СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»


Рассмотрено на педагогическом

совете МАУ ДО ЦДО

протокол № ___

от «___» ______________ 2020 г.


Утверждаю:

И.о. директора МАУ ДО ЦДО

_________________М.Н. Кундышев

«___» _____________ 2020 г.






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«ЮНИС: юный исследователь»

туристско- краеведческой направленности


Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: с 12 лет






Составитель:

Игонина Ирина Юрьевна,

методист МАУ ДО ЦДО














р.п. Дальнее Константиново

2020



  • Пояснительная записка



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь» туристско-краеведческой направленности. В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность, краеведческая деятельность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Именно на этом естественном стремлении к самостоятельному изучению, познанию большого, строится программа "ЮНИС: юный исследователь".

Программа дает возможность обучающимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, поиске и создании своего генеалогического древа и т.д.

  • Актуальность

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для понятий.

  • Новизна

Программа интегрирована, т.к. включает знания по истории, географии, экологии и культурологии.

Программа признана обогащать знаниями об историческом прошлом нашего родного края, воспитывать учащихся на примерах мужества и героизма.

  • Объем программы и сроки реализации


Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок реализации программы 1 год, период обучения с сентября по май.

  • Форма обучения


Очная форма обучения. Программа предусматривает два вида занятий: теоретическое и практическое занятие. Целесообразно использовать ИКТ и Интернет. Также в обучении применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальный подход к обучаемому.


  • Режим занятий


На освоение программы отводится 4 часа в неделю. Занятие в группе проводится 2 раза в неделю по 2 часа. По окончании учебного года проводится срез знаний и умений.


  • Цель


Познакомить учащихся с историко-культурным наследием края, поселка, изучить традиции семей и родословные, работа с семейным архивом. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности и гордости за свой род.  Формирование навыков поисково-исследовательской работы.


Программа предусматривает реализацию следующих задач:


Обучающие:

- расширение кругозора воспитанников и информированности в области туристско-краеведческой деятельности;

-совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;

- научить работать с различными источниками информации.

Развивающие:

- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы;

– развивать познавательный интерес к изучению истории города, края, своего рода, обучать исследовательской и проектной деятельности, формирование у учащихся информационной культуры, использование интернет, информационных технологий в изучении краеведения;

-развивать навыки самостоятельной работы, умение правильно делать выводы;

Воспитывающие:

-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, сопричастности к судьбе родного края; 

-воспитывать ответственность, настойчивость, целеустремленность в достижении цели;

-формировать умение работать в команде.

  • Ожидаемые результаты


  • Познакомиться с историей родного края

  • освоить навыки поисково- исследовательской деятельности

  • научиться видеть необычное в обычных вещах (научить детей видеть прекрасное в обычных вещах, научить быть добрыми и отзывчивыми и радоваться окружающему миру)

  • развить интерес к поисковой деятельности (реализация проектов по изучению своей родословной, изучение традиций и культуры своих семей)

  • научить ценить и уважать свой труд (организация выставок и выставок - музей по реализуемым проектам)

  • развить интерес к проектной деятельности, составление проектов, реализация этих проектов;

  • расширение знаний о своей родословной, семейных традициях.


  • Категория учеников:

  • дети от 12 до 17 лет.


  • Место реализации программы


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования».


Учебный план


Тема

Всего часов

Теоретическое

Практическое

Формы аттестации

2

«Моя малая родина» (знакомство с историей Дальнеконтантиновского района)

36

4

32

Тестирование

3

«Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной)

42

6

36

Выставка

4

«Идея – исследование- проект» (знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности)

36

4

32

Проект

5

Организация участия в муниципальных и областных конкурсах

30

6

24

Конкурс творческих работ

Итого

144

20

124




Содержание программы


  • Вводное занятие – знакомство, техника безопасности, вводный инструктаж, оформление необходимой документации.

Материал: стенды в кабинетах, образцы изделий, журнал регистрации.

Задачи: заинтересовать детей обучаться в объединении, развить интерес к поисково-исследовательская деятельности и истории родного края.

  • «Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной)

Теория: что такое семья? что такое семейные традиции, устои, какие бывают

Практика: изучение семейного архива (фото, записки, писания, истории и т.д), сбор информации о семье, разработка и составление родословной

Материал: материалы семьи (индивидуально): фото, истории и традиции семьи и т.д., применение ИКТ, возможна работа с архивом

Задачи: привить любовь и интерес к прошлому своей семьи, научить работать коллективно (семья), реализовать проект «Семейный музей», организовать выставку - музей проекта.


  • «Моя малая родина» (знакомство с историей Дальнеконтантиновского района)

Теория: краеведение родного края, Дальнеконстантиновского района

Практика: сбор и изучение информации о краеведении Дальнекоснтантиновского района, составление сборника

Материал: материалы музеев, сбор информации с сети интернет, общение со знаменитыми людьми Дальнеконстантиновского района

Задачи: привить любовь и интерес к родному краю, привитие гражданско- патриотического воспитания

  • «Идея – исследование - проект» (знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности)

Теория: что такое идея? что такое исследование? что такое проект?

Практика: пробное написание исследовательской работы

Материал: информация

Задачи: научить и привить знания, умения и навыки в написание и проведении исследовательской деятельности.


  • Организация участия в муниципальных и областных конкурсах

Теория: разработка материала для муниципальных этапов конкурсов, изучение региональных и областных положений, подготовка к участию

Практика: участие в мероприятиях районного, областного масштаба

Материал: информация

Задачи: привить дух соревнований, лидерские качества, исследовательская деятельность

  • Итоговое занятие

Промежуточная аттестация, целью которой является отслеживание роста уровня владения тем или иным видом деятельности. Подведение итогов работы обучающихся за год. Награждение грамотами, дипломами.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение, рассказ, демонстрация наглядных пособий и компьютерных презентаций);

- учебно-исследовательский метод (творческие задания и упражнения, реализация проектов, организация выставок).

  • Формы оценивания

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь» применяются промежуточный и итоговый виды контроля.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года (декабрь). Формы оценки: тестирование, викторины, участие в конкурсах. 

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года (май). Формы оценки: защита и презентация проекта «Мое родословная», итоговое тестовое задание «Моя малая родина».


Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

  • Оценочные материалы

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

ФИО ребенка

Показатели

(Оцениваемы параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Итого в баллах

1






















Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

 высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

 средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

 низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

 высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

 средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50- 80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

 низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

  • Методические материалы

Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:

 поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий по организации мероприятий),

 метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, конкурсах;

 метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.


Технологии, используемые при проведении занятий:

 «обучение в сотрудничестве»;

 проблемного обучения;

 информационные технологии;

 индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

 технология критического мышления;

 здоровье-сберегающие технологии;

 обучение в игре («учимся, играя»).


  • Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

  • Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

  • Формы организации образовательного  процесса – групповая, индивидуальная.

  • Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

  • Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.


  • Условия реализации программы (материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение)

  • Материально- техническое обеспечение:

  • Кабинет.

  • Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.

  • Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.

  • При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы. Дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.


Информационное обеспечение:

1. Оформление информационных стендов;

2. Банк данных (разработки занятий, игр, беседы и лекции для обучающихся, разработки мероприятий);

3. Диагностические материалы.

Список литературы


Литература, рекомендуемая для педагогов и родителей


  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

  • Книга чудес Выпуск 1 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2002.-64с…

  • 2.Книга чудес Выпуск 2 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2004.-89с…

  • 3.Николай Грязнов Дальнеконстантиновские сказы и были. - Нижний Новгород: ИЗД «Книги», 2014.-32с

  • Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.

  • Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.

  • Сайт Администрации Дальнеконстантиновского района dknnov.ru

  • Статьи по географии Нижегородской области поселения Дальнеконстантиновского района, исторические очерки, фотографии исторического развития улицы (архивные материалы музея р.п.Дальнее Константиново).



Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь»

Название деятельности

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

Вводное занятие

Вводное инструктаж по Т/Б. Вводное занятие «С чего начинается Родина»

2


История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности

2


История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности

2


История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности

2


История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности

2


Памятные места нашего района. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники

2


Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?»

2



Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?»

2

Октябрь


Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?»

2


«Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода

2


«Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода

2


Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края.

2


Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края.

2


Учреждения нашего района.

Наш район в годы ВОВ.

2


Учреждения нашего района.

Наш район в годы ВОВ.

2


Учреждения нашего района.

Наш район в годы ВОВ.

2

Ноябрь


Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района

2


Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района

2


Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района

2


«Моя семья – мое богатство»

2


«Моя семья – мое богатство»

2


«Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени»

2


«Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени»

2


Что означает слово «родители», «родословная семьи»

2



Что означает слово «родители», «родословная семьи»

2

Декабрь


История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат»

2


История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат»

2


Традиции моей семьи

2


Традиции моей семьи

2


Традиции моей семьи

2


Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо»

2


Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо»

2


История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа

2


История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа

2

Январь



История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа

2


История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа

2


Алгоритм составление родословной (практическое задание)

2


Алгоритм составление родословной (практическое задание)

2


Алгоритм составление родословной (практическое задание)

2


Алгоритм составление родословной (практическое задание)

2

Февраль


Алгоритм составление родословной (практическое задание)

2


Понятие «идея», «исследование», «проект»

2


Тема, предмет, цель, задачи исследование

2


Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент.

2


Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент.

2


Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент.

2


Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование

2

Март


Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование

2


Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование

2


Проект – виды, цели, задачи

2


Проект – виды, цели, задачи

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2

Апрель


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие

2


Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия»

2


Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия»

2


Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия»

2


Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия»

2


Составление генеалогического древа. Практическое занятие

2

Май


Составление генеалогического древа. Практическое занятие

2


Составление генеалогического древа. Практическое занятие

2


Составление генеалогического древа. Практическое занятие

2


Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции»

2


Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции»

2


Видеоматериал «Моя малая Родина»

2


Видеоматериал «Моя малая Родина»

2


Видеоматериал «Моя малая Родина»

2

Итого

144 часа










Календарный учебный график

Комплектование групп проводится с 01 августа по 06 сентября 2020 года.

Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.

Учебные занятия начинаются с 07 сентября 2020 года и заканчиваются 23 мая 2021 года.

Зимние каникулы с 01.01.21 г. - 10.01.2021 года.

Контроль по итогам реализации программы с 17.05.21 г. по 23.05.21 года.


Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных часов/недель


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51


30.08 – 06.09

07.09 – 13.09

14.09 – 20.09

21.09 – 27.09

28.09 – 04.10

05.10 – 11.10

12.10 – 18.10

19.10 – 25.10

26.10 – 01.11

02.11 – 08.11

09.11 – 15.11

16.11 – 22.11

23.11 – 29.11

20.11 – 06.12

07.12 – 13.12

14.12 – 20.12

21.12 – 27.12

28.12 – 03.01

04.01 – 10.01

11.01 – 17.01

18.01 – 24.01

25.01 – 31.01

01.02 – 07.02

08.02 – 14.02

15.02 – 21.02

22.02 – 28.02

01.03 – 07.03

08.03 – 14.03

15.03 – 21.03

22.03 – 28.03

29.03 – 04.04

05.04 – 11.04

12.04 - 18.04

19.04 – 25.04

26.04 – 02.05

03.05 – 09.05

10.05 – 16.05

17.05 – 23.05

24.05 – 30.05

31.05 – 06.06

07.06 – 13.06

14.06 – 20.06

21.06 – 27.06

28.06 – 04.07

05.07 – 11.07

12.07 – 18.07

19.07 – 25.07

26.07 – 01.08

02.08 – 08.08

09.08 – 15.08

16.08 – 22.08

23.08 – 29.08


1 год обучения

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4















144/36

4


Общая нагрузка в неделю





Каникулярный период


Промежуточный контроль


Контроль по итогам реализации программы