ВВЕДЕНИЕ
Волонтёры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.
Экология – она касается каждого из нас, все мы – часть природы. Рано или поздно мы почувствуем ее беды на себе – ухудшением здоровья, недостатком пищи, пресной воды и чистого воздуха, ураганами, наводнениями и пожарами…
В России сегодня действует множество молодёжных волонтёрских объединений, которые занимаются экологическими вопросами. Современность с высоким темпом прогресса требует гибкости мышления, быстрой обучаемости, творческих решений экопроблем.
Введение кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Эковолонтер»
- социально-гуманитарная
Актуальность программы «Эковолонтер» заключается в том, что на занятиях обучающиеся не только овладеют экологическими знаниями, а приобретут эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую природную среду.
Педагогическая целесообразность программы «Эковолонтёр» определяется тем, что она способствует повышению уровня экологической культуры обучающихся, формированию умений анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, осознанию личной ответственности за сохранность природной среды.
Главная цель программы заключается в формирование у учащихся основ экологического мировоззрения через совместную природоохранную, волонтёрскую и эколого-просветительскую деятельность.
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с основами и принципами волонтёрской деятельности и социального проектирования;
- познакомить учащихся с принципами организации экологических мероприятий и акций;
воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры учащихся;
- способствовать формированию культуры коллективной проектной деятельности учащихся через организацию и проведение эколого-просветительских акций и мероприятий;
- способствовать формированию у учащихся системы внутренних убеждений и принципов работы экологического волонтёра;
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся в проектной деятельности;
- способствовать формированию у учащихся культуры работы с людьми и информацией;
- способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти, аналитических способностей учащихся.
Контингент: программа предназначена для детей 13-15 лет.
Сроки обучения: программа рассчитана на 1 год. Групповые занятия с детьми организуются 2 раза в неделю. 72 часа год.
Формы проведения занятий: Учебный материал делится на две части: теоретический и практический.
Практические занятия проводится в форме экологический уроков, игр, акций, участие в конкурсах, выставках, в работе с учащимися школы.
Условия реализации программы
1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности.
3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ « ЭКОВОЛОНТЁРЫ»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ « ЭКОВОЛОНТЁРЫ» ПРОЯВЛЯЮТСЯ В:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтѐрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и сверстников.
Формы подведения аттестации.
Промежуточная аттестация в конце учебного года в форме игры-викторины;
Педагог оценивает:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Введение «Что изучает экология? Экологические организации, их значение» Инструктаж по ТБ и правилам поведения | 1 | 1 | | Опрос |
2 | Цели, задачи и направления работы кружка. Работа с «эколого-биологическим» календарем | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
3 | Акция «Добрые крышечки» | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
4 | Акция помощи бездомным животным «Сезоны добра». | 6 | 2 | 4 | Наблюдение Выставка |
5 | Познавательный час: «Экономим энергию – бережём планету!» | 2 | 1 | 1 | Беседа Наблюдение |
6 | Экологический урок о сбережении воды | 3 | 1 | 2 | Беседа Наблюдение |
7 | Участие в областных турнирах и конкурсах | 10 | 4 | 6 | Наблюдение Участие в конкурсах |
8 | Игра о сохранении чистоты Волги | 3 | 1 | 2 | Беседа Наблюдение |
9 | Акция «Покормите птиц зимой». | 3 | 1 | 1 | Наблюдение |
10 | Эколого-интеллектуальный турнир «Экопросветители» | 3 | 1 | 2 | Беседа Наблюдение |
11 | Экологический урок «Приключение электроники» | 3 | 1 | 2 | Беседа Наблюдение |
12 | ЭкоФотовыстовка «Красота родной природы » | 2 | | 2 | Наблюдение выставка |
13 | Акция « Сдай батарейку» | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
14 | Экологический урок-Мобильные технологии для экологии | 4 | 1 | 3 | Беседа Наблюдение |
15 | Экокинофильм «Одиннадцатый час» | 2 | 1 | 1 | Беседа Наблюдение |
16 | Познавательный час «Красная книга, Красная!» для учащихся начальной школы | 6 | 2 | 4 | Беседа Наблюдение |
17 | Экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего» | 5 | 1 | 4 | Наблюдение Фотоотчет |
18 | Выставка «Экоподелок» | 2 | 1 | 1 | Выставка Наблюдение |
19 | Конкурс «Знатоки природы» | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
20 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 1 | Игра- викторина |
21 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | Награждение |
ИТОГО: | 72 | 25 | 47 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1. Что изучает экология? Экологические организации, их значение (1ч)
Значение экологического движения в школе. Правила поведения в природе. Экологические знаки. История экологического волонтёрства. Стандарты волонтёрской деятельности.
2. Цели, задачи и направления работы кружка (5ч)
Знакомство с целями и задачами кружка, направлению деятельности, планом работы на год. Изучение в сети интернет календаря эколого-биологических дат. Подбор материала эколого-биологических праздников для оформления стенда. Подготовка материала к сменной тематической выставке «Календарь эколого-биологических дат».
3. Акция «Добрые крышечки» (3ч)
Организация, сбор, хранение пластиковых крышек с последующей сдачей для переработки и помощь благотворительному фонду.
4. Акция помощи бездомным животным «Сезоны добра» (6ч)
Подготовка и проведение акции. Изготовление листовок. Организация пункта сбора помощи приюту. Посещение приюта. Изготовление и награждение благодарственных писем за участие в выставке.
Подготовка и проведение ЭкоФотовыстовкаи «Домашние животные» - изготовление и распространение листовок в школе. Сбор фоторабот с изображением своего питомца. Оформление стенда в школе. Изготовление и награждение благодарственных писем за участие в фотовыставке.
5. Познавательный час: «Экономим энергию –бережём планету!» (2ч)
Поиск и составление сценария для проведения познавательного часа для 5-6 классов. Ученики в ходе познавательного часа узнают информации об энергии и энергетических процессах, об источниках энергии и их роли в жизни человека, о правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов.
6. Экологический урок о сбережении воды (3ч)
Подготовка сценария урока и проведение для учащихся 2-3 классов. Урок учит школьников ответственному отношению к водным ресурсам, мотивирует их совершать практические шаги по водосбережению в повседневной жизни. Информация подаётся в форме рассказа о судьбе одного озера и о детях, которые пытаются его очистить, помочь и спасти. Благодаря уроку ребята узнают о ценности пресной воды, о том, какие опасности ей угрожают, кто и как защищает реки и озера нашей страны.
7. Участие в областных турнирах и конкурсах (10ч)
Вселенная микробов - областной командный турнир - Подготовка презентаций и участие в областном командном турнире юных микробиологов
Естественнонаучный турнир «Экополис» - Подготовка презентаций и участие в областном командном естественнонаучном турнире «Экоплис».
Конкурс проектных работ по энергосбережению "МалоВАТТов" - Подготовка проектных работ к участию в конкурсе МалоВАТТов.
8. Игра о сохранении чистоты Волги (3ч)
Проведение игры для учащихся 4-х классов. В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и создать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги.
9. Акция «Покормите птиц зимой» (3ч)
Изготовление информационных листовок. Сбор фото с изготовленными кормушками. Награждение диплома об участии в акции.
10. Эколого-интеллектуальный турнир «Экопросветители» (3ч)
Интеллектуальный турнир для учащихся 5-6 классов по вопросам экологии. Оформление и вручение грамот победителям и участникам.
11. Экологический урок «Приключение электроники» (3ч)
Подготовка и проведение экологического урока для учеников 4-х классов. Ученики в ходе урока вместе с героем Девайсиком узнают секреты электроприборов, обсудят, как своей заботой продлить жизнь технике и как правильно поступать с уже отслужившими свой срок гаджетами.
12. ЭкоФотовыстовка «Красота родной природы » (2ч)
Сбор фоторабот и оформление стенда в школе. Изготовление и награждение благодарственных писем за участие в выставке.
13. Акция « Сдай батарейку» (3ч)
Организация места сбора использованных батареек в школе. Изготовление и награждение участников грамотами.
14. Экологический урок-Мобильные технологии для экологии (4ч)
Подготовка и проведение урока о гаджетах, мобильных приложениях и интернете для экологии для учащихся4,5 классов.
15. Экокинофильм «Одиннадцатый час»
Просмотр Экофильма с последующим его обсуждением в кружке; показ экофильма для учащихся 6 классов с последующем обсуждением.
16. Познавательный час «Красная книга, Красная!» (6ч)
Классный час для учащихся начальной школы. Почему красная книга красная? Чем красная книга отличается от чёрной. Почему в красной книги страницы разного цвета.
Акция "По страницам Красной книги" - Подготовка и проведение акции. Участникам акции предлагается рассказать о птицах, животных и растениях своего региона (области, края, республики), занесённых в Красную книгу ( оформить информацию на листе а4). В результате совместной деятельности будет создан альбом "По страницам Красной книги".
17. Экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего» (3ч)
Этот урок познакомит школьников 5-6 классов с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Ребята познакомятся с принципом “ничего лишнего” и узнают, как наполнить дом полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете.
Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на пришкольном участке - Подготовка листовок к акции. Определение территорий по сбору мусора для каждого класса. Фотоотчет.
18. Выставка «Экоподелок» (2ч)
Изготовление и распространение информационных листовок. Сбор экоподелок. Оформление выставки.
19. Конкурс «Знатоки природы» (4ч)
Подготовка и проведение конкурса среди 6 классов.
20. Промежуточная аттестация (1ч)
Игра - викторина. Выявление + и – в работе.
21. Итоговое занятие (21ч)
Награждение активистов.
УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2 -е издание,
М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/
под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001
6. https://mosvolonter.ru/biblioteka/Мир%20экологического%20волонтерства.pdf
7. https://ecoclass.me/lk/lessons/?theme=5#lessons