюдение, беседа

15.

Исследовательская и проектная работа

3

1

2

Выставка, презентация работ


ИТОГО

36

15

21




2. Модуль «В мастерской глиняной игрушки»


Реализация этого модуля направлена на приобщение детей к миру декоративно-прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла – глиняной игрушкой.

Цель модуля: Создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытие его творческого потенциала посредством освоения лепки глиняных игрушек.

Задачи модуля:

Образовательные:

- познакомить с историческими корнями народных промыслов;

- обучить приемам и техникам работы с глиной;

- обучить навыкам работы с различными инструментами и приспособлениями;

- познакомить с народными промыслами глиняной игрушки: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Абашевская, Хлудневская, и др.

- сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству; Развивающие:

- развить внимание, память, логическое и пространственное воображения;

- развить конструктивное мышление и сообразительность;

- развить способность работать руками' приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- расширить культурный и интеллектуальный кругозор;

- развить способности видеть прекрасное в окружающей природе. Воспитательные:

- воспитать уважение к культурным народным традициям, созидательному труду; - воспитать усидчивость, усердие, прилежание, целеустремленность, отзывчивость на прекрасные образы народного искусства;

- воспитать любовь к природе, как источнику вдохновения художника и мастера; - - развить коммуникативные навыки, умения работать в команде.


Учебно-тематический план модуля «В мастерской глиняной игрушки»


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Краткая история промысла. Свойства и особенности глины. Материалы и инструменты для работы с глиной. Обжиг и роспись изделий из глины.

1

1

-

Беседа, анкетирование

2.

«Путешествие в мастерскую дымковской игрушки». Знакомство с традициями дымковской игрушки. Передача образа и приёмы лепки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

3.

Изготовление изделия «Утушка» в традициях дымковской игрушки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

4.

Изготовление изделия «Конь» в традициях дымковской игрушки .

2

1

1

Наблюдение, беседа

5.

Изготовление изделия «Коровка» в традициях дымковской игрушки.


2


1


1

Наблюдение, беседа

6 6.

Изготовление изделия «Петух» в традициях дымковской игрушки

2

1

1

Наблюдение, беседа

7.

«Внешняя и внутренняя красота русских красавиц». Изготовление изделия «Барышня с корзинкой» в традициях дымковской игрушки

2


1


1


Наблюдение, беседа

8

Изготовление фигуры человека с предметом в традициях дымковской игрушки

2

1

1

Наблюдение, беседа

9.

Значение животных в природе и жизни человека. Изготовление изделия «Человек и его питомец» в традициях дымковской игрушки

2

1

1

Наблюдение, беседа

10.

«Путешествие в мастерскую тверской игрушки». Знакомство с тверской игрушкой. Приёмы пластики и росписи.

2

1

1

Наблюдение, беседа

11.

Красота и достоинства русской женщины. Изготовление изделия «Лебёдушка» в традициях тверской игрушки


2

1

1

Наблюдение, беседа

12.

«Царь – рыба» в традициях тверской игрушки


2

1

1

Наблюдение, беседа

13.

«Путешествие в мастерскую филимоновской игрушки». Знакомство с традициями изготовления филимоновской игрушки. Приёмы пластики и росписи.

2

1

1

Наблюдение, беседа

14.

Изготовление изделия «Барашек» в традициях

филимоновской игрушки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

15.

Изготовление изделия «Барыня» в традициях

филимоновской игрушки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

16.

«Путешествие в мастерскую каргопольской игрушки». Знакомство с традициями изготовления каргопольской игрушки Приёмы пластики и росписи.

2

1

1

Наблюдение, беседа

17.

Изготовление изделия «Полкан» в традициях

каргопольской игрушки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

18.

Изготовление изделия «Утица» в традициях

каргопольской игрушки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

19

Повторение и закрепление изученного материала. Защита творческих проектов.

1

-

1

Выставка, индивидуальная презентация


Итого

36

18

18



3. Модуль «В гостях у гончаров»


Реализация этого модуля направлена на знакомство с гончарным ремеслом. Возрождение данного вида промысла актуально на сегодняшний день. Народное искусство является национальным по содержанию, оно активно воздействует на эмоционально-духовное развитие детей и подростков, формирует патриотические и интернациональные чувства. Приобщение к миру искусства, скульптуры и народных промыслов развивает чувства уважения и гордости за русский народ.


Цель модуля - создание условий для формирования художественно-творческой активности личности в процессе выполнения творческих работ на основе освоения техники лепки посуды из глины.

Задачи модуля:

Образовательные:

- научить особенностям работы с глиной;

- дать необходимые знания, умения для творческого воплощения задуманного образа;

- научить применять разные способы лепки посуды из глины (метод налепа, вытягивание формы из одного куска глины);

- познакомить с гончарным ремеслом «Гжель».

Развивающая:

- развить творческие способности , мелкую моторику рук;

- развить умения наблюдать, выделять главное, способность к усидчивости и самоорганизации;

-развивать положительные нравственные качества, побуждать детей к доброжелательному отношению друг к другу;

Воспитательная:

- воспитывать художественный вкус, этические и эстетические чувства;

- воспитывать отзывчивость, уважение к окружающим людям;

- воспитывать трудолюбие и уважение своего и чужого труда.














Учебно-тематический план модуля «В гостях у гончаров»


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Презентация «В гостях у гончаров».

1

1

-

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

2.

Знакомство с изготовлением сувенирной посуды в технике «жгут». Лепка солонки.

2

1

1

Наблюдение, беседа

3.

Праздник Масленицы в народной традиции. Изготовление изделия «Тарелочка на Масленицу» в технике «жгут»

2

1

1

Наблюдение, беседа

4.

Изготовление изделия «Корзинка с фруктами» в технике «жгут»

2

1

1

Наблюдение, беседа

5.

Изготовление изделия «Букет маме» в технике «жгут»


2


1


1

Наблюдение, беседа

6 6.

Изготовление посуды с рельефным декором «Цветочный горшочек»

2

1

1

Наблюдение, беседа

7.

Изготовление посуды с рельефным декором «Вазочка»

2


1


1


Наблюдение, беседа

8

Изготовление посуды с рельефным декором «Братина»

2

1

1

Наблюдение, беседа

9.

Изготовление посуды с рельефным декором «Кувшинчик».


2

1

1

Наблюдение, беседа

10.

Изготовление изделия «Подсвечник»» в технике «пласт»

2

1

1

Наблюдение, беседа

11.

Изготовление изделия «Кружка» в технике «пласт»

2

1

1

Наблюдение, беседа

12.

Изготовление изделия «Вазочка для цветов» в технике «пласт»

2

1

1

Наблюдение, беседа

13.

Презентация «Гжель». Декоративная посуда гжельских мастеров. Лепка сахарницы.

2

1

1

Наблюдение, беседа

14.

Изготовление изделия «Чашка с блюдцем» с использованием элементов народного промысла «Гжель».

2

1

1

Наблюдение, беседа

15.

Роспись изделия «Чашка с блюдцем» в традициях гжели.

2

1

1

Наблюдение, беседа

16.

Разнообразие традиций в сувенирной керамике. Лепка сувениров из глины.

4

1

3

Наблюдение, беседа

17.

Повторение и закрепление изученного материала. Защита творческих проектов

2

1

1

Выставка, индивидуальная презентация

18

Итоговое занятие

1

-

1



Итого

36

17

19






  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

материально-техническое, информационно-методическое, организационное.


Для достижения цели программы  активно используются нетрадиционные техники:    

  • тычок жесткой кистью;

  • тычок ватной палочкой

  • восковые мелки и акварельные карандаши;

  • отпечатки листьев;

  • кляксография.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии, творческих способностей.

Для более успешного решения задач обучения используются следующие методы и приёмы:

Общение педагога и обучающихся между собой (диалог между ними, направленный на совместное обсуждение работы).

Частично- поисковый метод (развитие познавательной активности и самостоятельности).

Объяснительно- иллюстративный метод (объяснение теоретического материала с наглядным пособием – готовым изделием).

Анализ работ.

На занятиях обучающиеся получают сведения по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности, необходимые для правильного поведения во время работы.

Формы организации творческой деятельности


Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

-Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

-Проведение самостоятельных работ, творческих заданий на воображение и восприятие занятий – сказок, занятий – путешествий, занятий – вернисажей.


Здоровьесберегающие мероприятия


В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на современном этапе содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано и на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

В целях обеспечения охраны здоровья детей в процессе реализации программы необходимо учитывать следующие аспекты:

  • периодический инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами, по технике противопожарной безопасности;

  • выработка правильной посадки детей на занятии;

  • достаточная освещенность рабочего места;

  • соблюдение принципа доступности и посильности;

  • определение степени сложности задания с учетом индивидуальных психофизических характеристик обучающихся;

  • применение упражнений для расслабления глаз;

  • подвижные перемены через каждые 45 минут;

  • проветривание кабинета перед занятием.


Содержание учебно-методического комплекта


УМК к дополнительной общеобразовательной программе «Живая глина» составлен педагогом дополнительного образования Гараниной Л. А. для достижения полной реализации программы и состоит из содержательных комплектов, позволяющих педагогу организовать учебно-воспитательный процесс, а обучающимся более полно освоить предложенную программу.


1.Программа носит личностно-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися различными знаниями, умениями и навыками при создании художественных произведений.

2. Учебные пособия представлены каталогом, содержащим сведения об учебниках и дополнительной литературе (постоянно дополняется)

3.Учебно-методические рекомендации для педагогов и обучающихся.

4. Сценарии:

  • творческая конкурсная программа «В гостях у сказки»;

  • сценарий «Шуточная олимпиада»;

  • детские загадки, интерактивные игры;

5. Конспекты занятий:

  • Конспект мастер-класса «Игрушки-свистульки».

  • Конспект мастер-класса «Лепка из бумажного теста».

  • Вопросы мини-викторины по темам к ДОП «Живая глина».

6. Тесты:

  • Вопросы мини-викторины по темам к ДОП «Живая глина».

  • Викторина «Битва интеллектуалов».

  • Таблица уровня обученности и воспитанности.

7. Папка достижений с копиями грамот и дипломов обучающихся и педагога

8. Разработки по сохранению и укреплению здоровья детей:

  • Конспект занятия «Азбука здоровья».

  • Конспект консультации «Витамины».

  • Методическое пособие для педагогов, детей и их родителей «Сохрани своё здоровье»

9. Памятки для родителей.

10. Медиаматериалы.

11. Дидактический материал: лучшие работы обучающихся.

12. Наглядный материал:

  • Схемы: основные способы лепки из пластилина , глины.

  • Схемы росписи : дымковские, каргопольские, гжельские и др. узоры.


Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет для занятий с хорошим освещением.

  2. Индивидуальные столы, стулья (по количеству обучающихся в группе).

  3. Книжные шкафы.

  4. Классная доска.

  5. Стол.

  6. Муфельная печь.

  7. Пластилин, гипс, пластическая масса, полимерная глина, глина для детского творчества.

  8. Акриловый лак.

  9. Клей ПВА.

  10. Краски, кисти.

  11. Емкости для воды индивидуальные.

  12. Клеёнка на стол.

  13. Фартуки.

  14. х/б ткань для рук, плотная фактурная х/б ткань для раскатки глины.

























  1. 4. Список литературы

Литература для педагога.

1. Г. Федотов «Послушная глина». Основы художественного ремесла. Москва «Аст-пресс» -199г.

2. Глиняная игрушка 17-18 вв. из фондов ЛОКМ 2001г. Н.Е. Чалых, г. Липецк. Археологические находки, зарисовки и описание.

3. Г.М. Науменко «Русские народные детские песни и сказки с напевами». Москва 2001г.

4. М. Аксенов «Веснянки». Методическая литература, сценарии к проведению обряда «Закликание весны» г. Брянск 1996г.

5. И. Морозов, И. Слепцова «Забавы вокруг печки». Русские традиционные народные игры. Москва. Роман газета 1994г.

6. И. Морозов, И. Слепцова «Не робей, воробей!» Детские игры, потешки, забавушки. Москва 1995г.

7. С. Жегалова «Русская народная живопись» Москва. Просвещение 1984г.

8. Г. Блинов «чудо-кони, чудо-птицы». Москва 1977г.

9. В. Аникина «Русские пословицы и поговорки» Москва 1988г.

10. А.Г. Кулешов «Русская глиняная игрушка, как вид народного творчества», Москва, «Наука», 2012г.

11. Т. Лаптева «Большие игры маленьких детей», Дрофа-Плюс, Москва 2005г.

12. Анохин Ю., Минаева Н. В музее игрушек «МАЛЫШ» М.: 1986

13. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод. Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).

14. Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд.- М.: Просвещение 2001.

15. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.2.- 272с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).

16. Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь 2006

17. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ. кружков/Под ред. В.А Барадулина. М.: Просвещение, 1979. 320 с., ил.,16 л. Ил.

18. Бельтюкова, Петров, Кард «Учимся лепить» изд. «Эксмо», М:, 2001.

19. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. - М.: АГАР, 1999. - 48 с.

20. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000. - 320с.

21. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, .. .-Ярославль: Академия К°, 1998. - 48 с. 37. Долорес Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ - Пресс книга, 2003.-144с.



Литература для учащихся и родителей:

1. «Мифы и легенды древних славян», «Дрофа Плюс», Москва 2007г.

2. Российский народ. Пословицы. Загадки. Сказки», ЗОО «Медиа Групп», Москва 2007г.

3. «Лубочные картинки», Мозаика-синтез, Москва 2006г.

4. Н. Сурьяминова «Синие цветы гжели», Малыш, Москва. 1986г.

5. Раскраска «Боги древних славян», Москва 2009г.

6. Раскраска «Народные костюмы», ООО «Хатберт-пресс», Москва. 2005г.

7. Е.А. Никонова «Я открою вам секрет», Паритет, Санкт-Петербург. 2005г.

8. Т. Носова «Каргопольская игрушка», Мозаика-Синтез, Москва. 2005г.

9. «Филимоновские свистульки», Мозаика-Синтез, Москва. 2005г.

10. А. Климентов, «Народные промыслы России», Москва. 2007г.

11. Г. Вайданова, «Сказ про гончара и абашевскую игрушку», Москва. 1989г. 14. И.Д. Агеева




























    1. Приложение


Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(с применением к занятиям в дополнительном образовании)

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать)   утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4   3    2   1   0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4   3    2   1   0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4   3    2   1   0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4   3    2   1   0

5. У меня есть любимый учитель.

4   3    2   1   0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4   3    2   1   0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4   3    2   1   0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4   3    2   1   0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4   3    2   1   0

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4   3    2   1   0

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления, где в числителе указывается общая сумма баллов ответов всех учащихся, а в знаменателе  произведение количества учащихся на общее количество ответов (10). Например, общая сумма ответов 15 учащихся составляет 420. Тогда 420 : (15 * 10) = 2,8. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

0-2,5

Средний уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

2,6-2,9

Высокий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

2,9 и выше



Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим Коллективом.

Ход проведения.

Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая шина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

 Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

 Ф.И.

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого предпочтительного).

А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого неприятного).

Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).

Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи 3 этих людей).

Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ни же предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый от дает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует скатать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица.        

Она состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали из номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента:

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»        

В два раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов

«Принятые»

Равно  или  несколько  больше  (меньше) среднего числа полученных одним испытуемым выборов

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных одним испытуемым выборов



Методика Орлова Ю.М. Тест - опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха.

Методика Потребность в достижении цели используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.

Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут. 

Методика Орлова Ю.М. (Тест - опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха).

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите "да" или поставьте знак "+", если не согласны - "нет" ("-").

Стимульный материал.

1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Ключ к тесту - опроснику Орлова.

ответы "Да" ("+") на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
ответы "Нет" ("-") на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Обработка результатов.

За каждый ответ совпадающие с ключом ставится 1 балл, ответы суммируются.

Интерпретация и расшифровка методики Орлова.

0 - 6   баллов - низкая потребность в достижениях.

7 - 9   баллов - пониженная потребность в достижениях.

10 - 15 баллов - средняя потребность в достижениях.

16 - 18 баллов - повышенная потребность в достижениях.

19 - 23 баллов - высокая потребность в достижениях.

Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:

- настойчивостью в достижении своих целей

- неудовлетворенностью достигнутым

- постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше

- склонностью сильно увлекаться работой

- стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха

- неспособностью плохо работать

- потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел

- отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата

- неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи

- готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ
(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон)
1 вариант:
Материалы: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум (можно ввести такие качества, как: красота, богатство, успех и пр.)
Инструкция:
«Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, умные, здоровые дети, на самой низкой – самые нездоровые, неумные, несчастливые. Отметь на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенку здоровья? Куда на лесенку ума?»
2 вариант (для старших детей)
Материалы: лист белой бумаги, карандаш, ластик
Инструкция: «Нарисуй три лесенки из пяти ступенек. Воспитатель рисует одну лесенку на доске так, чтобы она была лесенкой «счастья», другая «здоровья», а третья «ума». Можешь нарисовать их любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них». Дальше инструкция повторяется.
Этот вариант подходит для групповой работы со старшими детьми и позволяет оценить величину каждой лесенки: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости и неустойчивости самооценки.
Анализ результатов:
1. Анализ самооценки следует производить в баллах: 5 лесенка - 5 баллов, 4 - 4 балла, 3 - 3 балла, 2 - 2 балла, 1 - 1 балл.
2. Если все показатели в сумме дают 14-15 баллов - самооценка завышенная, от 9 до 13 баллов - адекватная (нормальная), от 8 до 3 - заниженная. Все полученные показатели следует соотнести с результатами других исследований.
Интерпретация носит свободный характер.
Ребенок с завышенной самооценкой (или же с тенденцией к ней) нечувствителен к ситуации обучения, не умеет видеть во взрослом учителя.
Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для развития и обучения. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого, к которому, может быть, в высокой степени чувствителен.
Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и в поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и пр.

Тест на определение эмоционального состояния «Что я чувствую»

И
ногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в коллективе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям выбрать «смайлик», который более всего похож на ребенка, и тем самым провести тест «Что я чувствую».

Предполагаемые «смайлики» можно условно разделить на три группы: «Радость», «Грусть» и «Задумчивость».

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок выбирает «смайлик» «Радость». В этом случае можно с легкостью судить о том, что события, происходящие на занятии, являются для него личностно значимыми. Ребенок «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. «Радость» свидетельствует о «мире» в его душе.

Вторая группа самая тревожная. «Смайлик» «Грусть» значит, что жизнь в коллективе не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями. Ребенок воспринимает себя в коллективе, как нечто отчужденное, безликое.

«Смайлик» «Задумчивость» заставляет педагога задуматься и попытаться понять, что выражает ребенок, выбирая этот «смайлик». Возможно, этот выбор окажется для педагога непонятным и приведет к ложным выводам.

Несмотря на то что рисуночный тест «Что я чувствую» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в коллективе, по прошествии

двух недель тест надо повторить.





  1. Приложение
    1. Календарно-тематический план модуля «Школа лепки»


темы

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Дата проведения

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты , санитарии и гигиены на занятиях детского объединения «Живая глина». Презентация «Путешествие волшебного комочка».

Беседа


2

2

Лепка из пластилина. История пластилина. Знакомство с базовыми формами , и инструментами используемыми при лепке .

Практическое занятие


3

2

Беседа «Дары осени» . Лепка овощей и фруктов из пластилина.

Беседа


4

2

«Корзинка с грибами». Лепка композиции из пластилина.

Практическое занятие


5

2

Беседа о пользе насекомых , местах их обитания. Лепка гусениц и пчёлок.

Практическое занятие


6

2

Беседа о птицах, среде их обитания . Лепка птиц.


Практическое занятие


7

2

Цветы из пластилина.

Беседа


8

2

Лепка из бумажного теста (бумагапластика).

История лепки из бумажного теста. Приготовление бумажного теста. Лепка геометрических фигур.

Практическое занятие


9

3

Лепка посуды из бумажного теста.

Практическое занятие


10

3

Лепка животных из бумажного теста.

Беседа


11

2

Лепка из пластической массы.

Технология лепки из пластической массы . Лепка цветка .

Практическое занятие


12

4

Лепка из пластической массы «Игрушки-зверушки».

Беседа


13

3

Лепка из полимерной глины Технология лепки из полимерной глины . Изготовление цветов из полимерной глины.

Практическое занятие


14

3

Лепка «Украшения из полимерной глины ».

Практическое занятие


15

3

Исследовательская и проектная работа

Беседа


Итого 36 часов.


    1. Календарно-тематический план модуля «В мастерской глиняной игрушки»



1

1

Краткая история промысла. Свойства и особенности глины. Материалы и инструменты для работы с глиной. Обжиг и роспись изделий из глины.

Практическое занятие


2

2

«Путешествие в мастерскую дымковской игрушки». Знакомство с традициями дымковской игрушки. Передача образа и приёмы лепки.

Беседа


3

2

Изготовление изделия «Утушка» в традициях дымковской игрушки.

Практическое занятие


4

2

Изготовление изделия «Конь» в традициях дымковской игрушки .

Практическое занятие


5

2

Изготовление изделия «Коровка» в традициях дымковской игрушки.

Беседа


6

2

Изготовление изделия «Петух» в традициях дымковской игрушки

Практическое занятие


7

2

«Внешняя и внутренняя красота русских красавиц». Изготовление изделия «Барышня с корзинкой» в традициях дымковской игрушки

Практическое занятие


8

2

Изготовление фигуры человека с предметом в традициях дымковской игрушки

Беседа


9

2

Значение животных в природе и жизни человека. Изготовление изделия «Человек и его питомец» в традициях дымковской игрушки

Практическое занятие


10

2

«Путешествие в мастерскую тверской игрушки». Знакомство с тверской игрушкой. Приёмы пластики и росписи.

Практическое занятие


11

2

Красота и достоинства русской женщины. Изготовление изделия «Лебёдушка» в традициях тверской игрушки


Практическое занятие


12

2

«Царь – рыба» в традициях тверской игрушки


Коллективный анализ работ


13

2

«Путешествие в мастерскую филимоновской игрушки». Знакомство с традициями изготовления филимоновской игрушки. Приёмы пластики и росписи.

Беседа


14

2

Изготовление изделия «Барашек» в традициях

филимоновской игрушки.

Практическое занятие


15

2

Изготовление изделия «Барыня» в традициях

филимоновской игрушки.

Практическое занятие


16

2

«Путешествие в мастерскую каргопольской игрушки». Знакомство с традициями изготовления каргопольской игрушки Приёмы пластики и росписи.

Беседа


17

2

Изготовление изделия «Полкан» в традициях

каргопольской игрушки.

Практическое занятие


18

2

Изготовление изделия «Утица» в традициях

каргопольской игрушки.

Практическое занятие


19

1

Повторение и закрепление изученного материала. Защита творческих проектов.

Защита творческих проектов.


Итого 36 часов.

    1. Календарно-тематический план модуля «В гостях у гончаров»



1

1

Презентация «В гостях у гончаров».

Беседа


2

2

Знакомство с изготовлением сувенирной посуды в технике «жгут». Лепка солонки.

Практическое занятие


3

2

Праздник Масленицы в народной традиции. Изготовление изделия «Тарелочка на Масленицу» в технике «жгут»

Практическое занятие


4

2

Изготовление изделия «Корзинка с фруктами» в технике «жгут»

Практическое занятие


5

2

Изготовление изделия «Букет маме» в технике «жгут»

Практическое занятие


6

2

Изготовление посуды с рельефным декором «Цветочный горшочек»

Коллективный анализ работ


7

2

Изготовление посуды с рельефным декором «Вазочка»

Беседа


8

2

Изготовление посуды с рельефным декором «Братина»

Практическое занятие


9

2

Изготовление посуды с рельефным декором «Кувшинчик».


Практическое занятие


10

2

Изготовление изделия «Подсвечник»» в технике «пласт»

Беседа


11

2

Изготовление изделия «Кружка» в технике «пласт»

Практическое занятие


12

2

Изготовление изделия «Вазочка для цветов» в технике «пласт»

Практическое занятие


13

2

Презентация «Гжель». Декоративная посуда гжельских мастеров. Лепка сахарницы.

Беседа


14

2

Изготовление изделия «Чашка с блюдцем» с использованием элементов народного промысла «Гжель».

Практическое занятие


15

2

Роспись изделия «Чашка с блюдцем» в традициях гжели.

Практическое занятие


16

4

Разнообразие традиций в сувенирной керамике. Лепка сувениров из глины.

Беседа


17

2

Повторение и закрепление изученного материала. Защита творческих проектов

Практическое занятие


18

1

Итоговое занятие

Практическое занятие



Итого 36 часов.