Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Рассмотрено на педагогическом совете МАУ ДО ЦДО протокол № ___ от «___» ______________ 2020 г. | Утверждаю: И.о. директора МАУ ДО ЦДО _________________М.Н. Кундышев «___» _____________ 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ЮНИС: юный исследователь»
туристско- краеведческой направленности
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: с 12 лет
Составитель:
Игонина Ирина Юрьевна,
методист МАУ ДО ЦДО
р.п. Дальнее Константиново
2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь» туристско-краеведческой направленности. В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность, краеведческая деятельность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Именно на этом естественном стремлении к самостоятельному изучению, познанию большого, строится программа "ЮНИС: юный исследователь".
Программа дает возможность обучающимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, поиске и создании своего генеалогического древа и т.д.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для понятий.
Программа интегрирована, т.к. включает знания по истории, географии, экологии и культурологии.
Программа признана обогащать знаниями об историческом прошлом нашего родного края, воспитывать учащихся на примерах мужества и героизма.
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок реализации программы 1 год, период обучения с сентября по май.
Очная форма обучения. Программа предусматривает два вида занятий: теоретическое и практическое занятие. Целесообразно использовать ИКТ и Интернет. Также в обучении применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальный подход к обучаемому.
На освоение программы отводится 4 часа в неделю. Занятие в группе проводится 2 раза в неделю по 2 часа. По окончании учебного года проводится срез знаний и умений.
Познакомить учащихся с историко-культурным наследием края, поселка, изучить традиции семей и родословные, работа с семейным архивом. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности и гордости за свой род. Формирование навыков поисково-исследовательской работы.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
Обучающие:
- расширение кругозора воспитанников и информированности в области туристско-краеведческой деятельности;
-совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;
- научить работать с различными источниками информации.
Развивающие:
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы;
– развивать познавательный интерес к изучению истории города, края, своего рода, обучать исследовательской и проектной деятельности, формирование у учащихся информационной культуры, использование интернет, информационных технологий в изучении краеведения;
-развивать навыки самостоятельной работы, умение правильно делать выводы;
Воспитывающие:
-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, сопричастности к судьбе родного края;
-воспитывать ответственность, настойчивость, целеустремленность в достижении цели;
-формировать умение работать в команде.
Познакомиться с историей родного края
освоить навыки поисково- исследовательской деятельности
научиться видеть необычное в обычных вещах (научить детей видеть прекрасное в обычных вещах, научить быть добрыми и отзывчивыми и радоваться окружающему миру)
развить интерес к поисковой деятельности (реализация проектов по изучению своей родословной, изучение традиций и культуры своих семей)
научить ценить и уважать свой труд (организация выставок и выставок - музей по реализуемым проектам)
развить интерес к проектной деятельности, составление проектов, реализация этих проектов;
расширение знаний о своей родословной, семейных традициях.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
Учебный план
№ | Тема | Всего часов | Теоретическое | Практическое | Формы аттестации |
2 | «Моя малая родина» (знакомство с историей Дальнеконтантиновского района) | 36 | 4 | 32 | Тестирование |
3 | «Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной) | 42 | 6 | 36 | Выставка |
4 | «Идея – исследование- проект» (знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности) | 36 | 4 | 32 | Проект |
5 | Организация участия в муниципальных и областных конкурсах | 30 | 6 | 24 | Конкурс творческих работ |
Итого | 144 | 20 | 124 | |
Содержание программы
Вводное занятие – знакомство, техника безопасности, вводный инструктаж, оформление необходимой документации.
Материал: стенды в кабинетах, образцы изделий, журнал регистрации.
Задачи: заинтересовать детей обучаться в объединении, развить интерес к поисково-исследовательская деятельности и истории родного края.
«Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной)
Теория: что такое семья? что такое семейные традиции, устои, какие бывают
Практика: изучение семейного архива (фото, записки, писания, истории и т.д), сбор информации о семье, разработка и составление родословной
Материал: материалы семьи (индивидуально): фото, истории и традиции семьи и т.д., применение ИКТ, возможна работа с архивом
Задачи: привить любовь и интерес к прошлому своей семьи, научить работать коллективно (семья), реализовать проект «Семейный музей», организовать выставку - музей проекта.
Теория: краеведение родного края, Дальнеконстантиновского района
Практика: сбор и изучение информации о краеведении Дальнекоснтантиновского района, составление сборника
Материал: материалы музеев, сбор информации с сети интернет, общение со знаменитыми людьми Дальнеконстантиновского района
Задачи: привить любовь и интерес к родному краю, привитие гражданско- патриотического воспитания
Теория: что такое идея? что такое исследование? что такое проект?
Практика: пробное написание исследовательской работы
Материал: информация
Задачи: научить и привить знания, умения и навыки в написание и проведении исследовательской деятельности.
Теория: разработка материала для муниципальных этапов конкурсов, изучение региональных и областных положений, подготовка к участию
Практика: участие в мероприятиях районного, областного масштаба
Материал: информация
Задачи: привить дух соревнований, лидерские качества, исследовательская деятельность
Промежуточная аттестация, целью которой является отслеживание роста уровня владения тем или иным видом деятельности. Подведение итогов работы обучающихся за год. Награждение грамотами, дипломами.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение, рассказ, демонстрация наглядных пособий и компьютерных презентаций);
- учебно-исследовательский метод (творческие задания и упражнения, реализация проектов, организация выставок).
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь» применяются промежуточный и итоговый виды контроля.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года (декабрь). Формы оценки: тестирование, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года (май). Формы оценки: защита и презентация проекта «Мое родословная», итоговое тестовое задание «Моя малая родина».
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
№ | ФИО ребенка | Показатели (Оцениваемы параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | Итого в баллах |
1 | | | | | | |
… | | | | | | |
| | | | | | |
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50- 80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:
поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий по организации мероприятий),
метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, конкурсах;
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Технологии, используемые при проведении занятий:
«обучение в сотрудничестве»;
проблемного обучения;
информационные технологии;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
технология критического мышления;
здоровье-сберегающие технологии;
обучение в игре («учимся, играя»).
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Условия реализации программы (материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение)
Материально- техническое обеспечение:
Кабинет.
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы. Дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.
Информационное обеспечение:
1. Оформление информационных стендов;
2. Банк данных (разработки занятий, игр, беседы и лекции для обучающихся, разработки мероприятий);
3. Диагностические материалы.
Список литературы
Литература, рекомендуемая для педагогов и родителей
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Книга чудес Выпуск 1 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2002.-64с…
2.Книга чудес Выпуск 2 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2004.-89с…
3.Николай Грязнов Дальнеконстантиновские сказы и были. - Нижний Новгород: ИЗД «Книги», 2014.-32с
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.
Сайт Администрации Дальнеконстантиновского района dknnov.ru
Статьи по географии Нижегородской области поселения Дальнеконстантиновского района, исторические очерки, фотографии исторического развития улицы (архивные материалы музея р.п.Дальнее Константиново).
Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь»
№ | Название деятельности | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | Вводное занятие | Вводное инструктаж по Т/Б. Вводное занятие «С чего начинается Родина» | 2 |
| История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 |
| История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 |
| История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 |
| История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 |
| Памятные места нашего района. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники | 2 |
| Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 |
| | Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 |
Октябрь | | Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 |
| «Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода | 2 |
| «Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода | 2 |
| Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края. | 2 |
| Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края. | 2 |
| Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 |
| Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 |
| Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 |
Ноябрь | | Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 |
| Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 |
| Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 |
| «Моя семья – мое богатство» | 2 |
| «Моя семья – мое богатство» | 2 |
| «Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени» | 2 |
| «Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени» | 2 |
| Что означает слово «родители», «родословная семьи» | 2 |
| | Что означает слово «родители», «родословная семьи» | 2 |
Декабрь | | История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат» | 2 |
| История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат» | 2 |
| Традиции моей семьи | 2 |
| Традиции моей семьи | 2 |
| Традиции моей семьи | 2 |
| Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо» | 2 |
| Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо» | 2 |
| История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 |
| История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 |
Январь | | История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 |
| История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 |
| Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 |
| Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 |
| Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 |
| Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 |
Февраль | | Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 |
| Понятие «идея», «исследование», «проект» | 2 |
| Тема, предмет, цель, задачи исследование | 2 |
| Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 |
| Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 |
| Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 |
| Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 |
Март | | Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 |
| Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 |
| Проект – виды, цели, задачи | 2 |
| Проект – виды, цели, задачи | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
Апрель | | Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 |
| Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 |
| Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 |
| Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 |
| Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 |
| Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 |
Май | | Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 |
| Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 |
| Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 |
| Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции» | 2 |
| Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции» | 2 |
| Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 |
| Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 |
| Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 |
Итого | 144 часа |
Календарный учебный график
Комплектование групп проводится с 01 августа по 06 сентября 2020 года.
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебные занятия начинаются с 07 сентября 2020 года и заканчиваются 23 мая 2021 года.
Зимние каникулы с 01.01.21 г. - 10.01.2021 года.
Контроль по итогам реализации программы с 17.05.21 г. по 23.05.21 года.
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных часов/недель |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | |
30.08 – 06.09 | 07.09 – 13.09 | 14.09 – 20.09 | 21.09 – 27.09 | 28.09 – 04.10 | 05.10 – 11.10 | 12.10 – 18.10 | 19.10 – 25.10 | 26.10 – 01.11 | 02.11 – 08.11 | 09.11 – 15.11 | 16.11 – 22.11 | 23.11 – 29.11 | 20.11 – 06.12 | 07.12 – 13.12 | 14.12 – 20.12 | 21.12 – 27.12 | 28.12 – 03.01 | 04.01 – 10.01 | 11.01 – 17.01 | 18.01 – 24.01 | 25.01 – 31.01 | 01.02 – 07.02 | 08.02 – 14.02 | 15.02 – 21.02 | 22.02 – 28.02 | 01.03 – 07.03 | 08.03 – 14.03 | 15.03 – 21.03 | 22.03 – 28.03 | 29.03 – 04.04 | 05.04 – 11.04 | 12.04 - 18.04 | 19.04 – 25.04 | 26.04 – 02.05 | 03.05 – 09.05 | 10.05 – 16.05 | 17.05 – 23.05 | 24.05 – 30.05 | 31.05 – 06.06 | 07.06 – 13.06 | 14.06 – 20.06 | 21.06 – 27.06 | 28.06 – 04.07 | 05.07 – 11.07 | 12.07 – 18.07 | 19.07 – 25.07 | 26.07 – 01.08 | 02.08 – 08.08 | 09.08 – 15.08 | 16.08 – 22.08 | 23.08 – 29.08 | |
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | | | | | | | | | | | | | | | 144/36 |
4 | Общая нагрузка в неделю |
| Каникулярный период |
| Промежуточный контроль |
| Контроль по итогам реализации программы |